• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Бунт на задворках

Реклама на dsnews.ua

Весь май испаноязычная версия телеканала CNN удивляла своих зрителей беспрецедентно высоким вниманием к событиям в Перу. Казалось бы, ну чем президентские выборы в этой латиноамериканской стране могли привлечь такое внимание аудитории?

Однако от исхода противостояния двух кандидатов на президентский пост зависело сохранение США своих позиций к югу от Рио-Гранде. По сути, впервые со времени провозглашения доктрины Монро, объявившей Западное полушарие планеты зоной интересов США, Вашингтон утрачивает контроль над своими южными соседями.

На президентских выборах в Перу, воспринимаемых населением как выбор меньшего из двух зол, в итоге победил Алан Гарсия. И, несмотря на то, что его президентство в 1985-1990 гг. запомнилось гиперинфляцией и объявлением дефолта по выплатам внешнего долга, в Вашингтоне вздохнули спокойно. На некоторое время.

Борьба противоположностей

История Латинской Америки второй половины XX в. — это история противоречий, удачное разрешение которых позволяло США держать в узде "континент будущего". При этом сохранять сложившуюся монополию чуть ли не во всех отраслях экономики латиноамериканских стран штатам удавалось за счет игры на противостоянии двух лидеров региона — Бразилии и Аргентины. Вашингтон поддерживал то одних, то других, а регулярные экономические обвалы в Бразилии и Аргентине такому патронажу североамериканского брата всячески способствовали.

Однако в политике Латинской Америки начала XXI в. произошли существенные изменения: националистические идеи были взяты на вооружение политиками-социалистами, и этот причудливый сплав идеологий социального равенства и национализма стал приводить к власти в Южной Америке настроенных антиамерикански лидеров. При этом старая система противовесов начала давать сбои.

Созданное в противовес MERCOSUR (Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай) объединение North American Free Trade Agreement (NAFTA), включающее США, Канаду и Мексику, вопреки ожиданиям его создателей, так и не избавилось от первой буквы в аббревиатуре и не расширилось на весь континент. Более того, экономическая интеграция внутри MERCOSUR куда более тесная, нежели в NAFTA, где лишь между США и Мексикой существует 82 изъятия из режима свободной торговли.

Реклама на dsnews.ua

Теперь впору хоронить и объединение Аrea de Libre Comercio de las Americas (ALCA), бывшее второй попыткой создания зоны свободной торговли в обеих Америках. Более того — альтернативная идея создания Южноамериканских Соединенных Штатов (Communidad Sudamericana) для начала в области экономики, в последние годы успешно реализуется под патронатом наиболее неудобного для США политика в Латинской Америке — венесуэльского президента Уго Чавеса. Его союз с историческим врагом Вашингтона Фиделем Кастро в этом году был дополнен президентом Боливии — Эво Моралесом. Потому год президентских выборов в трех странах Южной Америки для Белого дома стал во многом определяющим, с точки зрения сохранения их влияния на собственном "заднем дворе", как принято неофициально именовать страны к югу от Рио-Гранде в политических кругах Вашингтона.

Пока результаты президентских выборов дают американцам больше поводов для радости, чем для огорчений. Алан Гарсия не просто победил соперника-националиста Ольянту Умалу на выборах в Перу, но и рассорился с венесуэльским лидером вплоть до разрыва дипломатических отношений между Лимой и Каракасом. В Колумбии успешно переизбрался на президентский пост наиболее проамериканский лидер во всей Южной Америке Альваро Урибе. Но даже потеря одной Боливии в итоге может дорого обойтись американским планам в Южной Америке.

Национализация как идея

Зажигательные речи Уго Чавеса сами по себе для американских компаний, работающих в Южной Америке, не опасны. И символизм провозглашения Южноамериканских Соединенных Штатов в древней столице империи инков Куско также мало занимает умы политиков в Вашингтоне. Куда опаснее для США то, что под демагогией лидеров антиамериканской фронды скрываются экономические действия, направленные на выдавливание американского бизнеса.

Первым шагом стало подписание в Ла-Пасе президентами Боливии, Венесуэлы и Кубы документа "Боливарская альтернатива для Америк", который назван альтернативой американской идее о зоне свободной торговли для стран Северной и Южной Америки. По подписанному соглашению Венесуэла согласилась снизить для Боливии цену на нефть на 40%.

Следующим шагом стала уже инициатива Эво Моралеса. 1 мая он объявил о национализации нефтяной и газовой промышленности Боливии, и все месторождения и трубопроводы, а также 53 нефтеперерабатывающих завода перешли к национальной компании Yacimientos Petroliferos Fiscales Bolivianos (YPFB). Уже через полгода в Боливии будут действовать новые контракты, по которым госкомпания YPFB будет оплачивать нефтедобывающим компаниям 50% от стоимости добытого ими нефти и газа. В результате реализации таких планов годовой доход правительства Боливии в нефтегазовой отрасли уже в 2007 г. составит $780 млн, что в шесть раз превысит показатели 2002 г. При этом Эво Моралес обещает, что национализация — лишь начало его грандиозных планов. Следующим шагом станет национализация в горнорудной и деревообрабатывающей промышленности.

На первый взгляд, планы Моралеса никак не бьют по экономическим интересам США. В Боливии работают 30 иностранных компаний, но американские добывают газ лишь на 5% месторождений. А главные пострадавшие — это бразильская Petrobras (14% запасов газа и $1,6 млрд инвестиций в отрасль) и аргентинские Tenaris и Pluspetrol (12% и $0,8 млрд). Но больше всех потеряет испано-аргентинская Repsol, которой принадлежат 30% местных запасов нефти и газа и которая вложила в экономику Боливии $1 млрд. Казалось бы, причем тут американцы? Тем более что хотя по запасам газа Боливия на континенте уступает лишь Венесуэле, этот газ не идет на экспорт ни в США, ни в страны ЕС, а практически на 100% потребляется Бразилией.

Эво Моралес отнюдь не собирается ссориться с соседями — еще 5 мая он провел встречу с президентами Бразилии и Аргентины, где заверил их в бесперебойности поставок боливийского газа. Кроме того, обсудили на этой встрече и будущие проекты в сфере нефти и газа.

Доказанные запасы нефти в Боливии составляют 460 млн баррелей, газа — 70 млрд кубометров. В год Боливия добывает 1,9 млн т нефти и 8,5 млрд кубометров газа, который в основном экспортируется в Аргентину и Бразилию. Строительство газопровода длиной 8 000 км, который свяжет Венесуэлу и Аргентину, пройдя по территориям Бразилии и Боливии, позволит собственникам месторождений нефти и газа выйти на новые рынки, а странам-транзитерам — заработать на транспортировке. Реализацию проекта пока сдерживает только одно — высокая цена (предварительная оценка газопровода составляет $20 млрд). Учитывая то, что европейские инвесторы из-за национализации в Боливии потеряют 2-3% своих активов, а бразильский нефтегазовый гигант получит поддержку со стороны государства, нетрудно спрогнозировать, что результатом национализации станет укрепление позиций Эво Моралеса в Боливии.

Левеющая Америка

Свои Эво Моралесы есть во всех странах Латинской Америки. В Колумбии и Перу они уже замахнулись на президентские посты, в других государствах — выжидают своего часа. Успех Чавеса в Венесуэле и Моралеса в Боливии лишь подтолкнет к симбиозу националистическо-социалистических идеологий в странах-соседях. При этом политика Бразилии и Аргентины также содержит в себе элементы венесуэльско-боливийского вызова США. Позволить себе открыто выражать несогласие с Вашингтоном эти страны не могут лишь из-за существования в них крупного национального капитала.

Впрочем, наличие на континенте дуэта президентов-радикалов дает возможность более благополучным в экономическом плане государствам использовать стратегию балансирования, столь любимую американцами в прошлом веке. Так, введение Штатами экономических санкций против Венесуэлы только подхлестнет сближение государств Южной Америки. Не выпуская в адрес Вашингтона критических стрел, Бразилия и Аргентина способны использовать конфликт США со странами-соседями в своих целях, делая Венесуэлу и Боливию все более зависимыми от собственного детища — MERCOSUR.

Счетная палата США подсчитала, что если Венесуэла откажется от поставок нефти в США, мировая цена сразу же подскочит на 15%, замедлятся темпы роста американской экономики, а выпуск товаров уменьшится на $23 млрд. Цифры весьма близки к вероятным — 1 мая 2006 г. после заявления Моралеса нефть марки Brent в Нью-Йорке подорожала сразу на $1,89 (до $73,89 за баррель).

Пока от подобного шага Уго Чавеса удерживает вероятность коллапса собственной экономики, ведь других покупателей венесуэльской нефти нет. Но использование экономических связей Бразилии с Китаем и расширение на Бразилию, Аргентину и другие страны региона "Боливарской альтернативы для Америк" свяжет государства Южной Америки достаточно крепкими экономическими узами.

Естественно, Бразилия и Аргентина, как наиболее экономически сильные государства, будут занимать в этом объединении главенствующую роль. При этом совершенно не тратясь на такие опасные вещи, как поддержка колумбийских партизан или взращивание в Мексике своего Чавеса, реализующего мексиканские настроения о выходе из торгово-экономической зоны NAFTA.

Пока принципы экономического взаимодействия между Венесуэлой, Боливией и Кубой можно поднимать на смех. И в США в ходу немало анекдотов об обмене врачебной помощи кубинских специалистов на венесуэльскую дешевую нефть или отказе Уго Чавеса от американских винтовок М-16 с переукомплектацией венесуэльской армии АКМ. Но расширение данного вида экономического взаимодействия на ведущие страны Южной Америки совместно с ростом популярности подобного рода идей в других странах региона способны оставить США не у дел.

    Реклама на dsnews.ua