• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Тарас Гагалюк

Реклама на dsnews.ua
Существуют ли документальные доказательства низкого качества наших сыров, о котором заявлял Геннадий Онищенко?

Существуют ли документальные доказательства низкого качества наших сыров, о котором заявлял Геннадий Онищенко?

Т.Г. Несмотря на то что были упомянуты вполне конкретные предприятия, продукция которых якобы не устраивает российских потребителей, пока ни о каких задокументированных доказательствах или официальных результатах проверки качества неизвестно. Возможно, именно поэтому российская сторона ограничивается заявлениями в прессе. В отличие от 2006 года, когда эмбарго для 78 предприятий мясомолочной промышленности все же было введено. Впрочем, тогда проверки российского санветконтроля начались уже после введения запрета на импорт. После их формального завершения шесть заводов возобновили поставки на российский рынок.

Как происходит процедура проверки, кто и на основании чего приезжает от российской стороны на наши заводы?

Т.Г. Украинские предприятия, желающие экспортировать свою продукцию, подают заявки в Государственную фитосанитарную и ветеринарную службу Украины. Там их инспектируют и отбирают тех, чья продукция и процесс производства соответствуют требованиям. Соответствующий список кандидатов направляется в Россельхознадзор. Его представители приезжают с инспекцией и составляется окончательный перечень компаний, которым выдаются разрешения на экспорт. Они остаются на контроле Россельхознадзора, и экспорт может быть приостановлен или запрещен в любой момент, если будут выявлены нарушения. На внутреннем рынке РФ Роспотребнадзор осуществляет контроль лишь в оптовой и розничной торговле.

Российские производители в очередной раз вспомнили о пальмовом масле, которое якобы добавляется в наши сыры. Но ведь на сырном продукте не скрывая пишут о том, что это не полностью натуральный сыр. Никто не обманывает потребителя. В чем тогда проблема?

Т.Г. Пальмовое масло удешевляет сырное производство. 1 кг сырного продукта на $1,5–2 дешевле 1 кг натурального сыра. Беспокоясь, возможно, даже не о здоровье своих потребителей, а о ценовом демпинге со стороны наших заводов, российские коллеги подозревают, что наши производители не совсем честны и не всегда указывают состав сырного продукта. Утверждают, что ввоз пальмового масла растет, производство молока падает, а выпуск сыров (не сырных продуктов) увеличивается. Однако, во-первых, в последние несколько лет мы только снижаем закупки пальмового масла. Если в 2008 году, по данным Госстата, его импорт составил 410 тыс. т, то в 2011-м, по сведениям импортеров, — всего 190 тыс. т. Причем в 2011 году треть этого продукта была реэкспортирована в Россию.

Информация о непропорциональных темпах роста производства сыров также не отвечает действительности. Надои молока в Украине за последний год упали всего на 2%, а производство сыра снизилось на 7%. То есть ни о каком росте речь не идет. Другое дело, что в нашей стране на 5% увеличилось производство молока класса экстра, из которого и изготавливают сыры. Чем больше качественного молока, тем больше сыра.

Реклама на dsnews.ua

Насколько критичными для нас являются поставки в Россию?

Т.Г. Страны СНГ — основные потребители украинской молочной продукции, но в первую очередь Россия. Альтернативных рынков сбыта у нас сейчас нет. Найти новые контракты почти нереально. Возможная альтернатива — рынок ЕС, который полностью насыщен, и мы пока не соответствуем его стандартам. Есть вероятность, что после подписания договора о зоне свободной торговли небольшие объемы туда все же можно будет поставлять. Прошлогодние поставки на Ближний Восток (в Марокко и ОАЭ) были настолько мизерными, что о каких-либо перспективах их наращивания говорить не приходится. Да и местная культура не предполагает больших объемов потребления сыра. Потому пока мы завязаны на рынок СНГ.

Во сколько вы оцениваете убытки от нынешней торговой войны?

Т.Г. Формально оснований считать убытки нет. Со стороны Таможенного союза или РФ не было предъявлено никаких документальных доказательств или претензий. Наши предприятия не инспектировались. Но Украина экспортирует в РФ 50–60 тыс. тонн сыра ежегодно. Оптовая цена 1 кг сыра составляет $5. Здесь простая арифметика: если будет запрет на импорт из Украины, то отечественные сыроделы могут терять около $300 млн в год. Для государства — это сокращение валютных поступлений, для внутреннего рынка — снижение цены, что негативно отразится на производителях не только сыров, но и молока.

Насколько критичными являются наши поставки для россиян?

Т.Г. Сыр из Украины — это 12,5% импорта сыра в РФ, и это в первую очередь продукция среднего ценового сегмента. Вследствие запрета на импорт сыра из нашей страны его потребление упадет именно в тех российских регионах, где уровень доходов невысокий, например, в приграничных областях европейской части России. Ситуацией наверняка воспользуются другие государства-экспортеры: Беларусь, Германия, Польша, Литва. Их продукция не намного дороже нашей из-за дефицитного и, соответственно, дорогого молока в Украине. Российским же производителям это позволит распродать свои складские запасы.

    Реклама на dsnews.ua