• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Макси-ставки на микросиловиков

Реклама на dsnews.ua

В условиях политкризиса и президент, и премьер подумывают над тем, на кого из силовиков можно было бы опереться "в случае чего". Выяснилось, что опираться особо не на кого. В качестве утешительного приза для силовых амбиций руководителей государства выступают Управление государственной охраны и Налоговая милиция.

Борьба за влияние на силовые структуры велась с переменным успехом и привела к тому, что силовики — козырь, на который претендовали как президент, так и премьер, — отказались брать под козырек. Крики о помощи не слышны за высокими стенами Минобороны и МВД. Но даже если бы их услышали, то вряд ли пришли бы на помощь.

Прогнозировать действия Ющенко сейчас всерьез не берется никто. В этой связи можно лишь сказать, что вероятность реализации силового сценария увеличится, если будет распущен парламент и назначены перевыборы (если до середины октября не создадут или не воссоздадут коалицию, то перевыборы должны состояться в середине декабря). Особенно если возникнут проблемы с обеспечением легитимности голосования.

В этом свете министр обороны и нунсовец Юрий Ехануров избрал тактику "не видеть" проблемы в принципе. Ехануров исключает силовой сценарий решения политического кризиса и добавляет: "об этом не может быть и речи". При этом министр уверяет, что на состоявшемся 8 сентября в генеральном штабе совещании при участии президента и руководства армии не рассматривали политических вопросов, а говорили исключительно об обороноспособности страны.

Однако его предшественник на посту министра обороны — председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко — придерживается иного мнения. В частности, его насторожили два президентских указа: о введении в состав СНБО начальника генерального штаба и о проведении "проверки состояния реформирования" Внутренних войск МВД с 15 до 30 сентября. Фактически в указанный срок Внутренние войска будут находиться в состоянии повышенной боеготовности. В этой связи Гриценко призвал президента публично заявить, что он не намерен применять силу для решения политического кризиса. Однако Ющенко пока лишь выразил уверенность, что политический кризис может быть разрешен путем проведения переговоров.

В 2008 г. силовики еще меньше хотят вмешиваться в политику, чем было во время политического кризиса весной 2007-го. И поэтому, в случае обострения ситуации, массово будут прятаться "на больничном".

Желание людей в погонах саботировать попытки политиков втянуть их в свои разборки — легко объяснимо. Ведь у многих еще в памяти история экс-министра внутренних дел Василия Цушко. Напомним, что в мае прошлого года он во главе отряда "Беркута" бросился защищать Генпрокуратуру от людей президента. Но в итоге оказалось, что этот шаг был губительным для его политической карьеры.

Реклама на dsnews.ua

"Теперь точно никто не захочет идти напролом, рискуя карьерой, а то и свободой, — уверяют офицеры МВД, пожелавшие остаться неназванными. — Если политики так легко сдают своих, то уж "казенных" генералов сдадут и подавно".

Так что могут ли Юлия Тимошенко и ее команда в трудную минуту рассчитывать на министра внутренних дел Юрия Луценко, — вопрос открытый. Многие в БЮТ считают, что Луценко, в отличие от своего предшественника, на штурм не пойдет, а в случае чего благоразумно объявит нейтралитет.

Первостепенную важность приобретает вопрос — насколько вообще руководители силовых структур контролируют свои ведомства. Если в разгар "кассетного скандала" в 2001 г. министр обороны Александр Кузьмук заявлял, что армия на стороне президента, то сугубо штатский Юрий Ехануров вряд ли может обеспечить такую же монолитность. Очень сложная ситуация и у Валентина Наливайченко, который так и не сумел стать полноправным главой спецслужбы, а вот уже почти два года ходит в и.о. (вопреки закону, кстати). Недавно парламент устроил ему обструкцию, не дав ни одного голоса в его поддержку.

Как ни странно, на практически безоговорочную верность своих подчиненных могут рассчитывать только "микросиловики" — глава УГО Валерий Гелетей (близкий соратник главы президентской администрации Виктора Балоги) и начальник Налоговой милиции Владислав Бухарев.

Если на поддержку первого вправе претендовать президент, то на помощь второго рассчитывают премьер и ее команда.

В 1992-2007 гг. он работал в СБУ, и знающие люди говорят, что сработался с генералом Андреем Кожемякиным (теперь зампредседателя фракции БЮТ). Якобы тот и поспособствовал назначению Бухарева.

В УГО около 3 тысяч человек, в Налоговой милиции — около 7 тысяч (для сравнения: во Внутренних войсках МВД порядка 44 тысяч человек). Однако численность тут — не главное. Главное — способность действовать. Ведь весной 2007-го подразделения ВВ МВД были остановлены на подступах к Киеву постами ГАИ при содействии депутатов.

И УГО, и Налоговая милиция имеют свой спецназ, подготовленный к действиям в условиях массовых беспорядков. Вообще, знающие люди говорят, что в УГО учли уроки "битвы в Генпрокуратуре", когда им накостыляли "беркутовцы". Президент и его секретариат последовательно пытались усилить УГО, в частности, переведя под его юрисдикцию полк президентской охраны. Однако все эти попытки были торпедированы парламентом при активнейшем участии экс-министра обороны Анатолия Гриценко.

Кстати, еще летом 2004 г. кандидат в президенты Виктор Ющенко среди прочего обещал ликвидировать Налоговую милицию. Однако в итоге ведомство не ликвидировали. А лишь сократили численность его работников. Теперь глава государства, может, и впомнит о своем обещании, но полномочий для претворения нужного решения в жизнь у него не хватит.

Перевыборы чреваты

дальнейшей эскалацией конфликта, полагает первый всенародно избранный президент Украины Леонид Кравчук.

Поэтому, во избежание ре-ализации силового сценария, политикам следует договориться. По мнению Кравчука, досрочные выборы могут проходить очень напряженно, и Верховная Рада в такой ситуации может поставить вопрос и о досрочных выборах президента (хоть это и неконституционно). "И эта реакция может вызывать непредсказуемые действия и с одной стороны, и с другой", — говорит Кравчук. Он отметил, что сейчас армии и Внутренним войскам даются соответствующие директивы и идет подготовка к тому, чтобы, возможно, применить силу. "Если такое случится — прольется кровь, — отметил Кравчук. — И это станет проклятием для всех, кто сегодня при власти. Для всех без исключения".

Поэтому с целью сохранения мира и спокойствия в стране экс-президент считает оптимальным или сохранение действующей коалиции, или создание новой — стабилизационной.

Он также отметил, что в 1993 г. согласился на перевыборы парламента и президента в иной политической ситуации. Тогда, по его словам, в Украине не было структурированных политических партий, зато был экономи-ческий кризис и куда более реальная, чем сейчас, угроза территориальной целостности.

Силовые рычаги

хотят забрать у президента нелояльные к Ющенко депутаты. С этой целью они решили вы-вести из-под его контроля Внутренние войска. В парламенте зарегистрирован законопроект, предусматривающий переформатирование ВВ в Национальную гвардию. Убрав из названия слово "войска", депутаты девоенизируют это подразделение Министерства внутренних дел. В результате переименования президент как Главно-командующий Вооруженных Сил уже не будет иметь влияния на Национальную гвардию.

Также у авторов законопроекта много претензий к командующему Внутренними войсками — генералу Александру Кихтенко. "Кихтенко постоянно не ходит в Министерство внутренних дел: ни на коллегии, ни на совещания, — говорит депутат "Народной самообороны", советник министра внутренних дел Геннадий Москаль. — Он день и ночь проводит на Банковой. О чем они там говорят, о чем договариваются?.. Такое неадекватное поведение является поводом для того, чтобы немедленно реформировать Внутренние войска".

Голосов у альянса БЮТ, ПР и КПУ для этого хватит. Однако в силу он сможет вступить, только пройдя всю процедуру. До того времени ВВ фактически будут находиться в подчинении главы государства.

    Реклама на dsnews.ua