• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Целительская атака

Реклама на dsnews.ua

Сколько в Украине работает легальных целителей и сколько нелегальных — подсчитать сложно. В отделе аккредитации и лицензирования МОЗ Украины "ВД" сообщили, что за последние три года было выдано 767 лицензий на медицинскую практику по народной и нетрадиционной медицине. Львиную долю — 604 лицензии — получили юридические лица (клиники, центры, шестая часть которых расположена в Киеве), и 163 лицензии оформили физические лица. Лицензии, выданные клиникам и врачам, занимающимся нетрадиционной медициной, составляют всего 6%. Остальные 94% работают в тени.

К одной из таких лжецелительниц, против которой было открыто уголовное дело, попыталась записаться на прием и журналист "ВД". Однако, узнав о роде профессиональной деятельности пришедшей, целительница наотрез отказалась не только разговаривать, но и проводить диагностику пациента, посоветовав во избежание неприятностей в виде наложения порчи убираться подобру-поздорову.

Сниму всю порчу

Лицензии выдаются сроком на 5 лет, и для настоящих целителей ее получение считается делом чести. "Лицензия нужна обязательно, чтобы получить подтверждение своих способностей и быть официально признанным, а не подпольным целителем", — уверена Анна Кузьминская, травница с 30-летним стажем.

Лицензии выдает Комитет по вопросам народной и нетрадиционной медицины при МОЗ Украины (далее Комитет), к процедуре регистрации и лицензирования там подходят скрупулезно, отсеивая большинство кандидатов еще во время собеседования. На следующем этапе — аттестации — проверяют познания в медицине, и если они не глубокие, но человек действительно обладает даром, ему предлагают пройти специальные курсы по основам медицинских знаний. Если люди с медицинским образованием для получения лицензии должны иметь сертификат врача по определенной специальности народной и нетрадиционной медицины, то те, у кого медобразования нет, обязаны получить специальное разрешение (регламентируется ст. 74 "Основ законодавства України про охорону здоровя").

"Если эффект от лечения есть, — говорит Татьяна Гарник, глава Комитета по вопросам народной и нетрадиционной медицины при МОЗ Украины, — целитель получает лицензию на медицинскую практику по народной и нетрадиционной медицине. Далее целитель может работать только под контролем врача".

Независимо от способностей целителей МОЗ запрещает лечение онкологических, инфекционных, кожных, венерических и заразных заболеваний, наркоманов, беременных и хирургические вмешательства. Естественно, подобные ограничения побуждают многих целителей заниматься врачебной практикой без лицензирования. Таких "врачей" в Украине около 10 тыс. чел., приблизительный оборот теневого рынка лишь в Киеве составляет $2-3 млн. В лучшем случае, у таких "целителей" есть документ об обучении нетрадиционным методам в институте, непризнанном официальной медициной. Обучение в нем обходится до $2 тыс. и окупается довольно быстро.

Реклама на dsnews.ua

"Мы не карательный орган, контролируем только тех, кому выдали лицензию, — объясняет Татьяна Гарник. — Для этого уже 5 лет в каждом регионе работают специальные внештатные сотрудники Комитета, которые следят за работой лицензированных целителей".

Тем не менее, газеты пестрят объявлениями, предлагающими снять порчу или очистить карму — работает целая индустрия по удовлетворению потребностей человека в очистке и гармонизации души и тела, и трудно предположить, что данный вид деятельности является абсолютно бесконтрольным. "Я слышал, что все эти лжецелители платят определенную сумму контролирующим органам, которые поэтому их как будто не замечают", — сообщил сотрудник одного из медицинских центров, работающих в сфере нетрадиционной медицины.

Источник в правоохранительных органах, не пожелавший назваться, эту информацию подтвердил, сообщив, что большинство нелицензированных целителей имеют большую "крышу" в виде самих работников милиции. Причем они не только обеспечивают прикрытие для лжецелителей, но и являются своеобразной фабрикой по выпуску на целительский рынок новых дарований. В большинстве случаев это происходит в кооперации с печатными СМИ. Так журналисты одной из бульварных газет одновременно подрабатывают и гадалками — причем обрабатывают доверчивых людей не только в Украине. Как сообщил нам источник в МВД, сейчас в России возбуждено несколько уголовных дел против украинских гастролеров — с жалобами на лекарей-мошенников обратились 3 тыс. россиян.

Сквозь сито закона

В Украине большинство пострадавших боятся даже писать заявление на таких мошенников-целителей. А многие из тех, кто решился заявить о мошенничестве, потом свое заявление забирают (или из страха, или мошенник возвращает деньги), и уголовное дело закрывается.

Так было в случае с "последовательницей Ванги", на прием к которой пыталась попасть журналист "ВД". "Залечившая" до смерти 24-летнего парня и вымогавшая средства на якобы спасение его брата, мошенница вернула $6 тыс. родителям мальчика, после чего те забрали свое заявление из МВД. "А мы работаем только по заявлению граждан, и если такового нет, то расследование прекращается, — говорит Николай Рощин, сотрудник отдела раскрытия имущественных преступлений департамента уголовного розыска МВД. — Если бы люди не передумали, эту лжецелительницу посадили бы в тюрьму. Но такой исход расследования, к сожалению, не исключение, а скорее закономерность".

Несовершенство законодательной базы, состоящее в отсутствии четкого контроля за их деятельностью, позволяет пойманным на преступлении лжецелителям легко ускользать от наказания. Если в западных странах для такого преступления, как мошенничество, отведено 17-20 статей уголовного кодекса, то в Украине уголовные дела против лжецелителей возбуждаются только в тех случаях, когда действия целителя подпадают под 190 статью УК Украины — "мошенничество, завладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием".

В среднем за год по статье 190 УК возбуждается 10 тыс. уголовных дел, но в суд направляется только треть из них. Но даже из них наказание получает десяток человек, большинству из которых присуждают штраф. Не у дел в борьбе со лжецелителями оказывается и управление по защите прав потребителей, которое должно расследовать те визиты к лекарям, когда человек не ощутил эффекта от лечения или состояние его здоровья ухудшилось. И здесь законодатели слабо позаботились о защите граждан.

"Нужно доказать, что после визита к лжецелителю у человека ухудшилось самочувствие, — объясняет Вячеслав Голубовский, заведующий сектором правовой работы главного управления по вопросам защиты прав потребителей КГГА. — Но устанавливать причинно-следственную связь сегодня некому. К тому же, чтобы иметь основания для предъявления претензий к целителю, посетитель должен иметь, как минимум, подтверждение оплаты, а еще лучше — договор, в котором указана ответственность и обязанности сторон. Но за последние 4 года к нам не было ни одного обращения с жалобой на целителей".

"Мы пытались "взять" Кашпировского, когда он приезжал в Киев, — говорит Николай Рощин, — ведь даже медики утверждают, что лечиться у него опасно. Но он нам заявил: "Я не лечу людей, я лекции читаю". Выяснилось, что он договаривается с предпринимателем, который арендует зал, в котором Кашпировский читает лекции. А то, что во время лекций в зале продаются различные "заряженные" вещи, — так люди покупают их по собственной воле".

"Если в рекламе хоть слово сказано о здоровье — это уже медицинская практика, — говорит Татьяна Гарник. — Но отслеживанием рекламных сообщений не занимаются ни МОЗ, ни правоохранительные органы, ни налоговая инспекция, о проверке достоверности указанных в объявлениях номеров лицензий и речь не идет. У контролирующих органов связаны руки, лжецелители не только бесконтрольны, но и находятся в привилегированном положении".

Вот и получается, что при сегодняшнем законодательстве целителям выгодно быть в тени: не получил лицензию на медицинскую практику — не попадаешь в поле проверок и контроля Минздрава; если не зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности, то не имеет оснований для проведения проверок документов налоговая служба. Если никто из посетителей не написал заявление в МВД, то и у правоохранительных органов нет оснований для наказания занимающихся незаконной деятельностью целителей.

Закон, что дышло

В разговоре с журналистом "ВД" один из целителей, работающих без лицензии, объяснил, почему не хочет легализироваться: "Помимо того, что это требует много времени, это еще и постоянные проверки со стороны МОЗ и налоговой, смысла нет получать лицензию. Во-первых, в случае ее потери можно перерегистрировать свой центр нетрадиционной медицины под другим названием и вновь заниматься врачеванием. Во-вторых, все целители правоохранительным органам хорошо известны, при Верховной Раде есть целый отдел, куда приглашают энергетически сильных людей. Меня самого пытались туда завербовать".

Выходом для защиты пациентов от лжецелителей могло бы стать ужесточение контроля над деятельностью лекарей и их ответственности за результат врачебной практики. Причем обязать работников Минздрава, управления по защите прав потребителей проводить проверки нелегальных "целителей", гадалок, "контактеров" и прочих.

Полностью легализировать центры нетрадиционной и народной медицины можно лишь в том случае, если государство действительно решит бороться с нелицензионными врачами, создав при этом такие условия работы на рынке лицензионных врачей, чтобы лекарям было выгодно оформлять лицензии в Минздраве. Но для этого нужно дать в руки правоохранительным органам кнут в виде четко прописанной в УК ответственности за последствия "лечения" у лжецелителей, забрав дубину проверок и частного контроля над деятельностью врачей без лицензий.

СПРАВКА "ВД"
  • Стоимость лицензии на предоставление услуг нетрадиционной медицины достигает 1000 грн. Примерно половина этой суммы уходит на оплату госпошлины, спецразрешения и собеседования. Остальные средства — на прохождение медкурсов, экспертизы, аттестации. На оформление лицензии уходит примерно 1,5-2 мес.
  • Лицензии целителям выдаются по общим правилам лицензирования, на основании всех необходимых документов, обозначенных в Постановлении Кабмина "Про надання спецiального дозволу на медичну дiяльнiсть у галузi народної i нетрадицiйної медицини N 195" от 10 августа 2000 г.
  • Лицензии начали выдавать с 1996 г. Система допуска к медицинской практике по народной и нетрадиционной медицине начала работать в Украине с 1991 г., тогда же была создана Украинская ассоциация нетрадиционной медицины.
  • На сегодняшний день порядок получения лицензии МОЗУ на медицинскую практику определен приказом Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и МОЗ Украины "Про затвердження Лiцензiйних умов провадження господарської дiяльностi з переробки донорської кровi та її компонентiв, виготовлення з них препаратiв, господарської дiяльностi з медичної практики та проведення дезiнфекцiйних, дезiнсекцiйних, дератизацiйних робiт".
    Реклама на dsnews.ua