• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Страсти по саду

Воодушевление, с которым Лондон готовится к летним Олимпийским играм и 60-летнему юбилею правления Елизаветы II, передалось и лучшим британским садово
Реклама на dsnews.ua

Воодушевление, с которым Лондон готовится к летним Олимпийским играм и 60-летнему юбилею правления Елизаветы II, передалось и лучшим британским садоводам. Создавая новые работы для крупнейшей в мире выставки Chelsea Flower Show, прошедшей с 22 по 26 мая, дизайнеры проявили себя яркими патриотами и решили показать наиболее эффектные и потрясающие достижения британского садоводства.

Поэтому они совершили резкий поворот от естественности и рационализма, царивших в прошлом году (подробнее — см. "Цвести и пахнуть", "ВД" №23(311), 2011 г.), перестали высаживать капусту вперемешку с розами, а сосредоточились на создании впечатляющей атмосферы и драматических эффектов.

В результате сады, представленные в Челси в этом году, гораздо ближе к искусству, чем к дизайну, — это своеобразные инсталляции, наполненные не только растительностью, но и элементами шоу, абстрактными скульптурами и другими концептуальными объектами, усиливающими выразительность ландшафта.

Новая регулярность

На первый взгляд кажется, что лучшие в мире ландшафтники вдруг ударились в ретроградство, — главным трендом сезона стали фигурно стриженные деревья. Это один из базовых элементов традиционного регулярного парка, высшей формы окультуривания дикой природы с четкой планировкой буквально всего — от дорожек и растительных лабиринтов, клумб и крон деревьев.

О регулярных парках, изобретенных в эпоху Возрождения и достигших апофеоза при Людовике XIV и королеве Виктории, садоводы не вспоминали целых сто лет, в XX веке сосредоточившись на разработке революционной идеи ландшафтного парка — прямой противоположности регулярному.

Однако накануне масштабных событий в Великобритании ландшафтники вернули в обиход лучшие достижения в истории садоводства. Как бы ни обвиняли дизайнеров в традиционализме, использование фигурно остриженных деревьев значительно усиливает эффектность сада — кроны в форме конусов или параллелепипедов невозможно не заметить, они цепляют взгляд, и надолго. Тем более что современные дизайнеры ни в коем случае не ограничиваются буквальным копированием викторианских садов. Они мыслят вполне постмодернистски, вписывая старое в новый контекст и сочетая традиционные порядок и геометрию со спонтанностью и естественностью ландшафтного парка.

Реклама на dsnews.ua

Именно так поступил прославленный британский ландшафтник Клайв Уэст, который множество ярких цветов в художественном беспорядке обрамил остриженными деревьями разной высоты и изгородями каменной кладки. За эту работу для Brewin Dolphin Уэст (уже второй год подряд) получил высшую награду выставочного жюри в номинации "Лучший сад" и восхищение садоводческого сообщества за умение точнее всех формулировать текущие тренды.

В возвращении темы регулярности в садоводство не обошлось и без патриотических шуток — тоже весьма эффектных. К приезду Елизаветы II (которая ежегодно посещает выставку с 1971 г.) дизайнеры соорудили полутораметровые цветочные скульптуры в форме львов и единорогов, королевских символов. А ирландец Джармуд Гэвин и вовсе соорудил гигантскую пирамиду из деревьев, и на несколько ее ярусов поставил 75 ветеранов британских ВВС в парадной форме, проживающих в расположенном рядом Королевском госпитале.

Драматические эффекты превалировали не только в эстетике садов на Chelsea Flower Show: подготовка к выставке сопровождалась нешуточными страстями. Параллельно с созданием садов дизайнерам приходилось тестировать растения на наличие особо опасной болезни, называемой в Британии леденящим душу выражением "Внезапная дубовая смерть". Шутки шутками, но завезенная на острова из Америки болячка уничтожала сначала дубы, а затем перекинулась на рододендроны и японские лиственницы, из-за нее погибло уже 4 млн деревьев.

Более того, предшествующие выставке холод и дожди стали кошмаром для дизайнеров, боявшихся, что деревья не распустятся, а цветы не расцветут. Это стало бы катастрофой не только для Chelsea Flower Show (которая проводится уже полтораста лет), но и для всей страны, ведь садоводство в Великобритании — составляющая национальной идеи.

Садовая партизанщина

Менее пафосным, чем Chelsea Flower Show, но не менее ярким и эффектным стало мероприятие Chelsea Fringe, где премьеру и официальную "прописку" получило так называемое "партизанское садоводство" (англ. "guerilla gardening"), до сего момента подпольная ветвь ландшафтного дизайна. Представители этого наиболее радикального движения от садоводства работают в больших городах, засаживая растительностью самые густо застроенные районы либо ничейные и запущенные места вроде пустырей, превращая их в сады и цветущие поляны.

Как и представители других протестных движений (к примеру, уличные художники, о которых "ВД" писала в статье "Street-фарт" в №11(301), 2011 г.) садоводы-партизаны вскапывают и мотыжат анонимно и по ночам, а свою деятельность представляют как радикальное высказывание против экологических "достижений" цивилизации.

Зародившись в 1970-е гг. в США, партизанское садоводство существовало преимущественно в Новом свете, где бездумная застройка привела к катастрофе с озеленением мегаполисов (собственно сам термин "асфальтовые джунгли" зародился в 1920-е в США, а выражение "каменные джунгли" — одно из альтернативных название Нью-Йорка). Несколько лет назад сообщество подпольных садоводов возникло и в Лондоне, где, как оказалось, ему тоже есть чем заняться.

В отличие от США, любовь англичан к садоводству позволила организовать первый в истории guerilla gardening и совершенно официальный фестиваль Chelsea Fringe (проходивший с 19 мая по 10 июня) и отдать практически весь город в распоряжение "садовой партизанщины", к которой мог примкнуть любой желающий.

В отличие от своих именитых и титулованных коллег, садоводы-неформалы действуют с помощью очень простого арсенала выразительных средств, они не ломают себе голову многоярусными сочетаниями трав и цветов или вопросом "какое же дерево лучше всего оттенит скамейки в ландшафте". Тем не менее, их проекты являются очень эффектными и концептуальными за счет необычного контрастного контекста.

"Партизанское" озеленение — не идиллический садик для среднестатистического англичанина, который (по выражению классика) "шебаршится в шток-розах". Это нежные нарциссы и тюльпановые поля в бетонных коробках промзон. Это плавучие древесные сады в застойных водах Grand Union канала в лондонских доках. Это, в конце концов, помидоры и укроп, высаженные прямо на автобусных остановках. Хотя за эту съедобную растительность садоводов-партизан неустанно ругают (ведь кто-нибудь может и съесть отравленный выхлопными газами помидорчик), они продолжают свою деятельность, проявляя завидную широту взглядов и креативность.

Так, одним из достижений Chelsea Fringe стала концепция "мобильного сада" — уже выращенные растения вместе с землей помещаются в тележку и в таком виде привозятся к месту высадки, либо украшают улицу прямо в тележках, которые перевозятся туда и сюда. Остроумной версией мобильного сада стала высадка растений в старую обувь, сапоги, туфли или кроссовки, которые также можно размещать в пространстве по своему усмотрению.

Удар по чувствам

Добиваясь драматизма ландшафта, дизайнеры не только тщательно подбирают растения, но и активнее работают с садовым декором, который увеличился в размерах, стал ярче и выразительнее. В этом сезоне трендовый сад должен не просто восхищать и впечатлять, он должен сильно воздействовать на все органы чувств, да так, чтоб слезы на глаза наворачивались. Поэтому в фаворе у ландшафтников — цветы и растения ярких люминесцентных оттенков и, главное, сильно пахнущие. Это лилии, получившие приз Chelsea Flower Show, и… каннабис, который дизайнеры выращивают, получив от властей специальное разрешение. На этой волне снова актуализировалась тенденция создавать образовательно-развлекательные "парфюмерные" сады — из растений, которые наиболее часто используются при изготовлении духов.

В области садовых аксессуаров дизайнеры советуют уделить внимание ярким расписным цветочным горшкам, несомненно, привлекающим взгляд, а также помещать в ландшафт разнообразные объекты — от скульптур и до старых трейлеров — сообщая саду некую тему и таким образом создавая вожделенную атмосферу. Работа с декором почти так же стара, как и садоводство, однако список объектов и их тематика значительно расширились, даже по сравнению с прошлым годом.

Самым шокирующим новшеством является "политизация" садов, яркий пример чего на Chelsea Flower Show представила дизайнер из Южной Кореи Джихаэ Хван. Ее садовая инсталляция под названием "Запретный сад" воспроизводит фрагмент нейтральной полосы между Северной и Южной Кореей. Сад Джихаэ Хван, помимо символичных растений вроде полыни, чертополоха и волчеягодника, снабжен военными объектами: заграждениями из колючей проволоки, сторожевыми вышками и остатками дотов. Хотя со времени войны прошло ровно 60 лет и боевые "шрамы" основательно зарастают травой, они все равно производят очень сильное впечатление. И в Лондоне тоже: корейский сад получил одну из золотых медалей выставки в Челси.

    Реклама на dsnews.ua