• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ВТОРОЙ ШАНС ФОНДОВОГО РЫНКА

Реклама на dsnews.ua

Отечественный фондовый рынок уже долгие годы ходит в потенциально перспективных. Затянувшийся процесс его становления давно превысил все разумные сроки, реальный бизнес перестал интересоваться сводками фондовых индексов, а деловые медиа устали пережевывать проблемы инфраструктуры. Приходится констатировать, что организованный фондовый рынок по большому счету существует в Украине лишь номинально.

Регулятор-администратор

В условиях, когда половина бизнеса в государстве находится в тени, складывается вполне обоснованное впечатление, что подавляющему большинству общества современный фондовый рынок попросту не нужен. Становиться публичными компании еще не готовы, а инвесторы им не слишком доверяют, чтобы активно вкладывать доллары, залежавшиеся в чулках.

"Фондовый рынок Украины находится в стадии развития, — констатирует Константин Балицкий, ведущий аналитик компании "Атланта Капитал". — Из-за сложной экономической и политической ситуации в стране говорить о стабильности рынка ценных бумаг также еще рано". Между тем и самому государству организованный рынок ценных бумаг необходим, что называется, "для галочки". Только этим можно объяснить неуклюжие попытки пятнадцати правительств Украины создать нечто похожее на цивилизованный фондовый рынок.

Государство вместо того, чтобы выступать регулятором рынка, превращалось в жесткого администратора, пытающегося искусственными методами "слепить" рынок ценных бумаг, не особо обращая внимание на экономические мотивации для его потенциальных участников.

Изначально основная ставка делалась на приватизационные сертификаты и акционирование государственных предприятий. Чем завершилась "бумажная" приватизация, общеизвестно. Несмотря на то, что в Украине появилось 16 миллионов владельцев акций, современный рынок так и не сформировался.

Кирпичик к кирпичику
Реклама на dsnews.ua

Но недавно у украинского рынка ценных бумаг появился еще один шанс встать на ноги. Причем, как это у нас заведено, не экономический, а административный. В Украине невиданными темпами растет эмиссия беспроцентных (целевых) облигаций. Только в 2005 г., по данным ГКЦБФР, было зарегистрировано целевых облигаций на сумму более 5 млрд грн. В текущем году прогнозируется значительное увеличение этого показателя, что связано с законодательным запретом прямого финансирования жилищного строительства и переходом строительного рынка на альтернативные источники поступления средств, такие как облигации, институты совместного инвестирования и различные фонды.

Кроме того, с принятием Закона "Об ипотечных облигациях" ожидается оформление рынка рефинансирования ипотечных кредитов. Как следствие, количественные показатели рынка ценных бумаг в ближайшее время будет обеспечивать преимущественно строительный сектор. "При этом облигации являются не публичным инструментом, а больше "схемным", — говорит Вячеслав Масленников, директор компании по управлению активами "АРТ Капитал Менеджмент". — Хотя это не исключает их использования и как публичного инструмента для привлечения инвесторов".

В результате количество все равно не перерастает в качество. Согласно оценкам экспертов, операции на организованном рынке составляют всего около 4% общего объема, остальное — "схемные" операции. Возникает закономерный вопрос: что нужно предпринять, дабы у нас заработал современный фондовый рынок?

Публичность — не порок

На темпы становления рынка ЦБ оказывает влияние множество факторов, как политических, так и экономических. "За год в Украине поменялось два правительства, каждое из которых использовало свои методы управления экономикой. Это не могло не отразиться на динамике фондовых индексов, — говорит Константин Балицкий. — Ситуация вокруг выборов заставляла многих потенциальных инвесторов выжидать. После опубликования результатов выборов появился еще один сдерживающий момент – определение большинства в парламенте". "Среди факторов, тормозящих развитие фондового рынка, следует выделить отсутствие отечественных портфельных инвесторов, вследствие чего динамика рынка зачастую зависит от действий нескольких крупнейших игроков, — считает Владимир Оваденко, начальник отдела по работе с портфельными инвесторами ИФГ "АРТ Капитал". — В результате рынок характеризуется довольно низкой ликвидностью".

Но ключевая проблема кроется в ментальности отечественного бизнеса, пока еще не готового открыться и стать публичным для инвесторов. Между тем, только это даст возможность определить его реальную рыночную стоимость. Однако насильно загнать все акционерные общества на биржу, безусловно, не удастся. Другое дело — создать современные стандарты контроля над публичными компаниями. Новый Закон "О ценных бумагах и фондовом рынке", который вступит в силу через месяц, как раз и вводит понятие публичного и частного размещения ценных бумаг. И хотя понятие "публичная компания" в украинском законодательстве пока отсутствует, сами требования к ним уже определены.

Так что прозрачной должна стать не только структура собственности, но и текущая деятельность публичной компании. Причем общие стандарты раскрытия информации устанавливаются не только для акционерных обществ, но и для других организационных форм, будь то ООО или даже частное предприятие. Поскольку касается это не только акций, но и облигаций предприятий, ипотечных облигаций и других эмиссионных ценных бумаг.

И это шаг на пути к западной модели корпоративного управления. "Новый закон значительно приближает нас к европейским стандартам, — указывает Анна Рябец, менеджер по развитию бизнеса юридической компании "Законы Бизнеса". — Теперь украинский закон адаптирован к требованиям трех важных Директив ЕС — "О допуске ценных бумаг к официальному листингу на фондовой бирже и информации, которая должна быть опубликована о ценных бумагах", "О гармонизации требований к прозрачности информации к эмитентам, чьи ценные бумаги допущены к продаже на регулируемом рынке" и "О проспектах эмиссии, подлежащих опубликованию при открытом предложении ценных бумаг".

Тем не менее, второй шаг на пути к цивилизованному рынку пока не сделан. Становлению публичных компаний будет препятствовать отсутствие современного корпоративного законодательства. Чтобы инвесторы доверяли публичной компании, необходимо формализовать правила управления бизнесом, защитить права миноритарных акционеров, а также ввести институт "независимых" членов правления и наблюдательного совета, которые отстаивали бы права миноритариев и контролировали стратегию развития компании. Поэтому без принятия Закона "Об акционерных обществах", новой редакции Закона "О хозяйственных обществах", Кодекса корпоративного управления и внесения изменений в Гражданский и Хозяйственный кодексы реформа выглядит частичной. И хотя ГКЦБФР лоббирует в пакете с законами о ценных бумагах и корпоративные законы, многое зависит от народных избранников, которые в основном пока не готовы к публичности своего бизнеса и расширению прав миноритариев.

Законы экономики

Если Украина вступит в ВТО и полностью откроет свои рынки, откажется от протекционизма в экономической политике, вследствие чего на наш рынок начнется экспансия транснациональных корпораций, отечественные компании неизбежно столкнутся с необходимостью привлечения дешевых финансовых ресурсов. И тут мог бы помочь фондовый рынок.

Однако такой прогноз развития событий маловероятен, поскольку и в новом парламенте достаточно представителей крупных промышленных кругов, которые пойдут на все ради сохранения протекционистской политики в отношении национального производителя.

Вот и получается, что выход с IPO на фондовые биржи остается лишь модной тенденцией, декларирующей, что в этой компании менеджмент меняет малиновые пиджачки на хорошо сшитые смокинги. Да и какой толк для отечественного рынка ЦБ от размещения акций на западных биржах. Причем зачастую акций даже не украинских, а компаний-нерезидентов. Последний пример — инвесткомпания "XXI век", которая через зарегистрированный в Великобритании холдинг XXI Century Investments разместила 35,7% своих акций на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи.

Украинский же рынок ценных бумаг по-прежнему остается "схемным", как и философия нашего бизнеса. Однако в скором времени многие схемы в связи со значительным повышением требований к торговцам, регистраторам, управителям и фондовым биржам отомрут сами собой. "Установление минимальных требований к капиталу участников фондового рынка "отодвинет" мелких торговцев, создаваемых для проведения нескольких сделок, — считает Константин Балицкий. — Причем теперь требования к собственному капиталу, ликвидности активов и квалификационные требования к сотрудникам сможет устанавливать не только закон, но и ГКЦБФР своими нормативными актами. Так что теперь Комиссии все карты в руки. Она и требования устанавливает, и лицензирует участников рынка".

Но после устранения схем возникнет естественный вопрос: что же останется в количественном плане, 4% сделок? "Разбудить" фондовый рынок могло бы государство. Прежде всего, путем наведения порядка в защите прав собственности на акции, устранения возможности ведения двойных реестров и создания надежной депозитарной системы. С другой стороны, правительство может вывести НАКи, ГАКи и госхолдинги на фондовую биржу, поспособствовав заодно и созданию национального листинга.

Государство должно открыть все каналы для структурных реформ в реальном секторе экономики: быстрее проводить банкротство убыточных предприятий с госдолей, активизировать разгосударствление и ускорить приход частного капитала в энергетику, коммунальное хозяйство, ВПК, цивилизованно включить в товарооборот землю.

Однако о придании статуса публичных компаний госхолдингам пока говорить не приходится. Принятый недавно Закон "О холдинговых компаниях в Украине" не только не содержит положения о размещении НАКами и госхолдингами своих акций на фондовой бирже, но фактически не допускает этого, требуя, чтобы 100% акций такой госструктуры находились в собственности державы. Поэтому необходимо внести изменения в приватизационное законодательство, позволяющие осуществлять корпоратизацию не только через аукционы и конкурсы, но и путем размещения акций на фондовой бирже. И тогда все узнают, сколько реально стоит не только "Криворожсталь", но и другие "голубые фишки" Украины.

МНЕНИЕ.

ЕВГЕНИЙ ГРИГОРЕНКО. Генеральный директор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса

— Система двойных реестров, помноженная на карманное судейство, не обеспечивает надежную защиту собственности на ценные бумаги. Не удивительно, что эмитенты в погоне за дешевыми финансовыми ресурсами все чаще обращают внимание на соседние, более мощные и лучше организованные, фондовые рынки. В то же время недавно принятый Закон "О ценных бумагах и фондовом рынке" хотя и далек от совершенства, но это ощутимый шаг вперед на пути цивилизованного регулирования фондового рынка. Будем надеяться, что план мероприятий по развитию фондового рынка, принятый недавно Кабинетом Министров, обеспечит принятие и других крайне необходимых законов. В частности, "Об акционерных обществах", "О национальной депозитарной системе", "О производных ценных бумагах" и т. д. Но государству в лице продвинутых лидеров и представителям цивилизованного рынка за них предстоит еще побороться.

МНЕНИЕ.

МАКСИМ КРИВОБОГОВ. Руководитель юрдепартамента ИК Concorde Capital

— Новый закон о ценных бумагах содержит ряд важных изменений. Одно из таких новшеств — попытка упрощения процедуры подписки на акции. Есть надежда, что так называемая публичная подписка на ценные бумаги, при условии грамотного ее описания в подзаконных нормативных актах ГКЦБФР, даст фондовому рынку более простую и открытую процедуру эмиссии ценных бумаг. Но если говорить о документе в целом, то он не содержит глобальных новшеств, которые могли бы стать причиной стремительного роста фондового рынка. Хотя сам факт принятия закона был положительно воспринят иностранными инвесторами. Сегодня фондовый рынок развивается эволюционным путем. А его "схемность" есть ни что иное, как отражение способа перемещения капитала. В любом случае, если говорить о трансформации инвестиционных договоров в строительные облигации, то рынок от этого, безусловно, только выиграет.

    Реклама на dsnews.ua