• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

БАНКИ ДЛЯ ДАЛЬНОВИДНЫХ

Реклама на dsnews.ua

Киевский Институт клеточной терапии вот уже несколько лет является местом наибольшего сосредоточения дорогих автомобилей на территории столичного Медгородка. Богатые и успешные приезжают сюда, чтобы открыть своему ребенку банковский депозит. По своему характеру эта процедура мало чем отличается от открытия обычного банковского счета, да и мотивы весьма сходны — создать резерв, способный поддержать отпрыска в трудную минуту. Только вот актив, размещаемый на депозит, имеет вовсе не денежную природу. Это — пуповинная кровь, богатый источник кроветворных стволовых клеток, фундамента иммунной системы человека. Случись, не дай Бог, несчастье, и именно эти клетки могут стать чуть ли не единственным оружием человека в борьбе за жизнь (см. справка "ВД").

Забор кордовой (пуповинной) крови производят при рождении ребенка. Эту безболезненную и абсолютно безвредную (как для ребенка, так и для матери) процедуру на Западе освоили еще в 1990 г. С тех пор увлечение стволовыми клетками приобрело массовый характер. Всего в мире насчитывается около 200 банков пуповинной крови, из которых половина — в США. Иметь вклад в таком банке для американцев сегодня не менее естественно, чем жить в кредит.

В Украине заморское увлечение появилось в 2003-м. Нынче эту услугу оказывают три структуры — Киевский Институт клеточной терапии, "Гемафонд" и Харьковский Институт криобиологии и криомедицины. Желающим обеспечить собственное чадо биологической страховкой предстоит выложить разово за открытие вклада около $1200-1500. Ну а затем — ежегодно вносить по $150-160. Одним словом, удовольствие не из дешевых. Но что означают эти деньги, если на карту поставлено здоровье ребенка — так, наверняка, рассуждают многие родители. И потому спрос на услугу растет.

"Мы даже не ожидали, что менталитет украинцев будет настолько подготовлен к сбору кордовой крови, — делится Юрий Гладких, доктор медицинских наук, главный врач Института клеточной терапии. — Рынок увеличивается с каждым годом. Ведь современные родители понимают прогрессивность новых методов лечения и хотят пользоваться ими в будущем".

Количество своих клиентов украинские банки стволовых клеток ревностно скрывают, ссылаясь на конфиденциальность. Не ведут такой статистики и в Минздраве. Но все в один голос твердят, что в ближайшие годы рынок этой медицинской услуги будет одним из самых быстрорастущих. Однако, как показало исследование "ВД", на самом деле наличие вклада в банке пуповинной крови в Украине сегодня не обеспечивает его владельца биологической страховкой, сходной с той, что есть на Западе. А столь бурный рост рынка данной услуги связан с тем, что за три года ни одному клиенту не пришлось обращаться за своим банковским вкладом.

Банковская тайна

Каждый вклад в банке пуповинной крови имеет свой индивидуальный номер и обязательно страхуется. Право собственности на него подтверждается соответствующим договором.

Реклама на dsnews.ua

Собственно, и все: государство в этой схеме присутствовать не сочло нужным. Фактически, контроль над деятельностью банков пуповинной крови возложен на самих клиентов, ибо государство в лице Минздрава не только не контролирует их создание, но и не проводит инспекции на предмет того, как хранятся стволовые клетки. Да и что проверять, если на этот счет у Минздрава есть лишь рекомендации, которые ведомство издало в 1998-м и которые, по сути, не являются обязательными для исполнения.

"Мы действительно издали методические рекомендации по сохранению пуповинной крови, однако никто не запрещает научным институтам совершенствовать базовую методику, патентовать ее и проводить дальнейшие работы согласно запатентованному методу, в пределах законодательства", — считает Виктор Сирман, директор Координационного центра трансплантации органов, тканей и клеток МОЗ Украины.

По такому пути, к примеру, пошли киевский и харьковский институты, построив забор крови на основе собственных методик. "Наши профессора изучали опыт испанских коллег, и многое из их наработок мы перенесли на свою почву, — рассказывает Валентина Грищенко, глава Харьковского института криобиологии и криомедицины НАН Украины. — Но у нас собственные методологические подходы, благодаря которым мы имеем более полноценный материал, чем у тех же испанцев".

"Методических рекомендаций Минздрава достаточно для начала работы, — полагает Ярослав Исаков, коммерческий директор компании "Гемафонд". — Во главу угла мы ставим возможность клиента воспользоваться своим клеточным депозитом как в отечественной клинике, так и за рубежом, поэтому максимально адаптировали методику к мировым стандартам".

Для открытия криобанка (банка пуповинной крови — прим. "ВД") в Украине не нужно проходить процедуры лицензирования и сертификации процессов хранения пуповинной крови. Потому такие банки существуют не только при лечебных учреждениях, но и при Центре лабораторных исследований EUROLAB ("Гемафонд"). К примеру, в России приказ Минздрава определяет, что криобанк может быть создан лишь по согласованию с МОЗ и только на базе научной или образовательной медицинской организации, являясь ее структурным подразделением (см. бокс "Российский опыт").

Представители трех существующих в Украине банков пуповинной крови заверяют, что условия хранения стволовых клеток у них ни в чем не уступают западным аналогам. Допустим, это действительно так. Только вот воспользоваться хранящейся в них биологической страховкой в Украине весьма проблематично.

Хранят, но не лечат

Хотя клинические исследования в области трансплантации стволовых клеток из пуповинной крови украинские ученые завершили одними из первых в мире (еще в конце 1980-х), ни одна отечественная клиника не использует этот метод, отдавая предпочтение более сложной и намного более дорогой (стоимость операции может достигать $150-200 тыс.) пересадке стволовых клеток из костного мозга.

"Мы занимаемся трансплантацией костного мозга. Это официально принятый метод лечения в соответствии с международными стандартами, — говорит Олег Рыжак, заведующий отделом трансплантации костного мозга больницы "Охматдет". — А фантазии на тему стволовых клеток и их омолаживающей роли в жизни человечества — это не к нам. С точки зрения доказательной медицины, лечение стволовыми клетками не только ничем не обосновано, но и является, по моему глубокому убеждению, больше коммерцией, чем медициной".

Однако не все клиники настроены столь пессимистично. "В принципе, наш Центр готов проводить трансплантации стволовых клеток из пуповинной крови, — заявил "ВД" высокопоставленный сотрудник Киевского Центра трансплантации костного мозга, попросивший не называть его имени. — Но нам нужны гарантии со стороны Минздрава относительно того, что в предоставляемом криобанками материале после размораживания сохраняется определенный процент жизнеспособных клеток. Мы должны быть уверены, что на территории Украины действует утвержденный стандарт, сертифицированная технология, по которой производится заморозка. Но на сегодняшний день Минздрав, увы, никаких гарантий относительно процента жизнеспособных клеток в сохраняемой криобанками пуповинной крови дать не может".

"Нужно, чтобы государство как-то контролировало, какой процент живых клеток сохраняется после разморозки пуповинной крови, — соглашается Валентина Грищенко. — Мы периодически предлагаем МОЗ помощь нашего института (в разработке необходимых стандартов — прим. "ВД"), но пока что они не проявляют желания воспользоваться нашими услугами".

В Минздраве "ВД" сообщили, что при ведомстве только создана рабочая группа по урегулированию нормативно-правовой базы в области трансплантологии, которая среди прочих будет решать и вопросы, связанные со сбором и хранением кордовой крови.

Оттого ныне, если вкладчику банка вдруг понадобится для операции его пуповинная кровь, хранящийся образец запакуют в специальные контейнеры и передадут пациенту для самостоятельной транспортировки в лечебное учреждение. Клиента снабдят всеми необходимыми документами (разрешением Минздрава и документами, подтверждающими право собственности на вывозимую кровь), однако помощь в транспортировке не предложат, поскольку перевозить клеточные материалы, согласно украинскому законодательству, может только сам владелец — для предотвращения торговли органами. И хотя в Минздраве признают, что это лишь создает дополнительные трудности для пациентов, а методику трансплантации путем ввода кордовой крови целесообразно внедрять в Украине, практических шагов в данном направлении не делается.

С надеждой на будущее

Ежегодно в пересадке стволовых клеток в Украине нуждается 2250 человек. Судьба улыбается лишь 50 из них. Вполне возможно, что, взяв на вооружение метод пересадки клеток из пуповинной крови, медики могли бы помочь куда большему количеству людей, ведь операция в этом случае проще и дешевле.

Но чтобы лечение стало более доступным, в стране должен быть создан национальный банк стволовых клеток из кордовой крови. В Институте клеточной терапии "ВД" заверили, что готовы предоставить для этого собственную базу. "Гемафонд" одним из путей создания в Украине такого национального банка видит объединение криобанков в единую ассоциацию. Пока всеукраинскую, поскольку для того, чтобы вступить в международную ассоциацию криобанков "Еврокорд" и иметь возможность обмениваться стволовыми клетками с другими национальными банками, нужно иметь в активе как минимум 5 тыс. собранных образцов.

Однако оба пути требуют серьезных инвестиций. В первую очередь, со стороны государства. В тех же США создание первого банка кордовой крови финансировалось Национальным институтом здоровья, и лишь затем были созданы условия для привлечения частного капитала, по такому же пути пошли в России, где первых два банка кордовой крови были созданы на деньги федерального правительства и правительства Москвы. Но в Украине на государство в этом вопросе никто не надеется, зная, что больших денег на науку и медицину нынче не выделяется. Потому вкладчикам криобанков стоит не только побеспокоиться о контроле над методами хранения их пуповинной крови, но и подыскать на карте мира страну, где в случае необходимости им проведут операцию по трансплантации стволовых клеток.

СПРАВКА "ВД"

Стволовые клетки — это незрелые клетки организма, которые могут служить базой для производства необходимых организму клеток. Основные источники стволовых клеток — костный мозг и кровь. При этом считается, что более всего для регенерации тканей организма подходят стволовые клетки кордовой (пуповинной) крови, так как они берутся в момент рождения, а, стало быть, не успевают ощутить на себе вредное влияние окружающей среды и жизнедеятельности самого человека.

С помощью стволовых клеток из пуповинной крови сегодня можно восстановить организм человека после целого ряда тяжелых болезней: лейкемии, инфаркта, травм спинного и головного мозга — в целом около 70 заболеваний. Процедура введения стволовых клеток кордовой крови довольно проста: клетки размораживаются и при помощи шприца вводятся в кровеносное русло. Попав в организм, стволовые клетки начинают делиться, заменяя больные или недостающие клетки органов и тканей.

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

В России первый банк пуповинной крови был создан в 2002 г. на базе Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, в том же году появился государственный банк-регистр, созданный по инициативе правительства Москвы. Годом позже появились первые частные банки — они были созданы на базе частных клиник Москвы, а в 2005-м первые банки кордовой (пуповинной) крови появились при филиалах данных клиник в Санкт-Петербурге и Самаре.

Для создания банка пуповинной крови необходимо пройти лицензирование и сертификацию деятельности, что, помимо федерального закона о трансплантации органов, регулируется Приказом МОЗ РФ "О развитии клеточных технологий в РФ". В данном документе подробно указаны требования к банку кордовой крови, а также регламентируются процессы сбора, типирования, хранения и транспортировки кордовой крови. При этом в России сразу внедрили в новой сфере международные стандарты GMP, позволяющие в будущем обмениваться биологическим материалом со странами ЕС и США.

    Реклама на dsnews.ua