• USD 39.6
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Движение в хаусе

Реклама на dsnews.ua

Почти все прошлое десятилетие отечественный кинопрокат пребывал в состоянии анабиоза. Основной причиной было отсутствие в Украине кинотеатров, соответствующих современным техническим стандартам. Но даже после того как в 1998 г. первый такой кинотеатр в нашей стране появился (по данным компании "КиноСвит" их в Украине уже 101), отечественным киноманам пришлось долгое время выдерживать строгую диету из американских (намного реже — европейских) блокбастеров, изредка разбавляемую фестивальными программами авторского кино и экзотических кинематографий. Среди профессионалов, этими фестивалями занимавшихся, витала идея о создании системы проката исключительно артхаусного кино. Вопрос заключался в том, кто первым рискнет это делать. И вот в 2003 г. дончанин Денис Иванов основывал кинопрокатную фирму "Артхаус Трафик".

Новая надежда
Карьера Дениса Иванова, политолога по образованию, в кинобизнесе началась восемь лет назад в родном городе, где он организовал киноклуб. Переехав в столицу в 2000 г., Денис работал в Центре современного искусства при НаУКМА, затем трудился над организацией театрального фестиваля "Мистецьке березiлля", после чего в течение трех лет занимал должности сначала программного координатора, затем программного директора и, наконец, маркетинг-директора международного кинофестиваля "Молодость".
Насмотревшись на то, как некоторые горе-предприниматели занимаются прокатом авторского европейского кино в украинских кинотеатрах, Денис с тремя своими единомышленниками — Юлией Сердюковой, Александром Чепигой и Мариной Шух — решил превратить это в бизнес. В отличие от кинопрокатчиков-мейджеров, которые не акцентировались на своей работе с той или иной лентой, участники новой компании делали прокат каждого фильма целым культурным событием. Первоначальные затраты на запуск проекта составили порядка $20 тыс.

Благодаря деятельности "Артхаус Трафика" украинцы смогли увидеть на широких экранах ленты японских (Такеши Китано, Хидэо Наката), корейских (Ким Ки Дук, Чхан Ук Пак), китайских (Вонг Кар Вай), европейских (Франсуа Озон), американских (Майкл Мур) и украинских (Олесь Санин, Александр Шапиро) режиссеров. Также "Артхаус Трафик" прокатывает десятки фильмов малоизвестных авторов, демонстрируя их либо в индивидуальном порядке, либо в рамках фестивалей. В активе фестиваль такого специфического жанра, как трэш-кинематограф.

Название компании точно отображает суть ее деятельности: артхаусное кино передвигается из одного кинотеатра в другой — сначала в столице, а затем перемещается в другие города. Там эта схема повторяется: фильм переезжает из кинотеатра в кинотеатр и из города в город. Причем "Артхаус Трафик" работает не только в городах-миллионниках, но и в областных и даже районных центрах.

Правила игры
Организация проката ленты начинается, собственно, с ее выбора. При отборе фильмов для проката в Украине "Артхаус Трафик" практически не принимает во внимание кассовые сборы этих лент за рубежом. "Кассовые успехи фильмов Ким Ки-Дука или Александра Сокурова, скажем, в США нас мало интересуют, поскольку спроецировать их тамошние достижения на украинский рынок тяжело, — говорит Денис Иванов. — Россия в этом плане наиболее приближена к нашей реальности. Кроме того, если будущие доходы от проката блокбастеров еще можно просчитать, то в отношении артхаусного кино эти расчеты оказываются суеверием". Потому участники "Артхаус Трафика" опираются на репутацию режиссера, успех фильма на фестивалях и у критиков, и, естественно, свои собственные вкусы.

Следующий этап — поиск правовладельцев ленты. Как правило, права на демонстрацию фильмов на территории СНГ и непосредственно копии фильмов принадлежат российским кинодистрибьюторам. Причины две. Первая — историческая. Как поясняет Денис Иванов, те люди, которые еще в советские времена занимались кинопрокатом "сложного" кино (в большинстве своем — бывшие киноклубники), после распада СССР оставили за собой все контакты с иностранными дистрибьюторами. И последние, по инерции, продолжают с ними работать.

Вторая причина — техническая. В принципе, возможность обратиться за правами непосредственно к создателям фильма есть всегда, но это обернется для таких кинопрокатчиков, как "Артхаус Трафик", существенными издержками. "Во-первых, в Украине нет базы для печати кинокопий, — говорит Денис. — Вернее, есть Киевская кинокопировальная фабрика, но в качестве ее продукции пока нельзя быть уверенным. Во-вторых, здесь нет студии, которая могла бы записать звук в формате Dolby 5.1, в то время как в России таких студий две. То есть, если мы заключаем договор напрямую, нам придется проделать определенное количество лишних внешнеэкономических операций. И сопутствующие им расходы перекроют все возможные доходы от проката".

Реклама на dsnews.ua

Стоимость прав на показ артхаусных фильмов варьируется от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч долларов. Цена зависит от свежести ленты, условий проката и срока действия прокатных прав. Уплачиваемая сумма может быть как фиксированной, так и определяться неким процентом от кассовых сборов фирмы-прокатчика фильма. Иногда "Артхаус Трафик" выжидает определенное время, пока дистрибьюторы не снизят цену на фильм: "Наше кино интересно тем, что не теряет своей актуальности даже тогда, когда маркетингового давления со стороны СМИ нет", — говорит Денис.
Договариваться с кинотеатрами о показах "Артхаус Трафику" одновременно и легко, и трудно. Легко потому, что вопросы распределения доходов между дистрибьютором и кинотеатром по традиции решены еще до начала переговоров — каждая из сторон получает по 50% от кассовых сборов. Сложности же заключаются в том, что не все администрации кинотеатров готовы демонстрировать ленты, которые совсем не напоминают какую-нибудь "Мумию" или "Ночной дозор", приносящие стабильный доход. Проблемы обычно возникают с теми залами, чей опыт показов некоммерческого кино до сотрудничества с "Артхаус Трафик" был не слишком удачным.

Широко закрытыми глазами
Кочевание фильмов "Артхаус Трафика" из кинотеатра в кинотеатр косвенно объясняется тем, что в прокат берется ограниченное количество копий. "Это связано с рентабельностью наших лент, — говорит Иванов. — Фильм "Звездные войны" имеет достаточно оснований, чтобы демонстрироваться одновременно в 50 кинотеатрах. А фильм "Водка-лимон" — нет. То есть мы можем поставить его в 50 кинотеатров, но это не отобьет наших затрат".

В свою очередь, вопрос рентабельности проката зависит от аудитории артхаусного кино, численность которой сложно назвать большой. Так, получивший Гран-при прошлого Каннского кинофестиваля корейский фильм Oldboy, который в Украине (во всех городах-миллионниках) прокатывал "Артхаус Трафик", посмотрели около 14 тыс. наших соотечественников. Фильмы ограниченного проката, демонстрирующиеся на протяжении нескольких дней, как правило, собирают не больше 2 тыс. человек. При этом в общей доле кассовых сборов артхауса по стране Киев собирает до 70-80%.
Ограниченный прокат является хитростью "Артхаус Трафика", которая необходима для сбора хотя бы 2 тыс. человек на какое-нибудь эстетское кино. "У фильма Александра Сокурова "Отец и сын" есть публика, — убежден Денис Иванов. — Но чтобы ее сконцентрировать, нужно позволить ей увидеть этот фильм на большом экране в течение всего двух дней. Многие фильмы, выходящие в ограниченный прокат, есть у нас лишь в одной копии и с субтитрами. Из-за этого отсеивается большая часть аудитории, которая разучилась читать".

Собираемая фильмами касса "Артхаус Трафика" часто не окупает затраты на организацию проката подобных лент. Значительную часть издержек компания покрывает за счет средств спонсоров.
Памятуя о том, что в развитых странах конторы, подобные "Артхаус Трафику", часто поддерживаются государственными институциями, Иванов старается по возможности привлекать их для участия в проекте. Посольства европейских и азиатских стран, киноленты производства которых демонстрируются в рамках проектов "Артхаус Трафика", зачастую являются соорганизаторами этих проектов, беря на себя определенные финансовые затраты. А вот отечественные госструктуры с "Артхаус Трафиком" работать не спешат. "Мы обращались практически ко всем, — рассказывает Денис. — Начиная с Министерства культуры и заканчивая некоторыми облгосадминистрациями. Даже во время проведения международных проектов, например, показа фильма "Путеводитель" на Берлинском кинофестивале, Министерство культуры только собиралось помочь, но реально все затраты по продвижению фильма взял на себя Александр Роднянский".

По лезвию бритвы
Объем рынка артхаусного кино в Украине Денис Иванов оценивает примерно в $100 тыс. При этом руководитель "Артхаус Трафика" считает, что у него множество конкурентов, относя к таковым не только тех, кто занимается прокатом артхаусных фильмов, а вообще всех кинодистрибьюторов. "Каждый человек, который занимается кино в Украине, автоматически становится нашим конкурентом. Просто потому, что в стране лишь 50 кинотеатров, которые собирают за прокат фильма кассу более $1 тыс. Зал может показать от силы семь сеансов в день. И на эти сеансы должно стать какое-то кино — притом что число дистрибьюторов, желающих поставить свое кино, постоянно растет". В особенности это касается рынка артхауса. Денис говорит, что, поскольку финансовый барьер для вхождения на этот рынок минимален, часто появляются небольшие группы людей (или даже отдельные индивидуумы), которые приезжают на кинорынки или кинофорумы, покупают фильмы по завышенным ценам, а потом не могут провести грамотный прокат этих лент. Тем самым они наносят ущерб не только своему карману, но и тонким взаимоотношениям между уже работающими дистрибьюторами и кинозалами. Вероятно, влечет этих "недодистрибьюторов" жажда авантюр, ведь, по свидетельству Дениса Иванова, прокат артхауса — очень рискованный бизнес. К примеру, во Франции треть независимых дистрибьюторов ежегодно становятся банкротами. "Таких компаний просто не может быть много. Ведь мы работаем с ограниченным количеством правообладателей, ограниченным количеством кинотеатров, в которых это можно показывать, и с ограниченным количеством публики".

Между тем, количество синефилов, интересующихся артхаусным кино, в Украине растет, а вот общая аудитория кинотеатров уменьшается. Процесс этот начался после прошлогодних событий: "После оранжевой революции наша прибыль снизилась на 30-40%, — говорит Денис. — Причем это относится, в первую очередь, к прокату в восточном регионе Украины, который традиционно приносит большую часть прибыли кинопрокатчикам".

Оптимизма Денис Иванов, однако, не теряет и собирается если не расширять "Артхаус Трафик" ("У нас и так семь человек в штате — для независимого кинопрокатчика это очень много"), то интенсифицировать его деятельность. В эти дни в Украине проходит фестиваль российских фильмов "Непростое кино", организованный "Артхаус Трафиком". Вскоре ожидается фестиваль испанской кинематографии, а осенью — несколько громких премьер.

После участия в выставке "Кино Экспо Украина", которое Денис оценивает как весьма результативное, "Артхаус Трафик" получил сразу несколько предложений по выпуску фильмов в форматах домашнего видео. "Мы ведем переговоры по выпуску артхаусной линии на видео, заключили договор о телепоказе двух фильмов Эмира Кустурицы. Их мы, кстати, купили напрямую в Боснии и работаем над их адаптацией. Относительно производства видеопродукции в нашей стране, у нас в техническом смысле развязаны руки".
После того как начинание "Артхауса Трафика" оказалось достаточно успешным, на нишу артхауса стали посматривать и другие кинопрокатчики. Так, недавно о себе заявила компания Le Createur, организовавшая прокат французско-бельгийского фильма "Влюбись в меня, если сможешь".

По-настоящему прибыльным прокат артхауса окажется тогда, когда между кинотеатрами возникнет реальная конкуренция. И пока "Артхаус Трафик" не превратился в акулу кинобизнеса, Денис Иванов еще может себе позволить нотки романтики в определении своей деятельности: "С одной стороны, "Артхаус Трафик" — это бизнес. С другой — это организация, которая стремится каждый свой показ сделать культурным явлением. И мне кажется, у нас получается".

    Реклама на dsnews.ua