• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Гипотезы под градусом

Реклама на dsnews.ua

Аграрные чиновники свели все проблемы отрасли к вопросу о приватизации. В то же время государство забывает о том, что с расширением рынков сбыта спирта в отрасли смогут мирно сосуществовать и частный, и государственный капитал: помимо алкогольных заказов, заводы способны загрузить топливные программы.

Есть идея!

Туманное будущее спиртзаводов обрело более реальные черты после заявления Юрия Еханурова, сделанного 12 апреля сего года, о возможной передаче в ВР законопроекта о приватизации предприятий спиртовой отрасли. Впервые на столь высоком уровне прозвучало "крамольное" предположение, что спиртовые объекты, отнесенные к разряду стратегических, смогут перейти в частные руки. Очевидно, на позицию главы правительства повлияла предшествовавшая заявлению встреча с представителями Ассоциации "СОВАТ": они поведали ему о бедах государственной монополии и представили свое видение путей развития отрасли, которые и могут послужить основой соответствующего законопроекта.

Как известно, с осени прошлого года профильные общественные организации активно противостоят инициативам концерна "Укрспирт", в ведении которого пребывают спиртзаводы (см. "ВД" № 54/2005 г., №5/2006 г.). "Еще год назад тема приватизации не стояла столь остро, рассматриваясь как относительно далекая перспектива, — говорит Вячеслав Сокерчак, президент Ассоциации "СОВАТ". — Однако после того, как "Укрспирт" начал "чудить", то повышая цены на спирт, то создавая посредника-монополиста между продавцом и покупателем, стало очевидно, что отрасль необходимо реформировать, и чем быстрее, тем лучше. Иначе убытки и для алкогольного бизнеса, и для государства неизбежны".

Ранее о позиции власть предержащих можно было судить лишь со слов министра АП Александра Барановского, традиционно отстаивающего сохранение объектов в государственной собственности. Несмотря на протесты операторов рынка и резолюции Антимонопольного комитета (АМКУ), усмотревшего в действиях "Укрспирта" признаки монополизма, правительство предпочитало не вмешиваться в спиртовые вопросы, считая это внутренним делом МинАП. Внимание к рынку спирта, проявленное на высшем уровне исполнительной вертикали, свидетельствует о следующем: водочные лоббисты таки "достучались" до правительственной "верхушки", минуя аграрных чиновников, эксперименты "Укрспирта" потерпели фиаско, а на линии "Наша Украина" — СПУ назревает конфликт, в том числе ввиду разных видений решения спиртового вопроса. Уже после оптимистического для сторонников приватизации заявления главы правительства министр аграрного ведомства Александр Барановский парировал, что "государственная монополия позволяет эффективно контролировать рынок алкоголя и не допустить его тенизации", а продукция украинских спиртзаводов "всегда пользовалась и будет пользоваться стабильным спросом". Тем самым в который раз подтверждая, что на компромиссы идти не желает и "добро" на частную собственность на рынке спирта от него, как социалиста, не получить ни при каких обстоятельствах. Впрочем, идеологические догмы не всегда берут верх. Тот же Вячеслав Сокерчак, экс-депутат ВР во фракции КПУ, перешагнул через постулаты партии в отношении частной собственности и стал сторонником приватизации.

Разные подходы к конкретному отраслевому вопросу сложно абстрагировать от политических взаимоотношений партий и блоков. Поговаривают, что в последнее время не самые радужные отношения наблюдаются между Юрием Ехануровым и Валентиной Семенюк, соратницей Барановского по Социалистической партии. Сомнения вызывает и сохранение аграрного министерства за представителем СПУ при формировании нового правительства. А четко обозначенная позиция социалистов в вопросе коалиции, с поддержкой ультиматума БЮТ, вообще придает заочной полемике Еханурова и Барановского на тему эффективности управления спиртовой отраслью множество дополнительных нюансов.

Если законопроект все же попадет в сессионный зал, вероятность его прохождения очень велика. Депутаты, готовые поддержать приватизационную идею, наличествуют чуть ли не в каждой фракции. Среди потенциальных лоббистов, например, Павел Климец, президент корпорации "Олимп", прошедший по списку Партии Регионов, Степан Глусь, директор Немировского спиртзавода, избранный от БЮТ, Ксения Ляпина, один из "топов" списка "Наша Украина", которая традиционно неравнодушна к проблемам алкогольного бизнеса в целом и к Ассоциации "СОВАТ" в частности. Не следует сбрасывать со счетов и нефтяников, которые с отменой госмонополии получают неплохой шанс попробовать свои силы на рынке биотоплива, одного из наиболее перспективных направлений нефтеперерабатывающей отрасли в ЕС. Впрочем, руководитель одной из алкогольных компаний в разговоре с "ВД" не исключил возможности выйти на рынок биотоплива и самостоятельно: прикупив заводик-другой и добившись от государства налоговых льгот для производителей высокооктановых добавок (ВКД), о такой перспективе можно и подумать.

Реклама на dsnews.ua
Варианты на выбор

Эксперты уходят от прогнозов, когда именно законопроект может появиться в парламентских стенах. Несмотря на избыток дискуссий, единого приватизационного плана пока не существует: общественные организации не являются субъектами законодательной инициативы, а Кабмин, который вызвался быть инициатором подобного законопроекта, только приступил к работе над ним. В качестве подсказок для разработчиков — предложения операторов водочного рынка, госпрограмма "Этанол", вовлекающая в сферу спиртовых интересов нефтяников, а также четкая позиция сторонников сохранения госсобственности в лице "Укрспирта" и МинАП.

По мнению экспертов, за основу может быть взято несколько вариантов разгосударствления отрасли — как по отдельности, так и в комбинации друг с другом. Среди наиболее вероятных сценариев — приватизация уже существующих объектов, снятие моратория на постройку новых, а также акционирование спиртзаводов, с сохранением государственной доли в их управлении.

В первом случае интерес для инвестирования представляют наиболее жизнеспособные объекты, с которым у алкогольных производителей налажены долгосрочные контакты. Не секрет, что "прикормленные" спиртзаводы зачастую модернизируются за счет покупателей сырья: бюджетных средств на закупку нового оборудования явно не хватает. А тот факт, что мощности отрасли сегодня загружены чуть более, чем на 40%, и 90% всего украинского спирта производят 10-12 субъектов, сводит интерес потенциальных покупателей именно к ним.

В зависимости от технического состояния инвестиции в модернизацию отдельно взятого предприятия составят, по экспертным оценкам, в среднем $7-10 млн. На строительство нового завода потребуется средств как минимум в два раза больше. Столь внушительная разница в цене не означает, что приобретение уже существующих объектов более целесообразно. Разрешение на постройку новых спиртовых заводов "развязывает" руки алкогольным производителям на применение новейших технологий и позволяет обрести замкнутый цикл производства. Подобная практика закреплена на законодательном уровне в коньячной отрасли, в то время как водочники в решении сырьевого вопроса до сих пор тратятся на логистику.

Специалисты любят приводить в пример опыт США, где налажен единый процесс — от загрузки пшеницы до розлива готовой продукции: теневое производство при этом вообще отсутствует, так как контролировать замкнутые производства намного проще.

Выбор оператора между покупкой проверенного на практике завода и возведением "с нуля" станет зависеть и от того, какие механизмы приватизации будут предложены, насколько прозрачным будет тендер, критерии оценки стоимости объекта и прочие бюрократические "мелочи". "С отменой госмонополии рассмотрим два пути дальнейшего развития, — говорит Евгений Черняк, владелец ТМ "Хортица", — для нас, в принципе, интересна и покупка уже существующего объекта, и постройка нового, непосредственно на территории завода".

В том, что собственными сырьевыми базами обзаведутся лидеры — "Союз-Виктан", "Олимп", Nemiroff, "Хортица", НАТ, "Оверлайн", — сомнений не вызывает. Но вряд ли инвестиции в размере $10-20 млн смогут позволить себе производители второго десятка. Напротив, если за основу будет взято требование обязательного замкнутого цикла производства, количество водочных операторов заметно поубавится, и рынок ожидает период слияний и поглощений. Наиболее приемлемый сценарий для "середнячков" — инвестирование части завода с последующим получением дивидендов. Подобный смешанный тип собственности характерен для России, где ряд спиртзаводов был превращен в акционерные общества. Сравнение в пользу северного соседа — после реформирования управления стоимость тамошнего спирта снизилась, а объемы производства возросли. После попыток "Укрспирта" повысить отпускные цены на сырье отечественные водочники даже пригрозили перенести производство на российскую территорию (такое может позволить себе "Союз-Виктан", купивший завод в Московской области), либо приобретать спирт в России, завозя его в Украину под видом водно-спиртовой смеси.

В случае достижения компромиссного российского варианта, с приватизацией не целых производственных комплексов, а лишь их части в уставном фонде, логичный вопрос у операторов вызывает судьба "Укрспирта". Если прав у чиновников окажется слишком много, идея акционирования потерпит фиаско: инвестировать деньги, не обезопасив себя от чиновничьего произвола, водочники не захотят.

До сегодняшнего дня все силы алкогольного бизнеса были направлены на "проталкивание" отмены госмонополии как таковой, и до лоббирования отдельных сценариев приватизации не доходило. Но абсолютизировать влияние водочников на рынок спирта не стоит: новых хозяев не обязательно связывать с алкоголем, это может быть и фармация, и нефтеперерабатывающая сфера, и просто крупный капитал — вступивших на путь диверсификации и инвестирования перспективных направлений. В расширении рынков сбыта кроется секрет развития отрасли, уверены эксперты.

Заманить бизнесменов льготами

По мнению Якова Грибова, президента УВК Nemiroff, "главный вопрос — это вопрос контроля: государство должно контролировать целевое использование спирта, а производить должен тот, кто может этот процесс проинвестировать… "Укрспирт" так и не может нам ответить, существует ли у них программа по реструктуризации спиртовой отрасли, бюджет, ресурсы?". Увы, концерн оказался глух не только к вопросам алкогольных операторов, но и проигнорировал запросы "ВД".

Четкое разделение спиртовых заводов между основными отраслями-потребителями — один из фундаментальных шагов, предлагаемых реформаторами. "Дальнейшую реструктуризацию отрасли следует начинать только после такого разграничения, установив для каждого направления свою, наиболее эффективную систему контроля, — полагает Вячеслав Сокерчак. — В одну группу войдут заводы, производящие ликеро-водочную продукцию, в другую — спирт для медицины и парфюмерной промышленности. За нефтеперерабатывающими заводами следует закрепить спиртзаводы, выпускающие ВКД".

Государственная программа "Этанол", предусматривающая расширение использования этилового спирта как энергоносителя и сырья для промышленности, была принята 4 июля 2000 г. По экспертным оценкам, оптимальная потребность в топливном этаноле составляет в Украине около 30 млн дал, следовательно, загрузить существующие спиртовые мощности возможно и без сверхусилий алкогольных операторов. Однако инвесторы от топливного бизнеса пока не спешат вкладывать деньги в монополизированную государством отрасль, а госбюджет, помимо "Этанола", имеет десятки государственных программ, которым тоже нужны финансовые вливания. Не возымел пока реальных последствий и закон о поддержке альтернативных видов топлива. По словам Петра Мирошника, президента "НК "Альянс-Украина" "закон, безусловно, направлен на улучшение экологической ситуации в стране и поддержку национальных производителей в лице спиртовой промышленности, однако выпуск такого бензина достаточно капиталоемкий и требует развития новых производств. На базе, которая сейчас существует в нефтепереработке, производить такие бензины высокого качества невозможно". Другими словами, нефтяники ждут налоговых льгот и преференций, которые мотивировали бы для них использование ВКД и ЭТБЭ (этилтретбутиловый эфир) на основе спирта: мощное нефтяное лобби в органах власти препятствует любым попыткам вовлечь их в дело загрузки спиртовых мощностей директивами, неподтвержденными финансовыми интересами. По словам экспертов, НПЗ неохотно включались в подобные программы и на Западе, но их привлекали налоговыми льготами и другими экономическими стимулами. Собственное производство биоэтанола имеет французский нефтеперерабатывающий гигант TOTAL, активно использующий спиртовые мощности. "В принципе, НПЗ можно рассматривать как потенциальных покупателей спиртзаводов, — те могут выступить в качестве дочерних структур по производству каких-либо компонентов топлива. Но это возможно только при наличии четко выписанных льгот и преимуществ такой работы, а в Украине такого проекта пока не существует", — говорит Виталий Давий, главный редактор журнала "Нефтерынок". Наиболее радужные прогнозы вовлекают в производство биотоплива с добавлением спирта инвестиции западные: немцы профинансировали два проекта по производству биодизеля на основе рапсового масла в Полтавской области, и спиртзаводы для них могут оказаться не менее интересными.

Пока МинАП и концерн "Укрспирт" упорно сосредоточены на идее сопротивления приватизации, ослабить противостояние в отрасли могли бы программы по расширению сбыта спиртового сырья. Но чиновники, в пылу борьбы, о них, похоже, забыли, и предложения по загрузке предприятий исходят все от тех же потенциальных приватизаторов. Абстрагировавшись от конфликта собственности, усилия можно было бы объединить: загрузив мощности заводов дополнительными заказами, и государственный, и частный капитал в отрасли могли бы вполне мирно сосуществовать.

МНЕНИЕ.

СЕРГЕЙ САПЕГИН. Директор центра "Психея"

— О налаживании производства в Украине смесевых видов бензина и дизельного топлива можно говорить по мере разрешения проблемы контроля качества, так как они гораздо более восприимчивы к внешним воздействиям, чем обычные нефтяные.

Среди причин, по которым не наблюдается особой активности нефтяников в производстве смесевых видов бензина, — они должны будут расстаться с порядка 3-5% рынка (именно такой процент спирта содержится в смесевых бензинах), и эти самые 5% будут поступать спиртовикам. В то же время позитивный аспект — загрузка спиртовых мощностей, работа для аграриев, производящих сырье, технологов, которые сейчас получают мизерные зарплаты на спиртзаводах. Сегодня, с учетом цен на нефтяное сырье и нефтепродукты, производство биотоплива рентабельно как в мире, так и в Украине, позволяя не только стабилизировать ценовую ситуацию в Украине, но и способствовать снижению цен.

На мой взгляд, МинАП сегодня слишком увлеклось идеей замены нефтяных топлив спиртами и маслами — типа рапсовых и биодизеля. На самом деле, все аграрные проекты должны строиться не как узкоспециализированные, например, сугубо топливные, а как комплексные. Если создать систему льгот и преференций, инвестировать в эти комплексы может любой крупный капитал, не только нефтяники.

    Реклама на dsnews.ua