• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Труд в законе

Реклама на dsnews.ua
Работать в Киеве времен Российской империи было тяжело, но приятно: продолжительность рабочего дня была строго определена, а на обед отводилось целых

Работать в Киеве времен Российской империи было тяжело, но приятно: продолжительность рабочего дня была строго определена, а на обед отводилось целых два часа, за которые успевали не только собственно пообедать, но даже поспать. Эта система трудовых отношений была небесспорной, но выгодно отличалась от нынешней тем, что соблюдалась всеми без исключений — за этим строго следили власти.

Документом, регламентирующим трудовые отношения, были принятые Киевской городской думой в 1892 г., ровно 120 лет назад, "Обязательные постановления о нормировке торгового дня и о праздничных днях отдыха". Этот документ впервые законодательно определил не только максимальную продолжительность рабочего дня, но и режим работы в праздничные и предпраздничные дни, размер компенсации за сверхурочную работу и многое другое. Появление этого, без преувеличения, судьбоносного документа означало, что даже самые рьяные "эксплуататоры", заводчики и предприниматели уже не имели права устраивать "бесконечные" рабочие дни.

Чиновники и коммерсанты

В первую очередь и госструктуры, и бизнесмены были обязаны предоставлять своим работникам выходные дни. Под таковыми понимались все воскресенья года  — рабочая неделя была шести­дневной. Исключение делалось, если воскресеньем оказывалось 24 декабря — канун Рождества Христова. В этом случае воскресенье было рабочим, но коротким — до 13 часов. В  коммерческих фирмах, помимо воскресений, нерабочими также являлись: первый день Пасхи, Троица и первый день Рождества. Всего три в году!

Так работала основная часть киевлян, которая "крутилась" в коммерческих структурах. Одни являлись владельцами крупных предприятий либо небольших магазинов, другие нанимались к ним в качестве наемной рабсилы. Предпринимателей по состоянию на 1911  г. числилось в Киеве около 1700  человек. На каждом предприятии было от трех наемных работников (в небольших бакалейных лавках) до нескольких тысяч (на больших заводах).

Предприниматель конца XIX  в. чрезвычайно удивился бы, узнав, что в начале XXI ст. его правнуки смогут законно "валять Ваньку" значительно дольше: вначале около двух недель — от католического Рождества до Старого Нового года, затем 8 Марта, потом на "пасхально-первомайские" каникулы, далее — 9 мая, после этого  — на День Конституции, а в конце лета — на День независимости. За год "набегает" около тридцати дней… Месяц упущенной прибыли!

В конце XIX в., разумеется, отмечали наступление Нового года, однако этому событию не придавалось такого значения, как сейчас. Более значимым являлось Рождество, которое и православные, и католики празд­новали 25 декабря. И уж подавно не существовало Старого Нового года, возникшего после введения большевиками европейского календаря. Привычные сегодня 8  марта, 1 и 9 мая стали выходными уже при советской власти. День независимости и День Конституции добавились к ним после распада Советского Союза… А в старом Киеве люди, работавшие в бизнес-структурах, вкалывали 310  дней в году.

Реклама на dsnews.ua

В государственном секторе наблюдалась совершенно иная картина: там праздничных нерабочих дней было значительно больше. Например, рождественско-новогодние празднества длились целых пять дней (правда, с перерывами): отдыхали 25-27 декабря (три дня Рождества), затем 1 января (Новый год), потом 6 января (Крещение). Нерабочими являлись дни важных религиозных праздников (Крещение, Сретение, Вознесение, Преображение Господне, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение, По­крова и других), дни рождения Николая II (6 мая), его супруги (25 мая), наследника престола Алексея (30 июля), дни их ангелов, а также годовщины восшествия императора на престол (21 октября) и коронации царской четы (14 мая). Госслужащие таким образом получали дополнительно 40 нерабочих дней в году. Это являлось одним из преимуществ "государевой" службы

(в большинстве своем низкооплачиваемой), на которой состояла примерно пятая часть киевлян: работники губернских и городских органов власти, министерские чиновники, чины штаба Киевского военного округа, преподаватели средних и высших учебных заведений, персонал казенных винных магазинов, полицейские, пожарные, служащие почтового ведомства и так далее.

Рукопожатие длиною в час

В предпраздничные дни, когда торговля наиболее активна и прибыльна, предприниматель не имел права чрезмерно эксплуатировать своих работников. Если его бизнес заключался в торговле мясом, рыбой, овощами, зеленью, бакалеей, живыми цветами или кормом для скота, хозяин должен был отпустить людей: летом — до 11 часов утра, зимой  — до 12-ти.

В 13 часов надлежало отправлять домой киоскеров по продаже газет. Спустя три часа завершался предпраздничный рабочий день у сотрудников винно-гастрономических магазинов: ровно в 16 на входных дверях заведения должен был появиться амбарный замок, а в окне — табличка: "Магазин закрыт". Выполнение этого условия проверял квартальный полицейский. Причем делал это с необычайным рвением — в случае нарушения он сдирал штраф, который клал в собственный карман.

Торговцы "в разнос" и "из передвижных помещений" продуктами питания, табаком, прохладительными напитками, минералкой, квасом, мороженым, фруктами, сладостями и книгами должны были "закругляться" к 20 часам. Ну а торговать накануне праздников продукцией, не упомянутой выше, категорически запрещалось.

В будние дни работали не так, как сегодня. Работников мясных лавок нельзя было задерживать на работе позднее 13  часов. Правда, их рабочий день начинался в 6  утра. Тогда же открывались и другие продовольственные лавки, однако им разрешалось работать не позднее 18 часов. Непродовольственные магазины должны были закрываться в 20 часов, аптеки и цветочные заведения — в 21.

Работники дореволюционного "общепита" имели особый график. Молочные, кофейни, кондитерские могли открываться в 7  утра и обслуживать клиентов до 2 часов ночи, но с условием: "продолжительность времени торга" не должна была превышать 15  часов. Рюмочные, в которых предлагали закуску, имели право работать с 9 утра до полуночи. Это  — в центре Киева. А на околицах — с 7 до 22 часов. Рюмочная без закуски в 20 часов должна была закрыться.

К 6 утра спешили на работу работники чайных (работали до 21 часа), булочных и хлебопекарен (до 18 часов), а также пляжных купален. Однако самыми первыми начинали трудовой день работники складов, торговавших лесоматериалами и горючим — в 5 утра. Они могли добраться на рабочее место только пешком, поэтому снимали квартиры, как правило, рядом с работой. Домой шли в 17  часов.

Иным был рабочий график у "белых воротничков" — как в государственных, так и в частных структурах. Их нельзя было занимать ранее 9 часов утра и задерживать позднее 19-ти. Эти требования вовсе не означали, будто работники умственного труда вкалывали по 10  часов в день. Дело в том, что "Обязательные постановления…" определяли верхнюю и нижнюю границы занятости — в рамках этого интервала каждый предприниматель сам устанавливал часы открытия-закрытия своего заведения.

У госслужащих — из-за фуражки с кокардой их называли "кокардниками" — был 6-часовой рабочий день. Например, в управлении киевского генерал-губернатора работали с 10 до 16  часов, а в Киевской казенной палате — с 9 до 15. В последней работа ежедневно начиналась с того, что начальник отделения делал утренний обход подчиненных и каждому пожимал руку. Длилось это не менее часа, ведь под его началом трудились 120 человек… Начальник, неторопливо продвигаясь от стола к столу по огромному залу, совершал 120 рукопожатий, спрашивая у каждого, как дела. Все чиновники при этом обязаны были стоять на ногах. И лишь когда шеф скрывался за дверями своего кабинета, чиновники садились и начинали работать.

А впрочем, "кокардники" не особо напрягались. "Служба была совсем нетрудной, — вспоминал писарь Киевской казенной палаты Григорий Григорьев. — Собирались в девять утра, шли домой в три часа дня. Много времени уделяли завтраку в уютном буфете".

Дневной сон на работе

Каждому работнику предоставлялся двухчасовой обеденный перерыв. Это время включалось в общую длительность рабочего дня. Поэтому, например, госчиновник, формально имевший шестичасовой рабочий день, на самом деле решал служебные вопросы лишь в течение 4 часов. Простой подсчет показывает, что госчиновник находился на службе 36 часов в неделю, из которых 24 часа работал, а 12 — обедал и отдыхал. Но если вычесть упоминавшиеся 40 праздничных дней в году (в среднем 3,3 дня в месяц), получается, что рабочая неделя госслужащего реально составляла 31,5 час.

Рабочий завода "Арсенал" ежедневно находился в цеху 11,5  часов: стоял у станка 5  часов, затем 2 часа обедал и отдыхал (причем в комнате отдыха имелись кровати для дневного сна), затем еще 4,5  часа работал. По субботам и накануне праздников рабочий день длился 10 часов. Таким образом, рабочая неделя заводчанина состояла из 67,5  часов, из которых он 55,5  часов проводил у станка, а 12 — обедал и спал.

Мог ли в те времена предприниматель привлечь сотрудника для сверхурочных работ "без особого вознаграждения"? Да, но только "при несчастных случаях", когда торговому помещению или товару (особенно скоропортящемуся) угрожала реальная опасность. "Обязательные постановления…" предписывали: "Сверхурочные работы могут быть допускаемы во всякое время, когда торговля не должна быть производима и помещение закрыто, но в течение времени не свыше одного часа для сортировки, уборки товара и иных действий, клонящихся к предупреждению порчи товара". Сверхурочные работы, длившиеся более часа, оплачивались в обязательном порядке.

Наемный работник, вышедший на работу в выходной по инициативе работодателя, получал отгулы. Причем если человек был занят менее 5 часов, ему "должен быть предоставлен за два праздничных (воскресных тоже) дня один совершенно свободный будний день". А если время работы в выходной день превысило 5 часов, то работнику причитался полный отгул.

А вот с оплачиваемым отпуском — туман. С одной стороны, в "Обязательных постановлениях…" ясно сказано: "Время отпуска устанавливается по соглашению со служащими". Так что отпуск человеку обязательно должен быть предоставлен. С другой стороны, ничего не говорится ни о его периодичности, ни о минимальной длительности. Очевидно, эти вопросы работник решал с работодателем в договорном порядке.

    Реклама на dsnews.ua