• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

РАПСОВОЕ ЗОЛОТО

Реклама на dsnews.ua

Каждый раз в период обострения газовых переговоров с импортерами в Украине заходит речь о необходимости перехода на альтернативные источники энергии. И каждый раз на уровне разговоров все и заканчивается, несмотря на то, что производство биотоплива уже давно признано национально важной задачей и дискуссии о необходимости его производства в Украине закрыты. Из-за отсутствия продуманной государственной политики украинские аграрии сегодня снабжают сырьем для экологического горючего европейские страны, тогда как Украина по-прежнему зависит от российских энергоносителей. Несмотря на заверения правительства, что в ближайшем будущем данная ситуация изменится, исследование "ВД" показало, что подобные выводы следует признать чересчур оптимистичными.

История вопроса

О важности развития альтернативных источников топлива говорилось еще в начале века, — 26 сентября 2003 г. тогдашний Президент Украины Леонид Кучма издал Указ №1094 "О мерах по развитию производства топлива из биологического сырья", реализации которого, якобы, помешала смена власти в результате оранжевой революции. Правда, в сентябре прошлого года Виктор Ющенко поручил Кабинету Министров подготовить программу содействия производству биотоплива в Украине. Поговаривают, на проблемы альтернативного топлива первое лицо государства обратил свое внимание из-за угрозы срыва посевных работ весной 2005 г. по причине отсутствия топлива. Наконец в декабре 2005 г. Верховная Рада Украины приняла в новой редакции Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования производства бензинов моторных смесевых", который должен вступить в силу 1 января 2007 г., а Кабмин одобрил концепцию Программы развития производства дизельного биотоплива на период до 2010 г. Своим распоряжением (№576-р от 28 декабря 2005 г.) он определил ее разработчиком Минагрополитики. В марте этого года программа была представлена на рассмотрение правительства, но из-за разногласий по поводу ее стоимости (Кабмин называл EUR170 млн, а Минагрополитики в разработанном проекте предусматривал в два раза большую сумму) проект был отправлен на доработку.

Основного сырья для производства биотоплива — пшеницы (идет на изготовление биоэтанола) и масличных культур (для биодизеля) — в Украине достаточно. Однако мощностей по превращению его в топливо, несмотря на оптимистичные заявления чиновников, так и не появилось. По мнению некоторых экспертов, тут не обходится без "руки" нефтяников, не желающих заполучить топливных конкурентов.

В прошлом году активно обсуждался и проект о перепрофилировании под производство биоэтанола спиртовых мощностей (см. "ВД" № 17, 2006). По мнению экспертов, при условии отмены госмонополии этот проект мог бы оказаться в Украине более рентабельным, чем рапсовый. Среди плюсов "масличной топливной программы" — маслоэкстракционные заводы находятся в частных руках, и им, в отличие от спиртовых, для модернизации линий под производство биодизеля не требуется больших инвестиций. Гораздо важнее техника для сбора урожая и гарантии сбыта. Пока что стоимость биодизеля в Украине не выдерживает конкуренции с обычным горючим: 4 грн. за литр на фоне 3,6 грн. на обычную солярку (из одной тонны рапса получают около 270 л биодизеля). В Европе конкурентоспособности добились льготами, государственными дотациями и "обязаловкой" перехода на экологическое горючее. Согласно директиве ЕС, до 2010 г. содержание биотоплива в общем объеме потребления нефтепродуктов должно составлять не менее 5%. В ответ на это европейские компании активно расширяют производство биотоплива: темпы роста мощностей по переработке масличных культур превышают темпы увеличения посевных площадей.

Уникальная культура

В Украине недостатка в посевных площадях под рапс нет, за последние пять лет площади посевов рапса увеличились более чем в 10 раз, и есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится в ближайшие годы. В этом году, при благоприятных погодных условиях, ожидается урожай в 500 тыс. т рапса. Реализация этого прогноза напрямую зависит и от профессионализма агрономов — ввиду особенности культуры, промедление на один день при сборе урожая может привести к его полной потере.

Реклама на dsnews.ua

Несмотря на требования пунктуальности при сборе, рапс неприхотлив и дает хороший урожай при минимальных затратах, что сделало его настоящей находкой для ряда украинских аграриев. "Мы выращиваем только рапс, так как это весьма выгодный бизнес, рентабельность которого составляет 20-50%, — рассказывает Вячеслав Остапенко, заместитель генерального директора ООО "Агротех Гарантия". — Начинали мы четыре года назад с засева 100 га, теперь же площади под рапс увеличили в 10 раз". Высокая рентабельность выращивания рапса обусловлена не льготами или иной поддержкой со стороны государства, а исключительно высокими ценами и спросом на масличные культуры на европейском рынке. "Сея рапс, мы не рассчитывали на поддержку государства, — объясняет Александр Галенко, директор производственно-коммерческого ЧП "Интрансавтострой". — Государство предлагало нам выкупить урожай полностью, но предложенная цена была крайне низка, и нам было выгоднее продать рапс на экспорт, в страны Балтии". По словам Вячеслава Остапенко, вся продукция ООО "Агротех Гарантия" также попадает на зарубежные биодизельные заводы, правда, через украинские элеваторы.

Стоимость 1 т украинского рапса — 1000-1200 грн., европейские цены в среднем на 20% выше, а потребности растут с каждым днем, так что со сбытом урожая проблем не существует. "Большинство заводов выращивают рапс, уже зная покупателя", — говорит Мария Колесник, начальник аналитического отдела консалтингового агентства ААА.

Как удалось выяснить "ВД", украинские аграрии не против продавать рапс местным закупщикам, получая взамен произведенный из него биодизель, но такого взаимовыгодного сотрудничества до сих пор не налажено.

Экспорто-ориентированным остается не только производство рапса, но и рапсового масла (его сегодня изготавливают в Украине более 20 заводов). Еще недавно его можно было встретить на прилавках супермаркетов, но потребности европейских экологов вмешались и здесь. "У нас два масложиркомбината (ОАО "Винницкий масложировой комбинат" и ОАО "Черновицкий масложировой комбинат" — прим. "ВД"), и мы первыми в Украине начали заниматься данным направлением комплексно — от выращивания и закупок до переработки и реализации рапсового масла. И с 1998 г. мы являемся фактически монополистами по производству масла из рапса, — говорит Сергей Присяжнюк, генеральный директор промышленной группы КМТ. — Правда, рапсовое масло — это почти 100% экспорта в Германию и страны Балтии, лишь небольшой процент мы поставляем на украинский рынок, и эта продукция идет в химическую промышленность".

"В прошлом году на крупных заводах 90% рапсового масла было продано на экспорт в страны ЕС, которое, скорее всего, пошло на производство биотоплива, — говорит Валерия Листопад, начальник отдела рынков Украины ИА "АПК-Информ", — и сегодня весь украинский рынок продуктов переработки масличного сырья работает на экспорт".

К слову, за текущий маркетинговый год на 120% увеличился и экспорт подсолнечного масла: его нерафинированная разновидность тоже идет на производство биодизеля. "В ответ на такую тенденцию отечественные маслоэкстракционные заводы активизировались в деле прохождения сертификации производства на соответствие международным стандартам. Это позволит им продвигаться на европейские рынки", — отмечает Мария Колесник.

Биотопливо не по карману

Парадокс украинской ситуации заключается в том, что высокую рентабельность приносит как выращивание рапса, так и его переработка на рапсовое масло, а вот следующая ступень переработки — производство биодизельного топлива — в Украине не прибыльна. В Украине нет ни одного крупного специализированного предприятия по производству биотоплива, а мелкие аграрные предприятия делают его исключительно для собственных нужд. Еще прошлой осенью Минагрополитики заявило о строительстве двух крупных биодизельных заводов в Житомирской и Сумской областях, но по сей день по ним не проведены даже проектные работы. Специалисты рассказывают, что при сегодняшней ситуации с налогообложением и отсутствием каких-либо льгот ни один из бизнесменов не проявил интереса к этим проектам. "В прошлом году мы по заданию министерства выполнили за два месяца предпроектные разработки по двум областям, разработали технологии, генеральный план, после этого сделали инженерные и геологические изыскания, — сетует Олег Смирнов, заместитель генерального директора объединения "УкрНИИагропроект" Министерства аграрной политики Украины. — В конце декабря мы сдали эту работу, которая финансировалась за бюджетные деньги — около 300 тыс. грн. Мы подобрали партнеров, которые смогли бы поставить нам оборудование и технологии, уже сделали проект договора, направили опросные листы для получения технических условий на подключение газа, электричества, воды и передачу земли, но из-за отсутствия финансирования проект уже пять месяцев как висит в воздухе".

Помимо государственных, существуют и частные проекты строительства заводов по производству биодизельного топлива. Сегодня известно о планах строительства семи биодизельных заводов, но все инвесторы говорят о том, что полученное сырье практически полностью будет экспортироваться в страны ЕС. "Мы планируем строить на своей территории биодизельный завод мощностью по переработке 100 тыс. т рапса в год, — говорит Александр Галенко. — И у нас есть немецкий инвестор, который готов вложить в проект EUR33 млн, и всю продукцию, произведенную на этом заводе, будут поставлять в Германию, но для растаможивания заводского оборудования, которое нужно ввезти в Украину, нужно заплатить EUR8 млн". Государство идти навстречу инвесторам не желает, считая, что биотопливо должно реализовываться в Украине. Однако даже при создании полного цикла переработки рапса таковых гарантий не существует.

"Судя по ценовой политике на нефтепродукты, которая существует сегодня в Украине, у нас не будет активных продаж биотоплива, по меньшей мере, два года, — уверен Сергей Присяжнюк. — Средняя продажа рапсового масла в Украине составляет 3600 грн./т, а если масло еще переработать и включить в цену средства на переработку, то цена биодизеля будет выше нынешних 3,6 грн. за литр, по которой сегодня продается на автозаправках солярка". Выгодным использование биодизеля видится лишь в том случае, если биодизельные заводы получат льготы на этапе окупаемости вложенных в строительство средств, полагают эксперты. Предусмотренные в Концепции EUR170 млн не включают в себя строительство заводов, а предназначены лишь для поддержки аграриев, занимающихся выращиванием рапса, а также на технически-экономическое обоснование строительства биодизельных заводов. Иными словами, предлагается поддержать производителей сырья для биотоплива, работающих сегодня с рентабельностью 20-50%, а также вложить средства в "изобретение велосипеда" — собственных технологий переработки рапсового масла и биотопливо.

Более того, планы Минагрополитики лишь посодействуют увеличению объемов продажи рапса в страны ЕС — его и сейчас выгоднее продавать в Европу, так как пошлина на экспорт масличных культур распространяется только на лен и подсолнечник.

Отказываясь вводить льготы для производителей биотоплива, в Минагрополитики апеллируют к появлению возможностей для махинаций со стороны НПЗ: кто запретит им покупать сертификаты на производство биотоплива и продавать под его видом обычную солярку, существенно экономя на налогах?

Что же касается разработанных Минагрополитики предложений по налоговым льготам для производителей биодизеля и дополнительному сбору с продажи нефтепродуктов, то они отвергаются Минфином и Минэкономики — без этого еще не утвержденная программа развития производства дизельного биотоплива выглядит лишь декларацией о намерениях. А единственной дотацией, выделяемой государством, остаются 100 грн. на гектар посева озимого рапса и 65 грн. на посев ярового рапса, все остальное — за счет производителя.

Сами аграрии возлагают надежды не столько на государство, сколько на немецких инвесторов, которые обещают, помимо инвестиций, выделить технику для обработки рапса стоимостью EUR10 млн, поставляя в обмен на рапс биотопливо. По словам Александра Галенко, уже подсчитано: хозяйство, имеющее приблизительно 2000 га, засевая 100 га под рапс, будет полностью обеспечено дизелем на всю свою программу из расчета 2,2 грн./л.

Если бы государство решилось потратиться на строительство заводов, реализовать программу обеспечения аграрных хозяйств экологическим горючим можно было бы в масштабах всей Украины. По некоторым оценкам, ежегодная потребность Украины в биотопливе составляет 1,5-3 млн т. Пока же инвестору логичнее ориентироваться на рынок ЕС, где биотопливо не облагается экологическим налогом и стоит на 40% дешевле обычной солярки. А топливная независимость Украины так и остается несбыточной мечтой.

    Реклама на dsnews.ua