• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

КНИЖНЫЕ КАРТИНКИ

Реклама на dsnews.ua

Рост компьютерных технологий, популярность интернет- и аудиокниг не только не разрушили традиционный книгоиздательский бизнес, а наоборот, дали толчок к развитию: увеличиваются тиражи, новые грани демонстрируют дизайн текста и книжные иллюстрации. Помощником во многих начинаниях становится пресловутая глобализация, в мировом масштабе способствующая ломке стереотипов в книжной графике, смешиванию разных стилей и техник рисования. В результате, скажем, японскому издательству сегодня интереснее заказывать иллюстрирование книги о самураях французскому или украинскому художнику. А итальянский книгопечатник вряд ли устоит перед соблазном поэкспериментировать с графикой восточной школы. Как показывает опыт, рынок от этого только выигрывает.

Наследие Гуттенберга

Первые "книжные картинки" появились, пожалуй, почти одновременно с самой книгой. Еще древние рукописи любовно украшали различными оригинальными миниатюрами. С началом книгопечатания черно-белые и цветные графические иллюстрации пошли, что называется, "в тираж" и стали неотъемлемой сопровождающей литературных текстов. Старинная книжная графика во многом обязана великим художникам Средневековья и Возрождения: Гансу Гольбейну Младшему, Альбрехту Дюреру, Лукасу Кранаху Старшему и прочим гениям, чьи работы хранятся сегодня в самых известных музеях мира. Особенно упрочился творческий союз художников и литераторов в XVIII в., когда широко распространились изысканные виньетки в духе рококо и принцип иллюстративной серии (Ю. Гравло, Ш. Эйзен, Ф. Буше, У. Хогард). Иллюстраторские возможности и многообразие техник росли на радость книжным графикам, производившим все большее количество рисунков. Беспримерной плодовитостью в середине XIX в. удивлял французский рисовальщик иллюстраций, живописец, скульптор и гравер Густав Дорe, прославившись на поприще книжной иллюстрации работами к сочинениям Рабле, "Дон-Кихоту" Сервантеса, "Божественной комедии" Данте и Библии. Кстати, трехтомник Библии, изданный в России в 1888 г., содержал 230 гравюр этого художника. Поскольку клише после изготовления гравюр были уничтожены, трехтомник сегодня является библиографическим раритетом — на антикварных аукционах его цена не опускается ниже $40 тыс.

Мнения литераторов о роли иллюстраций в книжном бизнесе разделились. Некоторые писатели (Гоголь, Флобер, Роллан) считали иллюстрации "вмешательством" в свои произведения и категорически запрещали художникам это делать. Другие же признавали, что многие литературные тексты получили признание читателей не без помощи иллюстративной работы. Например, мрачную атмосферу сказок Гримм, безусловно, скрашивал своими забавными работами английский гравер Д. Грукшенк. Причем, сами братья-сказочники настолько были поражены успехом выпущенной в Англии книги и рисунков к ней, что без колебаний использовали иллюстрации в немецком издании. Подобный случай произошел и с 42-мя иллюстрациями Д.Тениела, который вместе с писателем Льюисом Кэрроллом по праву разделил успех "Алисы в стране чудес". А Эдгар Берроуз с его нашумевшей серией книг о Тарзане не раз отмечал, что популярностью книги обязан в немалой степени превосходным иллюстрациям.

Сегодня книжные иллюстрации "работают" на привлечение интереса читателя с не меньшим энтузиазмом, чем собственно тексты. Ибо покупателей, способных "запасть" на талантливые "картинки", нисколечко не поубавилось. Зачем далеко ходить: книги с иллюстрациями нашего соотечественника Владислава Ерко раскупаются в два счета. На одной из книжных выставок в России его знаменитую "Снежную королеву", выпущенную издательством "А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА", покупали даже не знающие украинского языка. А в Англии адаптированная версия "Королевы" (по цене $37), права на которую купило английское издательство Templar, стала лидером продаж, с легкостью оставив позади два хита издательства — "Остров сокровищ" и "Питера Пена". Выйдя общим тиражом 15 тыс., английская "Королева" всего за три месяца была раскуплена на две трети.

Заложники "цифры"

Конечно, на сегодняшний момент книгоиздательство претерпело немало технических и стилистических видоизменений. В начале прошлого века особой популярностью стали пользоваться книги в мягких обложках (пейпербеки), покетбуки и адаптированные к современному темпу жизни издания, рассчитанные, скорее, на беглый просмотр, чем чтение ("Анну Каренину", например, можно прочитать в восьми страницах текста). Сегодня свою часть аудитории набирают аудиокниги. Увеличивает обороты и широкомасштабная оцифровка книг, к которой уже прибегают даже ведущие книжные издательства и интернеткомпании (Yahoo!, Google, Amazon, MSN). На недавней книжной ярмарке во Франкфурте стремительный переход текстов в цифровую форму объявлен трендом года. Насколько угрожает это полноценному книжному иллюстрированию? Книгоиздатели не сдаются и предъявляют иски. Однако, несмотря на протесты издательств и других противников размещения отсканированных книг в интернете, компания Google реализует грандиозный проект по оцифровке текстов из пяти авторитетнейших библиотек англоязычного мира: Мичиганского, Гарвардского, Стэндфордского, Оксфордского университетов, а также Нью-йоркской публичной библиотеки. Вслед за этим и Франция объявила, что ведет работы по оцифровке и выкладыванию в интернет всех достояний Французской национальной библиотеки. Соблазну "цифры" поддались не только художественная литература, но и научные издания.

Реклама на dsnews.ua

Но разговоры о "вредности" компьютерных штучек по отношению к печатным книгам и их иллюстрациям — палка о двух концах. Современные цифровые технологии (в том числе кино, компьютерная графика и пр.) способны обеспечить печатной книге невероятный успех, увеличивая ее продажи в десятки, а то и сотни раз. Первого "Гарри Поттера" Джоан Роулинг согласилось напечатать только одно издательство. Но после того, как Гарри Поттер засветился на киноэкранах, "книжные дела" бьют все мыслимые рекорды. Только в 2001 г. в Великобритании книг о маленьком волшебнике было продано на сумму $750 млн, а общемировой тираж четырех книг о Гарри Поттере составил 195 млн экземпляров. Вместе с издателями обогатилась и сама писательница. Ее доходы в 2002 г. составили $75 млн. Практика подтверждает: любая экранизация иногда подзабытого произведения (как и адаптация его в интернете) вызывает повышенный интерес к печатному оригиналу, фиксируется ажиотажный спрос и на, казалось бы, и так продаваемые книжные хиты (последний яркий пример — экранизация "Мастера и Маргариты" Булгакова).

"Карандашные" деньги

Компьютерная графика позволила художникам реализовывать идеи, которые при ручной работе были бы или затратны, или трудно выполнимы. Хотя говорить, что классические техники графического рисунка (тушь, акварель, темпера, акрил, аппликация, силуэт и др.) уходят на задворки истории, по меньшей мере, некорректно. Наоборот, постмодернистские наклонности нашего времени позволяют книжным иллюстраторам использовать смесь всех направлений и техник, при этом свободно интерпретируя свое визуальное видение текста. Соответственно, подобные начинания выливаются как минимум в читательский интерес, как максимум — в коллекционирование книжных шедевров. Трудно предположить, что без внимания останутся, например, импрессионистские иллюстрации к пьесам Шекспира или рисунки в духе сюрреализма к сказке о Пиноккио.

Проследить моду на определенный стиль в иллюстрировании сегодня трудно: успех книге могут принести как декоративная сглаженность, так и небрежный штрих рисунка, как строгость черно-белой графики, так и павлинье разноцветье. Было бы талантливо, а к какому течению принадлежит художник и вообще имеет ли он профессиональное образование, издателей волнует меньше всего. В цене, прежде всего, умение иллюстратора находить в привычных сюжетах и ситуациях новые повороты, свежие цветовые решения, свободно обращаться с книжным блоком и продумывать оригинальные виды иллюстрирования (например, всевозможные вкладки, добавления к иллюстрации, или когда рисунок находит свое продолжение через несколько страниц). Именно за этим "охотятся" сегодня ведущие книгопечатные издательства США, Франции, Германии, Японии.

Главные площадки для заключения контрактов с издательствами — ежегодные международные выставки и книжные биеннале, проходящие в Болонье (Италия), Монтре (Франция), Брно (Чехия), Братиславе (Словакия). При желании "обрасти" нужными контактами не составляет особого труда, так как повсюду множество иллюстраторских кафе, каталогов, лекций и семинаров. Как правило, после посещения художниками подобных мероприятий не обходится без телефонного звонка или электронного письма от того или иного издательства. Причем, выгодность сотрудничества не всегда заключается только в деньгах, важны масштаб, география тиражей будущей книги. В среднем черно-белая полоса книжной иллюстрации в Европе стоит $100-500 (в Украине — $50). При этом художник, кроме первоначального гонорара, получает, как правило, определенный процент от продажи книги и ее последующей допечатки. Таким образом, за иллюстрирование книги можно реально получить $35-40 тыс. Гонорар при этом может видоизменяться в зависимости от сложности работ и знаменитости самого иллюстратора. К примеру, книжные иллюстрации российского художника Геннадия Спирина, который трудится сегодня за границей (и чьи иллюстрации были использованы в одной из детских книг американской певицы Мадонны), стоят от $3 тыс. до $24 тыс. каждая.

Украинский мейнстрим

Что касается украинских издательств, то рынок книжного иллюстрирования хаотичен и практически разрушен. Именно поэтому большинство известных отечественных графиков работают сегодня с зарубежными издательствами. По большому счету, в Украине заниматься иллюстрированием книг и поиском художников удается немногим издательствам: "А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА", "София", "Кальвария", "Фолио", "Лыбидь", "Махаон". Остальные стараются особо не заморачиваться не то что с внутренними иллюстрациями книги, но и с обложками — лишние финансовые и интеллектуальные затраты. Легче из интернета выудить те же рисунки Сальвадора Дали и "переболтать" и пригладить их в "фотошопе", или же соорудить яркий и, желательно, провокационный коллаж.

По мнению некоторых экспертов, самые успешные проекты по иллюстрированию получаются пока у издательства "А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА", книги которого традиционно получают всевозможные Гран-при. Сотрудничают с этим издательством уже не только художники-графики. Недавно была издана книга "Лиза и ее сны" с иллюстрациями украинской художницы Евгении Гапчинской. "Иллюстрирование книг никогда не было для меня основным занятием, но мне очень нравится эта работа, недавно вот начала сотрудничать еще и с московским и французскими издательствами, — говорит Евгения. — На фоне огромного количества книг качественных изданий все равно мало, поэтому интерес к хорошо проиллюстрированной книге не слабеет. Книга с качественной картинкой, безусловно, поднимает тиражи издания". К графическому наполнению своих изданий склоняется и издательство "Фолио", используя для издания книги П. Загребельного "Я — Богдан" иллюстрации Сергея Якутовича-старшего. В ближайшее время планируется к выпуску Библия на украинском языке со знаменитыми иллюстрациями Г. Доре. По словам владельца издательства "Фолио" Александра Красовицкого, большим успехом пользуется сейчас "Энеида" Котляревского с иллюстрациями Анатолия Базилевича (за год продано 25 тыс. экземпляров). "Также выпущено лимитированное подарочное издание "Энеиды": стоимость одного экземпляра тиража из 800 книг — 1 тыс. грн., из 100 книг в богатом кожаном переплете — 5 тыс. грн., — говорит Александр. — Так вот, большая часть этой "Энеиды" уже раскуплена и, в первую очередь, благодаря каноническим иллюстрациям Базилевича, которые в прежние времена не были напечатаны полностью по цензурным соображениям (в связи с наличием обнаженного тела)".

Правда, предугадать успех книги удается не всегда. Здесь не спасают никакие маркетинговые исследования или имена модных художников. К примеру, пару лет назад без внимания украинских читателей осталась одна из самых популярных в мире книг "Непроторенная дорога" Скотта Пека. "Можно сказать, издание умерло пятитысячником, — рассказывает Ина Старых, главный редактор издательства "София". — За три года с трудом продано 5 тыс. экземпляров, хотя при успешном раскладе дел такие объемы продаются за полгода. К сожалению, не окупился и другой проект — отдельный альбом с иллюстрациями Ерко — большую часть трехтысячного тиража мы просто раздарили. В качестве подарка они пользовались большим успехом".

Впрочем, положительные тенденции возрастающего интереса к качественно иллюстрированным изданиям в Украине нельзя не заметить. Посему предрекать, что наши книгоиздатели погрязнут в летаргическом сне, а талантливые художники-графики, спасаясь от безденежья, уйдут в рекламный бизнес или уедут за рубеж, все же преждевременно.

    Реклама на dsnews.ua