• USD 39.6
  • EUR 42.2
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Потерянные в акциях

Реклама на dsnews.ua

В процессе приватизации 1990-х появилась целая армия акционерных обществ, небольшие пакеты акций которых получал в собственность многочисленный трудовой коллектив. Разумеется, хоть как-то влиять на деятельность в АО поодиночке они не могли, дивиденды менеджмент не платил, общие собрания зачастую просто не проводились. В конце концов, обиженный акционер уходил на заслуженную пенсию либо попросту увольнялся. Прошло лет десять. Но вот незадача: менеджмент, контролирующий АО, решает окончательно приватизировать предприятие, преобразовав его в одно либо несколько обществ с ограниченной ответственностью. Однако собрать кворум на общем собрании без "потерянных" акционеров никак не получится, даже чтобы принять решение о выплате дивидендов.

Корпоративное "вече"

Поскольку законопроект "Об акционерных обществах", призванный защищать права миноритарных акционеров и попеременно вносящийся на рассмотрение в Верховную Раду, так и не был принят, сегодня большинство процедурных аспектов деятельности АО регулируется несколько устаревшим Законом Украины "О хозяйственных обществах" от 19 сентября 1991 года и Гражданским кодексом Украины (далее ГК). Согласно ст. 41 Закона "О хозяйственных обществах" (далее Закон) общее собрание акционеров считается правомочным, если на нем присутствует акционеры, имеющие как минимум 60% голосов. Таким образом, даже если у менеджмента имеется контрольный пакет акций, ему нужно еще каким-то образом завлечь на собрание акционеров, владеющих как минимум 10% голосов. Зачастую это горстка миноритариев из трудового коллектива, у каждого из которых нет и 1% голосов. Но вместе они могут владеть блокирующим пакетом акций. Либо возможна ситуация, когда при инсайдерском конфликте миноритарии, владеющие существенным пакетом акций (от 10 до 40%), просто блокируют созыв общего собрания. В таком случае каждая акция, принадлежащая трудовому коллективу, может стать на вес золота.

Но часто возникает другой вопрос: что делать с акционерами, которые давно уже не работают в АО и о судьбе которых ничего не известно? Данные о собственниках именных акций в документарной форме хранятся в реестре акционеров, который в зависимости от ситуации ведет либо само АО, либо компания-регистратор. Однако владелец именных акций не обязан отчитываться перед регистратором о своем месте проживания. С другой стороны, и менеджмент АО не может знать в таком случае об адресе оповещения. Хотя, конечно, можно попытаться разыскать "пропавшего" акционера через адресное бюро, но это дорого и долго. Поэтому, во избежание дальнейших споров, таким акционерам необходимо высылать уведомление на последний адрес, указанный в Реестре. Причем делать это рекомендуется заказным письмом с обратной пометкой о вручении в независимости от требований устава АО.

Нехватка кворума

Если менеджмент знает о том, что ему не хватает кворума на собрании, желательно все же прогнозировать ситуацию заранее и предложить работнику-миноритарию в случае его ухода выкупить принадлежащие ему акции. Выкуп может производиться как самим АО, так и другими желающими. Как вариант, можно предложить трудовому коллективу внести свои акции в уставный фонд создаваемого менеджментом ООО. Таким образом, вместо мелких акционеров на общем собрании будет присутствовать уже представитель этого ООО. Такая схема обычно используется против корпоративных захватов и в любом случае не помешает.

Если же работник откажется, то можно предложить ему выдать доверенность на управление его акциями. На крупных предприятиях обычно просто не хватает места для участия всех акционеров в общем собрании и потому предлагается делегировать эти полномочия доверенным представителям. Такую доверенность может удостоверить компания-регистратор либо правление АО. Вероятно, именно поэтому встречаются случаи, когда менеджмент считает, что связь с акционером давно потеряна и удостоверяет "липовые" доверенности на лояльных представителей. Несмотря на то, что в таких действиях имеется состав преступления, вероятность привлечения к ответственности минимальна.

Реклама на dsnews.ua

Однако есть более интересные схемы. Разобраться с "пропавшим" акционером можно, к примеру, через судебное решение о взыскании его акций. Для начала нужно инициировать какой-нибудь надуманный иск, к примеру, о возмещении вреда по договору о полной материальной ответственности. Учитывая, что бывший работник не явится в суд, будет вынесено заочное решение. А так как место нахождения ответчика неизвестно, то взыскание будет обращено на акции. А на основании вступившего в законную силу судебного решения компания-регистратор внесет изменения в реестр акционеров.

Избавиться от акционера

Другой вариант — это комплексная зачистка "проблемных" акционеров через манипуляции с уставным фондом. Например, менеджмент проводит деноминацию (обесценивание) акций в счет уменьшения уставного фонда, и в результате миноритарии теряют процентное соотношение голосов, либо их акции выкупаются самим АО. Однако в данной ситуации наиболее подходящий вариант — это увеличение размера уставного фонда АО путем эмиссии новых акций или обмена ранее выпущенных облигаций на акции. Таким образом, с увеличением количества акций изменится пропорция голосов. Разумеется, в сторону менеджмента, который быстро их скупит и получит нужное ему соотношение (тот же кворум в 60%). При этом хитрость состоит в том, чтобы решение об увеличении капитала принималось не на общем собрании, на котором кворума просто не соберешь, а было принято протоколом Правления. К примеру, ст. 38 Закона "О хозяйственных обществах" позволяет проводить увеличение на 1/3 размера уставного фонда АО по решению правления. Правда, только в случае, если такие полномочия прямо предусмотрены уставом АО.

После инициации решения в открытых акционерных обществах проводятся следующие последовательные шаги. В ГКЦБФР регистрируется проспект дополнительной эмиссии акций, который потом публикуется в прессе. Поскольку обычно допэмиссию проводят в бездокументарной форме (это дешевле), то ОАО обращается в депозитарий, в котором оформляется и депонируется временный глобальный сертификат акций. После чего устанавливается срок на открытую подписку на акции. Учитывая то, что акционеры ОАО имеют привилегированное право на покупку допэмиссии, другие желающие, скорее всего, не смогут воспользоваться этой возможностью. Разумеется, мелких акционеров из трудового коллектива она также интересовать не будет. В ЗАО вместо открытой подписки, происходит простое распределение акций между акционерами.

Наконец, наступает кульминационный момент — утверждение на общем собрании результатов подписки на допэмиссию. В этом случае спасает ст. 38 Закона, позволяющая принимать участие в голосовании лицам, подписавшимся на акции. Таким образом, соблюдается кворум в 60% голосов. Далее процесс идет как по маслу, общим собранием вносятся изменения в учредительные документы, которые затем регистрируются у регистратора, ГКЦБФР регистрирует выпуск акций, на основании чего АО уже оформляет и депонирует новый глобальный сертификат в депозитарии.

Пришедшие голосовать

Кроме проблем с "потерянными" акционерами, могут возникнуть сложности с теми акционерами, которые все-таки пришли на общее собрание, но по различным причинам не имеют права участия. Например, это несовершеннолетние (14-18 лет) владельцы акций, у которых могут быть ограничения в реализации прав акционера без согласия родителей, а законными представителями несовершеннолетних в возрасте до 14 лет должны выступать родители. Так что менеджменту АО желательно заранее изучить возраст акционеров по данным реестра, и, если имеются подобные случаи, уведомить о необходимости соблюдения формальностей.

Другой проблемной группой могут стать акционеры, которые вроде бы и приобрели акции, но формально не могут принимать участие в общем собрании без надлежащего оформления прав у регистратора. К примеру, при купле-продаже или ином отчуждении акций не достаточно заключить письменный договор. Для именных акций в документарной форме также нужно на сертификате акций сделать так называемую передаточную надпись (полный индоссамент). А для бездокументарной формы — после перевода акций на счет у сберегателя — получить выписку со счета. Затем эти документы предоставляются компании-регистратору для внесения изменений в реестр.

Также могут объявиться наследники скончавшихся акционеров. С ними может возникнуть аналогичная ситуация. Дабы вписать их в реестр акционеров, нужно иметь на руках выданное нотариусом Свидетельство о праве на наследство. Оно выдается по истечении как минимум шести месяцев после смерти наследодателя. В Свидетельстве должно указываться, что акции переходят к наследнику, а затем нотариус должен сделать передаточную надпись на сертификате акций. Только после этого уже можно будет пойти к регистратору. Однако при минимальном количестве акций миноритарию не хочется связываться со всей этой волокитой. И акции "зависают" в воздухе.

МНЕНИЕ.

АНДРЕЙ АСТАПОВ. Управляющий партнер Astapov Lawyers Group

— Наша практика пестрит делами, в которых мы представляем интересы акционеров-мажоритариев в инсайдерских спорах с участием недобросовестных миноритариев-абсентеистов, т. е. таких, которые намеренно бойкотируют посещение общих собраний. Панацеи здесь нет. Основной принцип — вынудить "пропавшего" акционера воспользоваться своими корпоративными правами и явиться на общее собрание. Этого можно достичь с помощью исков к таким акционерам. При этом основание для подачи исков может быть самым различным. Ведь главное — преодолеть пассивность акционера. К примеру, можно подать иск о лишении права собственности на ценные бумаги либо иск о принуждении к исполнению своих корпоративных обязательств. Тогда шансы на то, что акционер все-таки начнет что-то делать, значительно увеличиваются.

МНЕНИЕ.

ЕЛЕНА ПОПКО. Юрист АК "Коннов и Созановский"

— Обязать акционеров принимать участие в общих собраниях никто не вправе, это личное дело каждого. Да и законодательной возможности заставить акционера подать документы регистратору для внесения изменений в реестр нет. Между тем, если АО с большим количеством мелких акционеров (миноритариев) работает эффективно либо имеет ценные активы на балансе, существует возможность корпоративного захвата предприятия третьими лицами. Голоса мелких акционеров в АО — это эффективное орудие корпоративных шантажистов и захватчиков.

С мелкими акционерами необходимо цивилизованно договариваться о сотрудничестве либо выкупать принадлежащие им акции. Можно заинтересовать акционеров дивидендами, получить которые он может, только подав документы регистратору для внесения изменений в реестр.

РЕЗЮМЕ

  • Если общее собрание блокируют миноритарии с существенным участием (10-40%), можно привлечь на свою сторону трудовой коллектив с мелким пакетом акций.
  • Перед уходом работника-акционера стоит выкупить у него его акции, вложить их в ООО либо взять у него доверенность на управление.
  • Получить акции "потерявшегося" акционера можно через заочное решение по надуманному иску к этому акционеру.
  • Отличная возможность перераспределить соотношение голосов при нехватке 60% кворума — провести увеличение уставного фонда через допэмиссию акций.
    Реклама на dsnews.ua