• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Минус 140 и вечное лето

Реклама на dsnews.ua

Игорь Стравинский говорил: "Ударные и басы действуют как система центрального отопления". Ученые с маэстро не спорят. По их наблюдениям, громкая ритмичная музыка может повысить температуру тела на 1-2 градуса, а звук в 155 дБ — даже привести к ожогу. Выходит, депутатам и мороженщикам самое время музицировать…

Как-то в 1847 г. три друга — композиторы Поль Энрион, Виктор Паризо, а также поэт-песенник Эрнест Бурже — гуляли на Елисейских полях в Париже. Гуляли гордо — под звуки собственной музыки, льющейся из окон то одного, то другого заведения. Зашли в кафе "Амбассадор", удовле­творили нагулянный аппетит и… не смогли расплатиться. Однако, к удивлению ресторатора, месье оказались истинными парижанами — буквально древними париссиями. То есть "лодочниками" с "веслом" наизготове. Они неожиданно заявили, что не отдадут деньги до тех пор, пока им не заплатят за публичное исполнение их произведений. Через некоторое время суд обязал хозяина выплатить истцам причитающееся им авторское вознаграждение.

"На сегодняшний день за использование музыки деньги в Украине отчисляют не более 10% заведений. Эта цифра справедлива и для КаБаРе, и для ТЦ, — говорит Алексей Гуменчук, глава Украинской лиги музыкальных прав (УЛМП). — Вот сегодня к нам, например, придет подписывать договор сеть магазинов спортивной одежды. А почему придет? Потому что вчера к ним приходила милиция. Конечно, на Елисейских полях было то же самое. Другое дело, что там вопрос урегулировался еще перед Второй мировой". Но как подступиться к такому вопросу, когда на полях в клеточку мельтешит десяток вопросиков поменьше? Например, зачем магазинам вообще нужна музыка? Произрастают ли на нотном стане стоящие шопинг-стимуляторы? И, наконец, кто сегодня в Украине заказывает музыку, которую мы все вынуждены слушать?

Румба сплошняком…

Как выразился Григорий Квитка-Основьяненко в повести "Ярмарка", музыка уже измучилась над третьей увертюрой и еще должна строиться к четвертой... Купцы разумели: не вскружишь головы оперой или частушкой — не продашь товар. "Громкая музыка снижает порог чувствительности, — объясняет Светлана Овсянюк, психолог. — А в таком состоянии все решения, в том числе и решения о покупке, принимаются легче, чем обычно". Помимо этого, музыка на ярмарках испокон веков выполняет и вполне земные обязанности: маскирует позвякивание бутылок, цоканье каблучков, а с недавних пор — еще и постукивание тележек. Заглушает она и внутренний голос человека, то и дело напоминающий: "Ку-ку! Перерыв на обед закончился".

Согласно исследованиям американских ученых, опубликованным в 1982 г., медленные (около 60 тактов в минуту) мелодии, заставляющие посетителей умерить шаг, в целом увеличивают средний чек магазина на 35-40%. Тогда как, например, импульсивная латиноамериканская музыка провоцирует спонтанные покупки. Соответственно, и звучит она, в отличие от "медляков", в магазинах с демо­кратичными ценами. Естественно, магазинах мультибрендовых. Потому как фирменные торговые точки, разрабатывая play-листы функциональной музыки, исходят из совсем других критериев — товарных. И в том, что спортивные магазины выбирают энергичные композиции, а винные бутики — классические, и состоит фирменная логика.

Главное, считают специалисты, чтобы потребитель не прислушивался к словам песен. Иначе магия рассеивается. Поэтому оптимальным вариантом для практически любого торгового формата считаются инструментальные композиции. По этой же причине особой популярностью в рознице пользуются и западные хиты, на которые, по словам Алексея Гуменчука, приходится 40% эфира. Оставшуюся часть поровну делят украинская и русская эстрада. При этом, как замечает собеседник, еще недавно отечественная музыкальная продукция занимала не более 10-15% эфирного времени.

Реклама на dsnews.ua

"Музыка воздействует на правое полушарие, и человек перестает оперировать категориями "цена — качество", — уверяет Александр Кандыба, руководитель одноименной дизайн-студии. — Зато его подсознание активно включается в распознавание символов. В том числе и символов, расположенных на упаковке". Впрочем, музыка не только погружает потребителя в мир бренда. Иногда она заставляет его ощутить пустоту внутри. "Под ложечкой".

"В ресторанном бизнесе музыка как инструмент продаж не менее важна, чем интерьер или вывеска, — делится Ольга Насонова, генеральный директор компании "Ресторанный консалтинг". — В утреннее или дневное время, чтобы ускорить оборот зала, целесообразно включать более быстрые, бодрые мелодии. Вечером же музыка должна быть спокойной, расслабляющей, дабы клиенты как можно больше выпили и съели".

В целом для магазинов и кафе, равно как и для картинных галерей, можно выделить несколько общих правил звукового оформления. Во-первых, как подчеркивает г-жа Насонова, музыка должна соответствовать формату заведения: в украинском — должны звучать украинские народные или эстрадные песни, во французском — французские. То же касается и бренда. Бренду с многолетними английскими корнями зажигать румбу не стоит — может погореть. Во-вторых, эффективным рекламным приемом является вкрапление в музыкальную карту джинглов — фирменных звоночков, напоминающих посетителю имя отдельной марки или адрес заведения (подробнее о джингле и прочих элементах аудиобренда читайте "Не пробемоль", "ВД" №33-34, 2008 г.). И последнее. Специалисты не должны забывать о праздничной музыке. Ведь она напоминает клиен­ту, что пора выбирать подарки или требовать специальное меню.

Однако остается вопрос: кто именно не должен забывать? И кто ответственен, если это происходит? "Подбором музыки, в принципе, должен заниматься арт-директор, но чаще всего занимаются директор, его зам, бармен или администратор. В общем, кто угодно, — резюмирует Ольга Насонова. — Хуже всего, если в заведении просто включают одну из FM-станций. В этом случае рекламные паузы и болтовня диджеев могут легко испортить впечатление от обеда".

Ma fia

Оформляют торгово-развлекательные заведения по-разному. Кто нанимает музыкантов, кто создает корпоративный канал (подробнее о преимуществах частного ТВ читайте "Добро пожаловать в Сеть!", "ВД" №35, 2007 г.) или коммерческое радио, а кто и просто отправляется к знакомому диджею. Все зависит от финансов. Ведь музыканты стоят не меньше $200 в час, сетевой канал — около $300 в месяц, а с диджеем можно сговориться и за $50.

"Был случай, когда от однообразного диджеевского "тынц-тынц" кассир сошла с ума. Произошло это, кстати, в одной известной сети супермаркетов, — вспоминает Алексей Гуменчук. — Вообще, в цивилизованном мире никто права на использование музыки напрямую не продает. Это, в первую очередь, неудобно самому заведению, так как по закону нужно получать разрешение от каждого автора и иполнителя каждой песни". Поэтому централизованно занимаются сбором вознаграждения за использование музыки организации коллективного управления. В Украине их 14. Однако у каждой из них размер мзды свой. По словам г-на Гуменчука, те организации, которые работают по заниженным ставкам, как правило, распределяют среди правообладателей не более 10% собранных средств. Недавно артисты и продюсеры страны во главе с певицей Русланой даже написали открытое письмо премьер-минист­ру Украины с жалобой на недобросовестных распределителей.

Согласно Закону "Об авторских и смежных правах", за публичную трансляцию музыкальных фонограмм владельцы предприятий и развлекательных заведений должны выплачивать автор­ские отчисления в размере 1-2% от валового дохода. Однако не все так просто. "Такие проценты от дохода реально получать только с КаБаРе, а ТЦ сами живут с наценки. В магазинах процент от валового дохода — это сумасшедшие деньги. В этом случае проще нанимать музыкантов. Поэтому ТЦ платят по фиксированной ставке — в среднем 1 грн. за 1 кв. м озвучки в месяц". Вернее, не платят, а должны платить. И даже самостоятельно начислять. Потому что, по налоговому законодательству, сам факт неначисления уже является нарушением. А если неучтенная сумма превышает 5 тыс. грн., возбуждается уголовное дело.

Говорят, сицилийцы, перед тем как убить молодого человека за несанкционированное прикосновение к дочери, восклицали: "Ma fia!" — "Дочь — моя!" Несан­кционированное использование музы­кальных детищ в Украине и методы борьбы с ним тоже нередко заставляют восклицать. Однако этих возгласов никто не слышит. А значит, хотя бы одну (маскирующую) функцию музыка в Украине все-таки выполняет… Даже вопреки желанию автора.  

Звуковая дорожка

Украинские автомобилисты знают: выбоины на дорогах заставляют шины резонировать и издавать различные звуки. Находчивый японец Шинода из Индустриального НИИ города Хоккайдо сыграл на этом резонансе. Варьируя глубину, ширину выбоин и расстояние между ними, он создал единственную в своем роде музыкальную дорогу, каждый участок которой звучит по-своему. Единственное условие — ехать по ней надо со скоростью 28 миль в час. Жители провинций Хоккайдо, Вакаяма и Гунма, где пролегла "поющая" трасса, нововведением довольны — до сих пор они и не подозревали, что в мире есть столько богатых любителей музыки.

А я этим ем!

Еще немного — и экологически чистые сосиски будут причислены к пище духовной. Каждое воскресенье в производственных цехах Вольфганга Гутберлета специально приглашенный музыкальный квартет играет произведения Моцарта и Бетховена. По словам новатора, классическая музыка улучшает вкусовые качества мяса. "Мы знаем, что научно это никак доказать нельзя, но мы уверены: гармоничные звуки влияют на процесс выдержки, — говорит г-н Гутберлет. — Аналогичные приемы уже используются в производстве вина".

    Реклама на dsnews.ua