• USD 39.6
  • EUR 42.2
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Ползуща агрессия

Реклама на dsnews.ua

После событий на Кавказе для многих стало очевидно, что подобный сценарий развития событий нельзя исключать и в украинско-российских отношениях. В этой связи "ВД" решила выяснить, что же, собственно, угрожает Украине с северо-востока и что она может противопоставить этой угрозе. Оказалось, что главная проблема нашей обороноспособности — всепроникающая коррупция.

"Хотя силовые сценарии маловероятны, так как у России достаточно других способов влияния на Украину, полностью они не исключены, — полагает Валентин Бадрак, руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения. — Цель таких действий — разбалансировать украинскую государственную власть, сохранить контроль над базированием ЧФ РФ в Севастополе и после 2017 г., обосновать территориальные претензии к Украине и на фоне общей нестабильности препятствовать вступлению в НАТО".

Чтобы достичь этой цели, России не нужен крупный военный конфликт с Украиной, достаточно всего лишь дестабилизировать ситуацию в Крыму. Например, провести "точечные" операции силами спецслужб РФ и отдельных подразделений ЧФ — с максимальным использованием уже оформившейся на полуострове "пятой колонны". Кстати, как стало известно "ВД" из достоверных источников, активисты действующих в Украине пророссийских экстремистских группировок вроде "Прорыва" или "Севастополь-Крым-Россия" проходили спецподготовку в Приднестровье. Их тренировали с таким расчетом, что каждый активист в нужный момент может стать не только организатором массовых беспорядков, но и командиром диверсионной группы. Так что при определенных условиях они вполне справятся с поставленной задачей по дестабилизации ситуации.

Тогда Москва получит повод начать миротворческую операцию… Кстати, из осведомленных источников приходилось слышать и о том, что у российских военных уже разработан план такой операции. Ее конечной целью якобы является создание некоего гуманитарного кордона по линии Керчь—Симферополь—Евпатория. Территория южнее этой линии освобождается от украинских органов власти и военных, а также от крымских татар.

"Существуют признаки отработки российской стороной и версий применения военной силы, — дипломатично отмечает Валентин Бадрак. — Хотя РФ имеет большой арсенал средств невоенного воздействия". Применение военной силы возможно лишь в случае создания эффекта "ответной реакции" на действия Украины.

Однако после того как Россия увязла в Закавказье, а в Черное море вышли корабли НАТО, угроза украинско-российского конфликта спала. Свидетельством этого стало заявление премьера РФ Владимира Путина о том, что Россия признает территориальную целостность нашего государства, а ситуация в Крыму — "внутриполитическая проблема самой Украины".

В свою очередь, Владимир Корнилов, директор Украинского филиала Института стран СНГ отметил, что Россия, как показали события в Южной Осетии, разрабатывает исключительно сценарии отражения агрессивных действий против своих граждан. "Вероятно, отработан сценарий отпора провокации в отношении Черноморского флота РФ, — полагает г-н Корнилов. — Но вообще, это касается не только и не столько Украины".

Реклама на dsnews.ua

К тому же военные действия на Кавказе, несмотря на успех, показали и большие проблемы российской армии. "Да, украинская армия обеспечена устаревшей техникой. Однако же и россияне воюют на технике и оружием, произведенными в 1970-1980-х годах", — говорит Евгений Лауэр, эксперт по вопросам безопасности. К тому же большой "сюрприз" российским ВВС преподнесла грузинская ПВО, во многом обеспеченная Украиной. Украинские инструкторы показали себя на высоте.

На этом фоне Россия вряд ли поведет активную политику в отношении Украины. Так что у украинской армии есть минимальный запас времени, чтобы учесть итоги новой кавказской войны. Практически все эксперты едины во мнении, что события на Кавказе показали необходимость активизировать подготовку пилотов, сил ПВО, модернизировать технику, усилить формирования спецназа и структур разведки. Вопрос технического переоснащения армии важнее, чем переход армии на контрактную основу. При минимальном должном финансировании на переоснащение армии потребуется пять-восемь лет. Однако у политиков другая логика. Вряд ли они захотят в канун выборов увеличить затраты на оборону, а не на социальные статьи.

Куда смотрят спецслужбы?

Впрочем, с российской стороны вовсе не исключена интенсивная поддержка пророссийских групп и проведения мероприятий по созданию "тенденций для развития ситуации"

(см. "Украинский фронт российских спецслужб: создание тенденций для развития ситуации", стр. 13). При таком положении дел важно действие не столько Вооруженных сил, сколько правоохранительных органов и спецслужб, которые могли бы действовать на упреждение.

Надо сказать, что репрессивные органы у нас развиты и оснащены не в пример лучше Вооруженных сил. Численность одной только милиции в три раза превышает численность армии. Но дело в том, что Украина — не Турция, где генералы являются серьезным фактором, влияющим на политиков. У нас все наоборот — руководство силовых ведомств находится в полной зависимости от политиков: как формальной, так и неформальной (см. "Бессилие сильных", "ВД" №27, 2007 г.). "Согласно закону, приоритеты в деятельности спецслужб определяет государство, а не они сами", — отмечает Евгений Лауэр.

В силу этого силовики разобщены и используются во внутриполитической борьбе. Даже в разгар грузинского кризиса СБУ и СВР были задействованы для дискредитации премьера Юлии Тимошенко. Если так пойдет и дальше, то даже при вооруженной агресси извне силовики будут продолжать оборонять своих хозяев, а не страну. Увы, тенденций к изменению ситуации в обозримом будущем не видно.

Хотя среди российских силовиков также происходят конфликты (и порою — похлеще наших), но в определенный момент все работают на "вертикаль власти". Но там эта вертикаль действительно есть, а вот у нас — начисто отсутствует.

Коррупция и неиспользованные возможности

Собственно, эксперты сходятся во мнении, что коррупция — самая большая проблема и в области обороноспособности. Например, именно с коррупционной составляющей связывают взрывы боеприпасов на арсенале под Лозовой. Ведь арсенал по сравнению со складом боеприпасов является куда более "продвинутым" сооружением — тут не только хранят, но и ремонтируют вооружение, производят сборку боеприпасов и т.п. И вот, после стольких взрывов на военных складах рванул арсенал. Который традиционно, в силу своего более высокого статуса, лучше оборудован средствами безопасности, прежде всего — противопожарными. По мнению экспертов, это может свидетельствовать о заметании следов. За расследование сложившейся ситуации может взяться парламентская комиссия, созданная по инициативе регионалов. И проблема заключается не только в том, что Украина поставляла Грузии оружие, но и в том, что деньги, вполне вероятно, пошли "не туда" — мимо казны.

Коррупция стоит на пути использования негосударственных структур и средств в области обороноспособности. Скажем, финансово-промышленные группы могли бы оказывать всяческое содействие в области государственной безопасности, обеспечить государству соответствующую техническую базу (ведь в итоге эта помощь вернется ФПГ в виде данных экономического шпионажа). Корпорации и государство могли бы в этом вопросе взять на себя взаимные обязательства. Однако когда мы обратились к компетентному источнику с просьбой прокомментировать данную идею, то услышали: "Разумеется, помогли бы, но где гарантия, что средства пойдут по назначению, а не на машины для генералов?".

Юрий Колесников, бывший активист УНА-УНСО, участник грузино-абхазской войны 1993 г., эксперт по парамилитарным формированиям, полагает, что наши спецслужбы, по примеру российских, могли бы в целях решения некоторых специфических задач наладить сотрудничество с националистическими группировками, прежде всего — молодежными. "Пока же спецслужбы свою деятельность в этой среде ограничивают лишь тем, что вербуют "барабанщиков" (осведомителей — прим. "ВД")", — резюмирует Колесников.

В Грузии наиболее эффективным был отряд "Белый орел" — иррегулярное формирование из беженцев с абхазской территории. Однако в Украине (под впечатлением от участия УНА-УНСО в абхазской войне 1993 г.) был принят жесткий закон против наемничества и участия в незаконных вооруженных формированиях. Хотя, например, американцы и англичане активно используют "частные армии" в том же Ираке.

С идеей использования спецслужбами в государственных интересах определенных политических группировок отчасти согласен и Евгений Лауэр: "Любое силовое ведомство — это крупная бюрократическая структура. Зато такие группы могут импровизировать в своих действиях". Однако, опять же, в условиях тотальной коррумпированности такие связи могут привести к бесконтрольности, что в данной ситуации чревато очень серьезными проблемами.

Поэтому важнее всего для поднятия обороноспособности государства оптимизировать деятельность органов власти. Ведь в Украине сложилась парадоксальнейшая ситуация: органы власти и государственный аппарат составляют самую большую проблему для безопасности государства. И происходит все это за деньги рядовых налогоплательщиков.

Украинский фронт российских спецслужб: создание тенденций для развития ситуации

" Наполнение информационного пространства дискредитирующими материалами и сообщениями с целью породить у населения чувство беспокойства, недоверия к власти и желание реинтеграции Украины в российское политическое пространство.

" Формирование в среде украинских политиков и чиновников пророссийски настроенных авторитетных фигур, которые способны системно влиять на принятие решений в высших эшелонах украинской власти.

" Поддержка и подготовка радикальных молодежных пророссийских группировок, которые могут организовать акции по дестабилизации ситуации (Крым, Одесса).

" Перевод российских офицеров предпенсионного возраста на службу в ЧФ с целью оставить их в Крыму.

" Выдача российских паспортов в Крыму (около 35 тысяч).

" Изучение выгодных для покупки предприятий и других объектов хозяйствования, где предпочтение отдается высокотехнологическому сектору, а целью является всесторонний контроль наиболее важных отраслей промышленности.

БОЙ В КРЫМУ — ВСЕ В ДЫМУ

Сценарий создания "горячей точки" на Крымском полуострове

" На первом этапе речь может идти об акциях, направленных на обострение отношений между военнослужащими ЧФ и украинской властью.

" Поводом для конфликта может послужить, например, провокационное нападение на военнослужащих российского флота.

" На защиту российских военнослужащих поднимается проросcийски настроенное население (многие крымчане, как признал МИД Украины, имеют российские паспорта), возникают столкновения с правоохранительными органами Украины.

" Ввод российского миротворческого контингента на полуостров.

" РФ ставит под сомнение вопрос о принадлежности Крыма Украине.

КСТАТИ

Если Россия решит отобрать Крым у Украины, то эта акция закончится в ее пользу. К такому выводу пришли аналитики американской компании RAND Сorporation, работающей на Пентагон и другие госструктуры США.

По сценарию американских аналитиков, борьба за Крым будет происходить следующим образом. Россия аннексирует Севастополь и оккупирует остров Тузла. Это даст ей возможность контролировать Керченский пролив, по которому с Кубани на территорию Украины пройдет наступление российских войск. Из Новороссийска в Крым будет переправлен десант, высадку которого прикроет базирующийся в Севастополе российский флот. Занятие самого города не представляет сложности, поскольку среди его жителей преобладают пророссийские настроения.

Украинские войска попытаются блокировать береговую линию в местах атаки российского десанта. Десантникам будут противостоять Керченская механизированная и Симферо-польская артиллерийская бригады. В Крым из Днепропетровска и Николаева могут быть переброшены воздушно-штурмовые бригады, воинские контингенты из Кировограда и Очакова, а также морские и сухопутные подразделения сил специального назначения. На полуострове будут созданы вооруженные отряды крымских татар.

На Западе и Востоке Украины возникнут добровольческие отряды, поддерживающие противоположные воюющие стороны, и страна может оказаться на грани гражданской войны. Большинство стран ЕС и НАТО во главе с Германией могут выступить с предложением признать факт передела Украины. А Вашингтон, Лондон, Варшава и Стамбул выступят за оказание помощи Киеву.

В настоящее время российско-украинские отношения, отмечают в RAND, все более обостряются. Отметим, что доклад был обнародован в начале лета. Однако последовавшие затем события на Кавказе показали, что американские аналитики недооценили ЕС и НАТО.

    Реклама на dsnews.ua