• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ

Реклама на dsnews.ua

"Проблема украинского рынка парикмахерских услуг в том, что салоны не принадлежат парикмахерам, — говорит Вячеслав Дюденко, владелец сети салонов D2. — Во всем мире салоны причесок принадлежат людям, связанным с парикмахерским делом, у нас же салоны высшего ценового сегмента открываются преимущественно женами состоятельных мужчин. При этом логика такова: Маша никогда не откроет салон дешевле, чем ее подруга Катя, а Лена по первоначальным затратам постарается переплюнуть их обеих. Открывать элитные салоны без составления бизнес-планов — специфика нашего времени. Поэтому в Украине очень много дорогих, но пустых салонов, где недоукомплектован штат мастеров и очень низкая посещаемость, часто по 1-2 человека в день".

По сегментам рассчитайсь

Украинский рынок парикмахерских услуг четко структурирован по цене. Кроме элитного сегмента, на нем действуют салоны бизнес- и эконом-класса. Самую нижнюю и массовую ценовую категорию занимают обычные парикмахерские, зачастую рассчитанные на два-три рабочих места. Подстричься в таких заведениях можно за 10-20 грн., в то время как в салоне эконом-класса базовый комплект "стрижка+укладка" стоит 50-100 грн., в среднем ценовом сегменте, т.е. салоне бизнес-класса, аналогичная услуга потянет на 150-350 грн., а элитные салоны берут с клиентов от 500 грн. и выше.

Несмотря на такой разброс цен, количество клиентских денег в каждом сегменте примерно одинаково. "Дело в том, что люди по большому счету идут не в салон, а к "своему" мастеру, и если мастер повышает категорию и переходит в более дорогой салон, его клиенты, как правило, меняют салон вместе с ним, — говорит Наталия Ульянова, директор компании "S&A групп". — В Киеве довольно много людей, которые могут позволить себе без особого ущерба для кошелька увеличить расходы на подобные услуги".

Что интересно: уровень мастеров и качество обслуживания во всех салонах схожи. "На самом деле стоимость стрижки и укладки у квалифицированного мастера — не более 50-60 грн. Все, что берется выше этой суммы, платится за "понты": престижное месторасположение салона, громкое имя стилиста, натуральный кофе из бара и т.д.", — рассказал пожелавший остаться неизвестным владелец салона причесок, минимальная стоимость стрижки в котором составляет 150 грн. Кстати, ценовая дифференциация существует, как правило, и внутри салона. Так, например, стрижка у простого мастера может стоить 30 грн., у мастера года — 40 грн., за авторскую стрижку возьмут уже с полсотни, топ-мастер обслужит клиента за 70 грн., а топ-стилист возьмет за работу 100 грн.

По заявлениям владельцев парикмахерского бизнеса, столичный рынок вообще грешит необоснованно завышенными ценами. Благодаря людям, которые могут потратить значительные суммы на собственную красоту, появляется все больше салонов элит-класса, устанавливающих слишком высокие цены на услуги. "Некоторые салоны элитного сегмента портят репутацию парикмахерской профессии в целом, — заявляет Вячеслав Дюденко. — Ситуация с высокими ценами и не всегда соответствующим качеством дискредитирует те салоны, где заложена адекватная стоимость услуг. Кроме этого, такая политика портит персонал, ведь человек, который ранее работал за 50-60% от стоимости услуги, вряд ли согласится работать в другом салоне за меньший процент, пусть даже в целом его заработок и повысится за счет большего количества клиентов".

Солидные салоны решают вопрос с квалификацией персонала просто: периодически проводят внутренние аттестации мастеров. Руководители салонов были бы не против брать на работу профессионалов с уже определенной квалификацией, чтобы более-менее реально спрогнозировать рентабельность салона и его будущие доходы, однако проблема в том, что авторитетных организаций, способных оценить категорию мастера, в Украине пока нет. Поэтому салонам, которые надеются остаться на рынке надолго, приходится самим аттестовать сотрудников. В то же время сейчас на рынке, особенно в высшем ценовом сегменте, действуют довольно много салонов, устанавливающих категорию мастера (а следовательно, и цены на его услуги) без привязки к профессиональному уровню специалиста.

Реклама на dsnews.ua
Качество против количества

Всего в Киеве существует около тысячи салонов причесок и парикмахерских. При этом действительно хороших цирюлен с грамотным менеджментом и наработанной клиентурой не так и много.

"Конкуренции как таковой на рынке нет, — говорит Юлия Омельченко, руководитель аналитического отдела сети салонов "Лонда". — Здесь все зависит от мастера: если человек доволен выполненной работой, он станет постоянным клиентом салона. Поэтому никто ни с кем особо не конкурирует, просто все стараются как можно лучше обслужить клиента".

Рентабельность салонов причесок довольно высока — около 30%. "Этот бизнес становится доходным лишь в том случае, если на рынке действует не единичный салон, а целая сеть с учебным центром, службой реализации оборудования и расходных материалов и т.д., — уверен владелец студии причесок, пожелавший остаться неназванным. — Кроме того, даже имея свою сеть, никогда нельзя останавливаться в развитии. Многие же компании прекращают развиваться и в итоге теряют клиентуру".

Впрочем, в Украине количество сетей пока что весьма незначительно по сравнению с числом одиночных салонов. Однако, как показывает практика, если какой-то салон превращается в сеть и начинает развиваться, то уж делает это по полной программе. Так, сегодня практически все действующие в Киеве сети салонов (D2, S&A Group, "Владимир Тарасюк", "Лонда") не только занимаются продажей оборудования и расходных материалов для парикмахерского бизнеса, но и открыли (либо собираются открывать) собственные учебные центры по подготовке мастеров. Цены в таких школах весьма демократичные (от 10 грн.), зато клиентов, желающих, чтобы будущие звезды парикмахерского Олимпа отточили на них свое мастерство, хоть отбавляй. Руководители сетей салонов заявляют, что очередь в их учебные центры расписана на несколько месяцев вперед. Еще бы, ведь за мизерную сумму клиент получает качественную услугу, зная, что в случае чего загубленную прическу подправит квалифицированный мастер-преподаватель, а материалы, с которыми работают в учебных центрах, по качеству не хуже, чем в элитных салонах.

Основной причиной успешного развития на рынке той или иной сети парикмахерских салонов участники называют грамотный менеджмент. Неумение четко ставить перед персоналом задачи и наладить бесперебойное снабжение салона необходимыми материалами может загубить весь бизнес. Ведь если неправильно или не вовремя сформировать заказ на, допустим, краску для волос, дама, для которой в салоне не нашлось нужного колора, вряд ли снова вернется к нерадивым мастерам. "В нашем салоне заказами препаратов и расходных материалов занимается отдельный менеджер, — рассказывает Наталия Ульянова. — Во многих же салонах эти функции выполняет администратор, который сидит на ресепшене. На мой взгляд, один человек не может общаться с клиентами и руководить снабжением салона. Обязательно получится прокол с поставками, а ведь мастера не могут сами думать о необходимых материалах, они — люди творческие и не должны заботиться о том, что чего-то не хватает. И если не создавать нормальные условия для того, чтобы они могли спокойно работать и создавать яркие образы высокого уровня, ничего хорошего не получится. Сейчас нашей сети поступает много предложений о сдаче салонов в аренду или их продаже. Руководители не могут наладить нормальную работу салона, в результате чего он становится нерентабельным, начинается колоссальная текучесть кадров, мастера уводят клиентов к себе домой и т.п. Владельцы салонов пытаются как-то исправить ситуацию (к примеру, сдают в аренду кресла в салоне парикмахерам со стороны), но, в конце концов, все, как правило, заканчивается продажей бизнеса.

Ставка на кадры

На место выбывших с рынка игроков, впрочем, сразу же заступают новые. Предоставлять парикмахерские услуги, по словам участников рынка, можно, имея всего $10 тыс. Однако грамотное ведение бизнеса потребует более капитальных вложений. Так, площадь помещения должна составлять не менее 100 кв.м., причем на этих квадратах поместится максимум пять рабочих мест. Кроме того, в арендуемом помещении должна быть комната для персонала, а сам салон необходимо оборудовать вытяжкой и хорошей системой кондиционирования. Салон должен обязательно располагаться на первом этаже и фасадом выходить на улицу. Чтобы не заботиться обо всех этих нюансах, специалисты рекомендуют брать в аренду помещение, в котором уже располагалась парикмахерская. Тогда останется лишь сделать косметический ремонт и закупить оборудование. Стоимость рабочего места для одного парикмахера очень разная и колеблется от $50 до $3 тыс. Оборудование для салонов VIP-класса стоит еще дороже и отличается чрезвычайным удобством как для клиентов, так и для мастеров. Кроме того, элитный салон должен быть оборудован мини-баром, в котором клиент может угоститься соком или чаем и даже перекусить.

Однако самая сложная и ответственная часть организации бизнеса — привлечение в салон парикмахеров, ведь за мастерами в салон потянутся и их постоянные клиенты. Крупные сети предпочитают не искать на рынке готовых специалистов, а растить свои кадры сами. Впрочем, в известные салоны мастера тянутся и так — приезжают из других городов и даже стран. Рядовым же парикмахерским приходится попотеть, прежде чем удастся привлечь квалифицированного специалиста. "Найти хорошего мастера очень сложно, — говорит Надежда Шупик, администратор парикмахерской "Диаф". — А бывает, что хороший мастер оказывается не очень хорошим человеком. Ну, коллеги-то грубость потерпят, а вот клиенты хамство прощать не будут". Парикмахеры высокого класса в своем большинстве — народ довольно специфический. По словам многих руководителей салонов, уживаться со звездами украинского масштаба довольно сложно: лучшие мастера салонов — либо зануды и педанты, либо слишком заносчивы и бесцеремонны в общении.

Отдельного внимания заслуживает вопрос оплаты труда парикмахеров. Большинство салонов выплачивают своим мастерам определенный процент от стоимости услуг. В принципе, правильнее было бы выплачивать процент от стоимости за вычетом затрат предприятия на материалы и оборудование. В противном случае рентабельность салона может оказаться гораздо ниже.

Планируя будущие доходы, не стоит забывать о сезонности. Всплеск активности клиентов приходится на праздники, школьные и университетские выпускные, 1 сентября. В начале осени хотят привести себя в порядок не только школьники, но и их родители, вернувшиеся из отпусков. Еще одна золотая для парикмахеров пора — весна. Именно в это время года многим неудержимо хочется сменить имидж, и начинают все, как правило, с причесок. Летом же спрос традиционно снижается — люди побогаче катят в теплые края, не заботясь особо о прическе, а те, кто победнее, вкалывают на дачах и огородах, где красота, в общем-то, вовсе не обязательна. Зимой, особенно после новогодних гуляний, работы у парикмахеров тоже немного. Хотя, к примеру, в салонах бизнес- и элит-класса сезонность не столь заметна, ведь люди, обладающие определенной культурой, чей бизнес напрямую зависит от их имиджа, посещают салоны регулярно, дабы выглядеть красиво и ухоженно практически круглосуточно.

Чтобы новоиспеченная цирюльня начала приносить доход, должно пройти какое-то время. "Даже если в салоне будут работать высококвалифицированные мастера, пока люди узнают о нем и начнут регулярно посещать, пройдет, как минимум, год, — уверена Надежда Шупик. — Многое зависит и от местоположения парикмахерской. В спальном районе, разумеется, клиентуру наработать гораздо сложнее, чем в центре".

Клиентский спрос, конечно, можно простимулировать рекламой, однако участники рынка утверждают, что прямая реклама в парикмахерском бизнесе является не слишком эффективным средством привлечения клиентов. "Мы отдаем предпочтение косвенной рекламе, — говорит Вячеслав Дюденко. — Стараемся регулярно полностью обновлять салоны портретами причесок из собственных коллекций. Клиентам ведь приятно обслуживаться в салоне, который находится в постоянном развитии, следует последним модным тенденциям. Кроме того, мы стараемся участвовать в различных модных мероприятиях, съемках обложек, корпоративных вечеринках и т.д."

Кстати, старожилы рынка отмечают, что сейчас украинские салоны действительно стараются следовать мировым модным тенденциям, а качество услуг, предоставляемых отечественными парикмахерами, на порядок повысилось. Правда, на высокую моду больше обращают внимание солидные салоны и сети. Небольшие парикмахерские предпочитают заниматься конвейерными стрижками, беря не качеством, но количеством. "Думаю, мелкие парикмахерские со временем будут исчезать или выкупаться сетями салонов, — говорит Юлия Омельченко. — Выживать одиночкам на рынке становится все труднее: закупочные цены для оптовых партий препаратов на порядок ниже, поэтому содержать не единичный салон, а сеть сейчас гораздо выгоднее. Кроме того, постоянно растет конкуренция, а значит нужно вкладывать деньги в рекламу, повышение квалификации персонала и т.д."

Еще одной тенденцией рынка участники считают рост сетей и выход их на франчайзинговые схемы работы. Пока что в Украине франшизу никто не продает, однако владельцы салонов причесок считают такое направление весьма перспективным, ведь организовать бизнес по уже накатанным схемам работы гораздо легче.

ПАСПОРТ РЫНКА

  • Объем киевского рынка: 600-700 млн грн.
  • Рентабельность: 30%
  • Количество игроков: около тысячи одиночных парикмахерских и салонов причесок; с полдесятка сетей салонов
  • Цены: от 10 грн. до $200 за стрижку
    Реклама на dsnews.ua