• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Трудности перевода

Реклама на dsnews.ua

Европа и Украина говорят, в буквальном смысле этого слова, на разных языках. Как выяснила "ВД", если вы решите ввезти из Бельгии в Украину товар (к примеру — обычные канцелярские скрепки), то совершенно не факт, что отечественная таможня вам предоставит такую возможность. На ее языке скрепки могут называться равно как "механизм, состоящий из проволоки, скрученной особым способом", так и каким-нибудь неологизмом в стиле "скрепоматериал". Приставка "материал" фигурировала и в скандале с ввозом в Украину сырья для производства шампанского, о котором писала "ВД" (см. № 9, 2006 г.). Таможенники категорически отказывались понимать изобретенное украинскими законодателями словосочетание "winematerial", и, следовательно — принимать товар, столь странно называемый. А вся проблема лишь в отсутствии термина "виноматериал" в новом Таможенном кодексе, вступившем в силу 1 января 2006 г. В законе "О винограде и виноградном вине", подписанном Президентом 7 марта, обтекаемое понятие "виноматериал" по-прежнему присутствует, а значит, гарантированы новые конфликты, в том числе, и при ввозе сырья.

Хотя Таможенный кодекс Украины был создан с учетом европейских норм, ряд положений об определении таможенной стоимости, происхождения товаров и их таможенного оформления не соответствуют стандартам, применяемым в ЕС. Так, Украине еще предстоит адаптировать таможенные процедуры под Таможенный кодекс европейского сообщества и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Если подсчитать общее количество несоответствий статей украинского законодательства актам правовой системы ЕС, то получится, что парламентариям предстоит внести как минимум 101 поправку. Сделать это в сжатые сроки невозможно, оттого ныне подобные конфликты решаются в авральном порядке путем "ручного управления" — из высоких кабинетов исходит резолюция: сделать для того или иного товара исключение, но это происходит лишь тогда, когда ситуация грозит серьезными проблемами на рынке.
Но специалисты уверены, что разночтения в терминологии — лишь верхушка айсберга.

Где тонко, там и рвется

"Если не предоставить наше гармонизированное законодательство на переговорах о зоне свободной торговли с ЕС, то каким образом выбить квоты для украинских предприятий, открыть рынок, добиться выгодных для нас условий?", — вопрошает Елена Зеркаль, возглавлявшая ныне упраздненный Государственный Департамент адаптации законодательства.

В ЕС делать исключения для Киева никто не собирается. Заложенные в закон "Об автомобилестроении" преференции для компании Daewoo обернулись для Украины квотированием ее поставок металла на мировом рынке. "Санкциями может сопровождаться и подача Украиной в международные структуры недостоверной статистической информации, а у нас, по сути, нет системы отраслевых отчетов, учета и контроля производства, экспорта и импорта в соответствии с европейскими стандартами, — говорит Мария Колесник, начальник аналитического отдела консалтинговой компании "ААА". — Отсюда искажение общей "статистической картинки" по отраслям. Например, яблочный концентрат зачастую проходит и как сок, и как сырье для его получения — для сведения государственной статистики это уже потенциальная погрешность".

Главными проблемными отраслями в плане адаптации законодательства являются сельское хозяйство и ветеринарная медицина, что ярко продемонстрировала мясо-молочная война с Россией. Специалисты говорят, что дело отнюдь не только в политике — у России были вполне обоснованные претензии к отечественным сертифицирующим органам.

"Чтобы подобные конфликты не возникали в будущем, нужно адаптировать стандарты по контролю качества и безопасности продукции, а за контролирующими органами четко закрепить их полномочия, — уверен Владимир Лаба, директор аналитического департамента Украинской аграрной конфедерации. — Но у нас до сих пор идет соперничество между МОЗ и Госдепартаментом ветеринарной медицины за полномочия, а существующая сегодня система контролирующих органов не дает никаких гарантий и не несет ответственности. Поэтому к ней высказывают недоверие и другие страны". "Зачастую документы подаются под "соусом" адаптации к ВТО, но не содержат этих пунктов, — обращает внимание Владимир Лаба, — вместо этого там присутствуют нормы, создающие преграды для бизнеса. В последней редакции закона "О безопасности и качестве пищевых продуктов" контролирующие органы могут приостановить работу предприятия даже без решения суда. Это что, европейская норма?"

Реклама на dsnews.ua

Серьезные проблемы для украинских продуктов на внешних рынках эксперты прогнозируют и ввиду неурегулированности нормативной базы по генетически модифицированным продуктам, высказываются сомнения и по поводу присоединения Украины к европейской программе производства биоэтанола.

В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве с ЕС четко прописаны обязательства Украины привести в соответствие с актами acquis communautaire сферы непрямых налогов и таможенного законодательства. Так вот, по оценкам экспертов из Госдепартамента по вопросам адаптации законодательства, уровень адаптации наших законов колеблется где-то на уровне 50%.

Так, в сфере непрямых налогов, к которым, прежде всего, относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и таможенная пошлина, основные положения украинского законодательства взяты из европейского. К примеру, текущая редакция Закона Украины "Об НДС" изначально была скопирована с Шестой Директивы Совета ЕЭС "О Единой системе НДС". Тем не менее, как минимум по шести существенным пунктам украинский НДС противоречит европейскому. К примеру, п.3 (а) ст.12 Шестой Директивы позволяет устанавливать льготные сниженные ставки налога в пределах 5% для ряда важных для населения товаров и услуг. Это касается продуктов питания, питьевой воды, жилищно-коммунальных услуг, фармацевтической продукции, медоборудования и медицинских услуг, пассажирского транспорта, книг и журналов, отелей. У нас же почему-то практически на все эти товары и услуги потребитель должен платить 20% НДС.

К тому же, многие положения о возмещении НДС не адаптированы к Восьмой и Тринадцатой Директивам Совета ЕЭС о правилах возмещения НДС плательщикам налогов, которые не имеют представительства на территории страны ЕС или всего сообщества.

Что делать?

По единому мнению экспертов, проблемы гармонизации законодательства можно решать лишь комплексно, иначе нормативные коллизии не только не исчезают, но и нарастают — как в случае с "гармонизированным" Таможенным кодексом и существенно отстающими от него отраслевыми законами.

Доселе большинство законопроектов проверялись на "европейскость" в Департаменте Минюста. Схема была довольно проста: любой вносимый в парламент законопроект в течение 7 дней направлялся в Комитет ВР по евроинтеграции, где изучался вопрос, не затрагивает ли законопроект одну из 16 сфер, указанных в ст.51 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Если да, то комитет в течение трех дней отсылал этот проект в Департамент, где в 20-дневный срок давалось экспертное заключение. На данный момент было выдано около 500 таких экспертных заключений, причем 13% из них — негативны, а в 8% случаев предлагались доработанные редакции законов, дабы новые законы принимались с учетом требований ЕС. Свежие примеры — новые редакции Законов "О ценных бумагах и фондовом рынке" и "О защите прав потребителей", значительно переработанные под требования ЕС.

"За прошлый год мы проинспектировали 454 проекта нормативно-правовых актов, перевели 988 европейских актов, в рамках работ по адаптации было принято пять законов и один из них разработан нами. Но, увы, сейчас есть все основания, что как минимум на полгода эти работы приостановятся, — рассказывает Елена Зеркаль. — Какова причина нашей ликвидации? С нами "неудобно" (Минюсту — прим. "ВД"). К тому же Департамент имел отдельное финансирование, которое теперь сольется в общий министерский "котел".

Одним из опасений экспертов является то, что отныне кадровые и финансовые ресурсы Минюста будут переориентированы на внедрение стандартов Совета Европы, которые, в отличие от ЕС, имеют преимущественно декларативный и рекомендационный характер. Такое "усовершенствование" не принесет ничего позитивного, кроме, разве что, улучшения имиджа Сергея Головатого в Совете Европы.

Пока идут реорганизации в рамках Минюста, Украина уже начала переговоры по созданию зоны свободной торговли со странами ЕС. Ввиду того, что их успешность непосредственно зависит от уровня адаптации национального законодательства к законодательству ЕС, пока украинские перспективы на внешних рынках не очень оптимистичны.

Потому остается ожидать выполнения первого этапа Программы адаптации к acquis communautaire, которое должно быть завершено к 2007 г. По заверениям экспертов, сроки реальные, но все зависит от воли народных избранников. Но в какую сторону двинется Украина после выборов?

СПРАВКА "ВД"

Гармонизация украинского законодательства с международным — излюбленная тема политиков и правоведов, ведь именно она определяет близость Украины к таким стратегическим целям как ВТО и ЕС. Но реальных сближений с правовой системой ЕС (acquis communitaire) гораздо меньше, чем устных деклараций, и даже адаптация к мировым стандартам документов внешнего пользования создает проблемы, ведь внутренние законы по-прежнему сохраняют положения старой редакции.

Между тем еще в 1994 г. наша страна взяла на себя обязательство постепенно приводить в соответствие национальное законодательство с законодательством ЕС (ст.51 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС). Но с мертвой точки данный процесс сдвинулся лишь через 10 лет, когда Верховная Рада приняла Закон Украины "Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС" (18 марта 2004 г.). Начальный этап программы был рассчитан до 2007 г.

Впрочем, теперь разговоры о сближении с аcquis communitaire должны поутихнуть — 7 марта постановлением Кабмина упразднен Государственный департамент по вопросам адаптации законодательства при Минюсте, в обязанности которого входила экспертиза законопроектов и нормативных актов на соответствие аcquis communitaire именно в экономической сфере. В то же время, от степени адаптации законодательства экономического блока зависят перспективы украинских производителей на внешних рынках — особенно в виду начатых Украиной переговоров о зоне свободной торговли.

    Реклама на dsnews.ua