• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Топ-менеджер Грин Банка Наталия Пунько о суде с НБУ

В начале февраля Окружной админсуд Киева отменил решение НБУ о признании неплатежеспособным ПАО "Грин Банк". О дальнейшем ходе тяжбы с регулятором и ситуации в банке "ДС" рассказала временно исполняющая обязанности председателя правления Грин Банка Наталия Пунько
Фото "ДС"
Фото "ДС"
Реклама на dsnews.ua

"ДС" Наталья Александровна, когда дело Грин Банка будет рассматриваться в апелляционном суде?

Н.П. НБУ и Фонд гарантирования вкладов физлиц подали апелляцию в последний момент. Поэтому сейчас мы ждем назначения даты слушаний. Не факт, что первое же рассмотрение даст результат, но мы надеемся на победу. Хотя отдаем себе отчет, что дело может затянуться на годы и в итоге пострадают наши клиенты. С момента введения временной администрации 25 сентября 2014 года на счетах наших клиентов-юрлиц заморожено более 100 млн грн. За это время гривня обесценилась более чем в два раза и предприятия понесли очень серьезные убытки. Заявки от кредиторов ликвидатор банка закончил принимать только 28 февраля. Теперь понадобится еще какое-то время на формирование реестра и установление очередности выплат. На сколько за это время еще подорожает доллар и вырастут убытки наших клиентов - неизвестно.

"ДС" Были ли экономические основания для обвинения банка в неплатежеспособности?

Н.П. Ситуация в нашем банке была уникальной. На момент введения временной администрации банк не просто соблюдал все нормативы НБУ, но выполнял их с огромным "запасом". Норматив адекватности регулятивного капитала составлял 54,79% (при требуемом регулятором минимуме 10%), норматив мгновенной ликвидности (отражает платежеспособность банка) превышал требуемое значение в пять раз - 102,5% (при необходимых 20%). Банк нельзя было упрекнуть и в бездумной раздаче займов. Норматив максимального кредитного риска на одного заемщика (т. е. размер кредита в "одни руки"), установленный НБУ на уровне не более 25%, в нашем банке составлял всего 17,2%. При допустимом размере кредита инсайдерам (связанным с банком лицам) в 5% в Грин Банке он был всего 0,07%. Совокупный портфель кредитов, выданных банком инсайдерам, не достигал и 1% от размера уставного капитала (0,24%) при максимально допустимом значении 30%. Мало кто из украинских банков в 2014 году мог похвастаться такими показателями. У фонда не было необходимости распродавать имущество банка. Его ликвидности (более 100 млн грн. на корсчетах и в кассе) было вполне достаточно для того, чтобы рассчитаться с вкладчиками.

"ДС" Но в НБУ утверждали, что банк нарушал законодательство в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем...

Н.П. Вмешательство НБУ в деятельность банка напоминает рейдерский захват.
24 сентября 2014 года в нормативную базу Нацбанка были внесены изменения, согласно которым регулятор получил право признавать неплатежеспособным любое финучреждение, если по результатам проверок к нему трижды применялись штрафные санкции. Именно на основании этой нормы 25 сентября в Грин Банк была введена временная администрация. Но это нонсенс: по Конституции закон не имеет обратной силы. НБУ не имел права признавать банк неплатежеспособным за штрафы, которые накладывались до вступления в силу соответствующей нормы. Что касается обвинений в отмывании денег, они абсолютно беспочвенны. С февраля по сентябрь 2014 года НБУ провел у нас восемь проверок. Никаких существенных нарушений по их итогам выявлено не было. Среди наших клиентов было много экспортеров сельхозпродукции, которые в больших объемах закупали товар у фермеров за наличные средства (закон разрешал проводить такие расчеты с физическими лицами в пределах 10 тыс. грн.). Отсюда - значительные объемы снятия наличности. Абсолютно все операции были подтверждены договорами.

Реклама на dsnews.ua

"ДС" Чем руководствовался регулятор, вводя временную администрацию?

Н.П. Уверена, НБУ двигали политические мотивы. Просто среди учредителей нашего банка были фирмы с донецкими корнями. На рынке есть кредитные учреждения, которые действительно испытывают серьезные финансовые проблемы, но НБУ не торопится вводить туда временную администрацию. Мы же были готовы работать и даже продолжать кредитование за деньги наших акционеров. Но банк был выведен с рынка и теперь в сплошных убытках. Кредиты, которые раньше прекрасно работали, перестали обслуживаться. Свыше 300 сотрудников учреждения остались без работы.

"ДС" Генпрокуратура заявляла, что Грин Банк связан с экс-министром доходов и сборов Александром Клименко. Это так?

Н.П. Александр Клименко никогда не имел отношения к банку. Единственным владельцем существенного участия является ООО "Туаз", которому принадлежит 24,99% акций. Остальные собственники банка - физлица и предприятия - владеют пакетами менее 10%.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 2 марта 2015 (№9/719)

    Реклама на dsnews.ua