• USD 39.8
  • EUR 42.3
  • GBP 49
Спецпроекты

"МЫЛЬНЫЙ" ОПИУМ

Реклама на dsnews.ua

Еще совсем недавно на постсоветском пространстве во время трансляции любимых "Просто Марии" или "Дикой Розы" на некоторых обеденных столах появлялся дополнительный прибор — для главной героини сериала, которую считали членом семьи. А редакторы телеканалов не раз получали письма от престарелых зрительниц, умолявших рассказать "по секрету" окончание того или иного сериала, — бабушки побаивались, что не доживут до того радостного момента. Ныне ситуация кардинально изменилась. Во-первых, как и во всем мире, на ведущих телеканалах страны транслируется уйма сериального "мыла": к примеру, на "1+1" в рабочее время крутят 10 сериалов (без учета утренних повторов), на "Интере" и ICTV — по 8, "Новом" — 6. Во-вторых, заметно увеличилась география закупаемых сериалов: кроме продукции Латинской Америки и США, телеэфир разделили европейские, австралийские, российские и украинские проекты. В-третьих, растущий спрос со стороны зрителей и телеканалов подтолкнул многих телепродюсеров к созданию собственных производств. Предполагается, подобная активность благодатно скажется на развитии отечественного кинематографа, обеспечив его профессиональными кадрами и современной технической базой.

Голливуд по-латиноамерикански

Предшественником телевизионной многосерийки стало чикагское радио, которое в 1930-х не давало домохозяйкам США скучать, рассказывая изо дня в день перипетии бесконечных сентиментальных историй. Тогда же возникло и понятие "мыльной оперы" — главным образом потому, что спонсировали радиопередачи компании по производству мыла. Но в 1946 г. любители повздыхать над мелодраматичным сюжетом переключились на телевидение, где началась трансляция первого "мыльного" сериала "Далекий холм". Вскоре популярность нового жанра позволила многим телеканалам и кинокомпаниям начать строительство собственных ТВ-фабрик: с миллионными бюджетами и городами-павильонами для съемок. Это стало необходимым и потому, что в отличие от других телевизионных жанров, "мыльная опера" не имеет четкой сюжетной линии и тем более окончания. Ее съемки могут длиться годами. Рекордсменом в этом плане признан проект "Guiding Light" телеканала CBS и компании Procter & Gamble: телесериал длится до сих пор, начиная с 1952 г., и на сегодняшний момент снято более 15 тыс. эпизодов.

Латиноамериканская аудитория сериальную телеэстафету приняла в 1950-х, став главным во всем мире потребителем, производителем и экспортером мелодраматических историй. В Аргентине большинство телесериалов снимается под началом компании Telefe и Pol-ka, в Бразилии — Rede Globo, SBT, TV Record и Bandeirantes, в Чили — TVN и Canal 13, в Мексике — Televisa, TV Azteca, в Венесуэле — Venevision и Radio Caracas Television. Однако первенство в этом бизнесе делят два телегиганта: бразильская Rede Globo и мексиканская Televisa. Именно их сериалы первыми приобрели глобальный успех: теленовеллу "Рабыня Изаура" (1976 г., Бразилия) увидели в 80 странах. В Китае ее посмотрело 500 млн человек, в США и России "Изаура" собирала возле телеэкранов 80% населения. Тремя годами позже этот "подвиг" повторила мелодрама "Богатые тоже плачут" (1979 г., Мексика).

Кстати, ныне Televisa снимает более 15 сериалов в год. В огромных съемочных павильонах трудятся 6 тыс. человек, в том числе тысяча актеров, две сотни продюсеров, режиссеров и сценаристов, более сотни музыкантов. Но обороты Rede Globo еще масштабнее. Ее телевизионная сеть — одна из четырех крупнейших в мире, а производственный комплекс Projac (общей площадью 1,3 млн кв.м.) оставил позади такие студии как Paramount и Walt Disney. На благо Globo — самой большой телефабрики Латинской Америки – без выходных трудится около 20 тыс. человек.

Такое родное "наше"

В СНГ первыми к производству собственных сериалов приступили в России во второй половине 1990-х. Правда, "пробы пера" (сериалы "Клубничка", "Мелочи жизни", "Горячев и другие") успеха не имели. Зато в структуре практически каждого российского телеканала начали формироваться собственные производственные студии, выпускающие настоящие телехиты. Легко завоевали симпатии зрителей сериалы "Бандитский Петербург", "День рождения Буржуя" и "Улицы разбитых фонарей", а "Убойная сила" собрала около 65% телеаудитории. Чуть позже РТР вместе с продюсерским центром "Аватар фильм" разразился на 15-серийную "Бригаду" (съемки одной серии обходились в $200 тыс., но и успех был невиданным — это первый фильм, собравший в российском прокате и странах СНГ более $1 млн).

Реклама на dsnews.ua

Однако сегодня, по мнению некоторых аналитиков, на вершину сериального первенства взобрался телеканал СТС и его партнер компания АMedia, которая адаптирует к местному рынку популярные во всем мире ситкомы (ситуационные комедии). Проекты "Моя прекрасная няня", "Не родись красивой", "Кто в доме хозяин" имеют сегодня самые высокие рейтинги как в России, так и Украине (стабильный рейтинг на "1+1" более 20-22%, доля аудитории — более 50%) и, соответственно, являются самыми прибыльными.

Украинские телевизионщики стараются не отставать от российских коллег. Два года назад за активное сериаловедение взялась компания Film.ua, обслуживая потребности канала "Интер". В прошлом году ее усилиями выпущен украинский "блокбастер" — 190 серий "Исцеления любовью", которые с восторгом приняла украинская и российская телеаудитория. Сейчас канал транслирует очередную стосерийку под названием "Волчица", а в процессе работы — высокобюджетный детективный сериал "Смерть шпионам" о противостоянии двух разведок во время Второй мировой войны.

С каналом "1+1" сотрудничает "Украинская Медийная группа" ("Близкие люди", "Развод и девичья фамилия", "Моя прекрасная семья" и пр.). Как сообщила "ВД" программный директор канала "1+1" Дарья Фиалко, доля сериалов на телеканале с 2001 г. возросла в три раза. "В первую очередь, за счет появления большего числа разнообразных жанров и предлагаемой продукции, а также значительного роста локального производства. Я имею в виду не только украинский продукт, но и рынок российских сериалов — он вырос на порядок. Это, конечно, дает больше возможностей для приобретения качественного и разнообразного сериального продукта", — отмечает Дарья.

Чего изволите, сударь?

Удовлетворить запросы телеаудитории непросто. Как считают бразильские телекритики, успех любому телевизионному сериалу обеспечен, если в ключевых ролях (позитивных и негативных) задействованы сильные женские характеры. Именно женским персонажам свойственно накалять обстановку, открыто рассказывать о своих чувствах, переживаниях, а также плести искусные интриги. Мужской персонаж менее интересен для "мыла": если его разжалобить, он приятно улыбнется, если рассердить — возьмет ружье и по-мужски расставит все точки над "i" за несколько минут. Это правило срабатывает, даже если центральный герой теленовеллы — мужчина. К примеру, нашумевший во всем мире сериал "Клон" был написан специально под актера Мурило Бенисио (Лукас). Но зрители все равно переключили внимание на женщину — экзотическую Жади, которая боролась за любовь, рискуя жизнью и попирая законы своей религии. Занятно, но примеров, когда все происходит наоборот и мужской персонаж "перетягивает" на себя внимание зрителей, пока не нашлось.

Более того, ситуаций, когда очень популярный сериал в отдельной стране не увлекает весь мир, — хоть отбавляй. "Например, американские хиты "Клан Сопрано" или "Закон и порядок" в Украине не вызвали интереса, — говорит Оксана Товстенко, руководитель закупок канала ICTV. — Эти телероманы оказались ментально далекими от нашего зрителя. Скажем, прославленный сериал США "Отчаянные домохозяйки" хоть и имел у нас хорошие показатели, но российский "Бальзаковский возраст" превысил их в 1,5 раза". Редакторы каналов вынуждены не только отслеживать зрительские настроения и спрос на тот или иной продукт, но и "просеивать" груду отснятого во всем мире ширпотреба. Так, дважды в год международная телеярмарка в Каннах собирает представителей ведущих каналов из более чем 90 стран. Именно здесь покупаются всемирные новинки разных жанров и форматов (протяженностью 50 и 26 минут), производимые крупными телекомпаниями для следующего телевизионного сезона. Если кому-то не удается совершить покупку, он может хотя бы получить представление о последних тенденциях в сериальном "мыловарении".

Заложники рейтингов

Борьба с однотипностью бессчетно производимых сериалов легла сегодня на плечи проницательных теледраматургов, которые выкручиваются, как могут. Нередко их эксперименты с жанровыми установками оборачиваются не только сверхприбылями, но и культурным потрясением мировой телеобщественности. Например, несколько лет назад американский сериал "Секс в большом городе" впервые обескуражил аудиторию откровенным повествованием об отношениях двух полов, тем самым дав социологам повод обсуждать его феноменальный успех. В этом году один из кабельных каналов США приступает к съемкам реалити-шоу, основанном на этом сюжете. Также на экраны Штатов вышел милитаристский сериал о военных действиях в Ираке. Уникальность проекта "Там" (Over There) не только в необычном жанре, но и времени трансляции. Во-первых, война в Ираке до сих пор продолжается, во-вторых, показ сериала начат как раз в момент всеобщего разочарования американцев в иракской операции, когда количество добровольцев на призывных пунктах резко уменьшилось. Телесериал сделан настолько качественно, что критики опасаются, как бы американцы не начали петь дифирамбы иракской или любой другой войне в целом. Вместе с тем отснятые сцены нельзя отнести к приторному героизму: реалистичный характер сюжета показывает все ужасы войны, которые нередко оставались за кадром теленовостей.

Тот же "Клон" впервые в Латинской Америке поднял на всеобщее обсуждение вопрос клонирования человека, а теленовелла "Шика да Сильва" — проблемы женской проституции. Жанровое новаторство проявили россияне, запустив в конце 2005 г. в производство беспрецедентный проект "Зона". Этот 50-серийный фильм, базируясь на реальных событиях, рассказывает о буднях одной из российских колоний, жестоких правилах и тюремной иерархии.

Телевизионный карман

Сериалы — правильный телепродукт, считают телевизионщики. Эфирное время канала заполнено на целый сезон (а в случае бесконечной "мыльной оперы" — на несколько лет вперед). К тому же закупка (или производство) одного сериального эпизода, состоящего из определенного количества серий, обходится телекомпании дешевле, чем приобретение того же полнометражного фильма. Если же телесериал набрал высокий рейтинг, то доход от рекламы, размещенной во время показа, вернет затраченные средства за короткий срок и полученная прибыль в несколько раз превысит затраченные средства. К примеру, в Америке одна минута рекламного времени в популярнейшем сериале "Скорая помощь" стоила около $740 тыс. (хотя съемка одного эпизода не превышала $90 тыс.), а 30-секундный ролик во время трансляции "Санта-Барбары" обходился американским рекламистам в $500 тыс. По некоторым данным, их российские коллеги платили каналу РТР за одну минуту рекламы $7 тыс., при том что право показывать одну серию в России обходилось телеканалу в $14 тыс. Этот же телеканал, покупая за $800 одну серию аргентинского "Дикого ангела", получал более $14 тыс. рекламного дохода от каждого эпизода. Рекламный навар во время показа каждой серии "Улиц разбитых фонарей" — $100 тыс., тогда как на съемку серии уходило $20 тыс. Все ощутимее пополняет карманы и продюсеров, и каналов product placement. Так, АMedia берет за размещение рекламы в кадре сериала о судьбе Кати Пушкаревой минимум $100 тыс.

Что касается актерских гонораров, то их карманы тоже не пустуют. Например, заработки исполнителей главных ролей в американском ситкоме "Друзья" (1994-2004 гг.) в начале были незначительные. После того как сериал получил 27 номинаций "Эмми", четыре из которых "Лучший комедийный сериал", гонорар актеров дорос до кругленькой цифры — $1 млн за один сезон.

Безбедное существование ведут и владельцы телесериальных империй. По данным 2005 г. журнала Forbes, капитал Эмилио Аскаррага Жана, президента Televisa, составляет $1 млрд, а хозяин TV Azteca Рикарду Салинас Плиего заработал $2,6 млрд. Но удача улыбалась не всем. Всемирно известные актеры сериала "Рабыня Изаура", к примеру, не смогли обогатиться — закон об авторских правах актера вышел лишь через два года после съемок. Так что миллионы от продаж сериала за границу достались лишь телекомпании Globo.

Расценки телеиндустрии в СНГ куда скромнее мировых. Один съемочный день главной сериальной дивы России Анастасии Заворотнюк, по некоторым данным, обходился создателям "Няни" порядка $1 тыс. Учитывая, что отснято 110 серий, заработок весьма приличный. Украинским актерам платят меньше. Но, предвидя успешный рост собственных телесериальных усилий, можно ожидать, что актеры и телеканалы внакладе не останутся. И зрители будут довольны.

    Реклама на dsnews.ua