• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ПОЛЕТЫ НАЯВУ

Реклама на dsnews.ua

Одним из критериев принадлежности к истеблишменту в последние годы стало увлечение "стариной" — покупки вековых шато, антикварные интерьеры. Однако небывалый всплеск получила особая "царская прихоть" — соколиная охота.

Самое заветное желание человечества — преодолеть земное притяжение и воспарить в небеса — осуществить долгое время не удавалось. Но развитие цивилизации пошло в сугубо фрейдистском ключе: не можешь летать сам, так сделай своим рабом того, кто это умеет. Итог: вопреки расхожему мнению, первым прирученным животным стала не коза и даже не собака, а ловчая птица — сокол. Правда, у птиц так и не удалось вызвать психологическую зависимость от человека, как у собаки или лошади. Даже птенец-выкормыш сокола вырастет независимым существом, не испытывающим никакой тяги к человеку. И для того чтобы обучить птицу по зову охотника возвращаться на перчатку и сохранить у нее этот навык, нужны упорные многочасовые тренировки каждый день.

Прискорбно, но в эпоху повального увлечения техническим прогрессом соколиная охота стала исчезать — человек прельстился скоростью пули, во много раз превосходящей птичьи возможности, и способностью самому подняться в небо, пусть и внутри груды железа.

С ловчими птицами продолжали заниматься лишь фанаты соколиной охоты. Но в начале XXI столетия истеблишмент вспомнил о главном хобби французских королей и начал заводить ловчих птиц. Заядлыми сокольниками являются, к примеру, президент Калмыкии, глава Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов, король Саудовской Аравии Абдалла Ибн Абдель Азизи.

О возрождении соколиной охоты как модного хобби и особого вида спорта говорит хотя бы тот факт, что Международная ассоциация сокольников (IAF) насчитывает более 10 тыс. человек из 50 стран мира, а ЮНЕСКО серьезно рассматривает вопрос о внесении традиций охоты с ловчими птицами в перечень культурного наследия человечества.

Знания — деньги!

Коль охота стала увлечением сильных мира сего, вслед за ней возникла индустрия, обслуживающая новую страсть богатых людей. Речь идет не о продаже за баснословные деньги выловленных браконьерами птиц в арабские страны (подобные слухи регулярно мелькают в Сети и желтой прессе). Действительно, арабы — один из немногих народов, у которого традиции охоты с ловчей птицей никогда не пресекались техническими новинками, а солидный птичий "гарем" считается признаком успешности. "Сидящий на нефти" шейх вполне может выложить сумму с шестью нолями за приглянувшийся ему экземпляр кречета, но при этом у птицы должна быть абсолютно чистая родословная. Все крупные соколы относятся к исчезающим видам и находятся под охраной международной конвекции по сохранению биологического разнообразия CITES. Продажа подобных животных допускается лишь в том случае, если они во втором поколении рождены в неволе и снабжены микрочипом или несъемным кольцом с уникальным номером, выданным национальным орнитологическим обществом. Предлагать главе государства контрабандную птицу можно с тем же успехом, что и краденый "Мерседес".

Реклама на dsnews.ua

Существуют более надежные и легальные способы заработка на соколах. Так, старые умелые сокольники, как правило, становятся и заводчиками — создают небольшие питомники. К примеру, в Великобритании существует около 15 частных питомников, которые обслуживают 2 тыс. сокольников этой страны. К тому же британские сокольники имеют собственное представительство при правительстве страны — орган Hawk Board, который занимается регулированием юридических моментов по содержанию ловчих птиц и охоте с ними.

Нынешняя цена на птиц вполне символична: ястреб Харриса, один из самых популярных ловчих пернатых в Европе, или сокол-балобан обойдется в $300, а сапсана, самую быструю в мире птицу, можно купить за $500. Но эта покупка — лишь начало затрат. Начинающему сокольнику необходим наставник, который обучает азам охотничьего искусства — сидению птицы на руке, подзыванию на вабило (кожаная "груша" с голубиными крылышками, которую сокольник вращает над головой), напуску на дичь, умению следовать за хозяином. Обычно подобные услуги стоят от $300 и до нескольких тысяч долларов за курс, в зависимости от известности наставника. Кроме того, многие новички предпочитают доверить профессиональным сокольникам вынашивание птицы (первый этап приручения, когда с птицей приходится проводить несколько суток, даже без перерыва на сон). Стоимость услуги — около $200. Хотя нередко обеспеченные сокольники общаются со своими птицами лишь в момент охоты, а всю необходимую работу по содержанию и дрессировке птиц делает для них нанятый работник.

Впрочем, основные расходы увлеченных соколиной охотой ложатся на покупку дорогостоящей амуниции. А ее требуется немало. Для начала — специальная перчатка из толстой, хорошо вытянутой кожи, которую хищная птица не сможет пробить острыми, как иглы, когтями. Самый простой вариант перчатки (так называемый рабочий) стоит около $100. Стоимость же "выходных" перчаток с золотым шитьем и инкрустацией полудрагоценными камнями, выполненной владельцами питомников по дизайнерским эскизам в арабском или индийском стиле, может достигать десятков тысяч долларов. Еще одна необходимая деталь — клобук (колпачок, которым птице закрывают глаза вне времени охоты, чтобы она не бросалась на пролетающих голубей — и ворон). Подобное изделие шьется индивидуально, и цена на самые простые модели — от $300 и до миллиона долларов.

В последние годы, кроме кустарных мастерских, сокольниками заинтересовались и промышленные производства. В частности, несколько фабрик в ЕС уже начали выпускать специальные боксы, предназначенные для длительной транспортировки хищных птиц. То, что с каждым годом подобная деятельность все больше перерастает в отдельный бизнес, подтверждает и тот факт, что в Великобритании ежегодно проходят выставки соколиной амуниции, на которых представлено несколько десятков местных и иностранных производителей.

Птичье шоу

Но соколиная охота — это в первую очередь красочное шоу. И было бы странно, если бы к нему не привлекали зрителей. Самый простой вариант соколиных зрелищ — любительская охота, которая завоевала популярность в ЕС одновременно с зеленым туризмом. Праздную публику привозят в охотничье хозяйство, садят им на руки обученных птиц и прямо из-под ног выпускают подсадную дичь (обычно фазанов или перепелок). Впечатлений — море, никаких специальных знаний такая "охота" не требует, а стоит подобное удовольствие порядка ?100.

В прошлом году придумали и более масштабный способ увлечь публику ловчими птицами. В июне в Великобритании, в поместье Энгельфильд, прошел Всемирный фестиваль соколиной охоты, организатором которого выступил вышеупомянутый орган Hawk Board. Зрелище получилось по-настоящему колоссальным. За спонсорские деньги организаторы собрали сокольников из самых разных стран, в частности из Южной Африки, Китая, Казахстана, Монголии. Единственным условием оплаты проезда стала этническая одежда. Все действующие лица должны были находиться на фестивале в костюмах, исторически предназначенных для соколиной охоты в их стране. Правда, из-за птичьего гриппа собственных птиц участникам фестиваля в Великобританию ввезти не удалось, и их пришлось арендовать у англичан.

Несмотря на высокую стоимость билетов (GBP10 для взрослых и GBP6 для детей), шоу посетили несколько тысяч человек. Но, как считают сами организаторы, их подвело пренебрежение внешней рекламой, поэтому на фестивале 2009 г. они ожидают гораздо больше посетителей.

Пару лет назад у британских сокольников появилось своеобразное информбюро — Falconry Heritage Trust. Как рассказал "ВД" архивариус этой организации Евгений Шергалин, главной задачей этого "треста" стало составление виртуального музея для сбора и сохранения всего исторического наследия соколиной охоты в виде предметов, изделий, фотографий, рисунков, рукописей, брошюр, книг и плакатов в 65-70 странах мира, в которых соколиная охота существовала или практикуется в настоящее время.

Помощь железным собратьям

Хотя, как считает доктор Адриан Ломбард, исполнительный секретарь Международной ассоциации сокольников, развитие сокольничего искусства как бизнеса лежит вне сферы любительской охоты. Существуют два вида деятельности, в которых работа с ловчими птицами из развлечения превращается в жизненную необходимость. Это — сельское хозяйство и авиация.

Человек так и не смог разработать технических средств, которые бы эффективно отпугивали стаи птиц от посадочных полос аэродромов и полей со злаками. Птицы достаточно умны, чтобы понять, что вой сирен и свет прожекторов не представляют реальной опасности, и быстро начинают игнорировать отпугивающие установки.

В итоге столкновение птиц с самолетами ежегодно наносит авиакомпаниям ущерб в размере $1 млрд. И самым эффективным средством борьбы со скоплениями птиц является организация патрулей из крылатых хищников.

Наиболее удачный пример подобного сотрудничества — московский аэропорт "Домодедово". Этот аэропорт считается одним из наиболее "птицеопасных" в мире: по данным пресс-службы группы "ИСТ ЛАЙН", управляющей компании аэропорта "Домодедово", в "особо удачливый" 1988 год здесь зарегистрированы 360 случаев столкновений самолетов с птицами, в результате чего были повреждены 104 двигателя, 20 самолетов после столкновений совершили вынужденную посадку, а в шести случаях произошли отказы двигателей во время полета. Несколько лет назад при аэропорте создали орнитологическую службу, наняли на работу сокольников и завели 14 ястребов. Кроме этого, создали питомник хищных птиц, призванный увеличивать поголовье пернатых охотников. Уже спустя короткое время после введения орнитологического патрулирования количество "самолетоопасных" птиц снизилось до терпимого предела.

Та же ситуация и с сельским хозяйством. Как поведал "ВД" доктор Ломбард, в Южной Африке, например, одной из главных проблем фермеров являются стаи голубей, которые на корню уничтожают урожай пшеницы. До последнего времени поля интенсивно обрабатывали ядохимикатами, но возросший интерес потребителей к экологически чистой продукции заставил фермеров отказаться от подобных методов. Яды заменили хищные птицы. И хотя подобный способ борьбы с голубями гораздо дороже, но пшеницу, выращенную с использованием методов "органического земледелия", покупают гораздо лучше, поэтому найм на работу сокольников себя оправдывает.

Пока что доходы от разведения хищных птиц не могут сравниться с деньгами, вращающимися в области кинологии. Но как бы ни развивалась соколиная охота — как престижное хобби или деятельность охранного агентства — масштабы сотрудничества человека с птицами будут расти с каждым годом. Соответственно, вырастет и количество капиталов, инвестированных в производство, рекламу, организацию фестивалей, одним словом — в популяризацию старейшего в мире увлечения.

    Реклама на dsnews.ua