• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

"Геноцид" для чиновников

Реклама на dsnews.ua

В борьбе с последствиями финансового кризиса руководство государства решило провести масштабное сокращение армии чиновников. Такая мера не сулит быстрых финансовых дивидендов, но зато однозначно понравится избирателям — а значит, может обернуться дивидендами электоральными.

Виктор Ющенко не только подхватил призыв Юлии Тимошенко о необходимости сокращения аппарата Секретариата президента, но и перехватил идею. Глава государства предложил в целом сократить государственный аппарат и расходы на него, не минуя, разумеется, и собственной канцелярии. "Цифра, которую я буду вносить, составляет 20%", — обозначил президент масштабы грядущего сокращения. При этом не уточнив: то ли он на пятую часть собирается сократить только свою канцелярию, то ли оптимизировать таким радикальным образом всю государственную машину.

Тем временем начать административную реформу и взяться за сокращение штата чиновников призвал премьер-министра и глава совета инвесторов при Кабмине Сергей Тигипко. "Вы знаете, как реагирует бизнес на кризис? Практически все сократили свои расходы, прием людей, не все заполняют вакансии, многие начали сокращение, — резюмировал он. — Где сокращение расходов бюджета? Где наша административная реформа? Во всем мире 12- 13 министерств… Я понимаю, что на всех политиков не хватает министерских портфелей. Но, может, уже пришло время провести административную реформу или хотя бы начать ее?"

Кстати, что касается украинского правительства, то в нем сейчас 21 министр (а также премьер, первый вице-премьер и два вице-премьера). Надо отдать должное Тимошенко, которая, став во главе правительства, вдвое сократила допустимое количество заместителей министров. Однако о масштабной реформе госаппарата и давно назревшей административной реформе высшие должностные лица вспоминают лишь тогда, когда в воздухе начинает витать сильный запах выборов. Напомним, что во время последних парламентских перевыборов тезис о необходимости сокращения госаппарата активно эксплуатировал фронтмен списка НУНС Юрий Луценко. Теперь, видимо, президент решил сам взять этот лозунг на вооружение.

Чиновники напуганы такими заявлениями и открыто комментировать ситуацию опасаются. Но при выключенном диктофоне заявляют о несогласии с таким курсом. Также сообщают, что в соответствующих госструктурах никто не работал серьезно над вопросом, по какому принципу надо сокращать госаппарат на 20%. Напротив, как стало известно "ВД", соответствующие органы до последнего дня работали над концепцией разделения государственного аппарата на политические, исполнительные и контролирующие структуры. Принципы такого разделения не предусматривают сокращения количества чиновников (скорее, наоборот). "Когда чиновников не хватает, это еще хуже, чем когда их слишком много", — говорят они сами по этому поводу.

Впрочем, это вовсе не значит, что над вопросом радикального сокращения чиновничьих штатов не работали в Секретариате президента или в каком-нибудь избирательном штабе. Вообще, такое масштабное сокращение госаппарата должно повлечь и пересмотр возложенных на него функций. А такое решение должно приниматься уже на политическом уровне. Ведь чиновники просто не могут эффективно сокращать самих себя, да и не их это парафия — ревизировать функции, возложенные на государство. "Поверьте, неэффективная политика обходится вам как налогоплательщику гораздо дороже, чем имеющийся у нас рост числа чиновников", — парировал инициативу президента пожелавший остаться неназванным чиновник, имеющий отношение к разработке принципов функционирования госаппарата.

Решение о сокращении госаппарата, видимо, назрело. Вообще, ситуация, когда численность населения в стране уменьшается, а количество чиновников (слуг народа) — растет, является ненормальной ("ВД" год назад посвятила этому статью "Виртуозы размножения", см. №39). Только за 2007  г. госслужащих стало больше на 10 тыс. человек (см. график), а на эффективности их работы это особо не отразилось. Госаппарат как был, так и остается тормозом общественно-экономического развития. В интервью радио "Свобода" Арсений Яценюк так охарактеризовал эту проблему: "А что делать, извините, с тем падлюкой-чиновником, который сидит в каждом министерстве, в каждом ведомстве, и который не читает законы, ему не интересно читать закон, он знает, что он над законом?". И можно сказать, что в данном случае бывший министр иностранных дел выразился еще довольно дипломатично.

Реклама на dsnews.ua

И все же нужно признать, что в контексте борьбы с последствиями мирового финансового кризиса реформа управленческого аппарата не даст ощутимой экономии средств в самое ближайшее время. Ведь, согласно трудовому законодательству, работника, попадающего под сокращение, должны предупредить об этом за два месяца, при расчете выплатить ему дополнительно один месячный оклад. А затем он может еще два месяца получать свою зарплату в полном объеме, зарегистрировавшись в качестве безработного. Вообще, любая структура, переживающая реформу, требует больших затрат, чем та, которая существует стабильно.

Также важно, чтобы решение о реформе госаппарата не было спонтанным, к тому же принятым в непростых условиях финансового кризиса (да и о кризисе политическом тоже забывать не стоит). Оно должно быть хорошо выверенным, иначе все может обернуться повторением крайне неудачного опыта с ликвидацией ГАИ. К тому же, как отметил Тигипко, начинать нужно сверху — с сокращения руководящего звена. А у нас, как отмечают сами чиновники, в сложившейся ситуации все грозит обернуться ударом по наименее защищенному рядовому персоналу.

Следует учитывать еще и такую способность чиновников, как умение саботировать любые реформы. В этом они достигли небывалого мастерства. И поэтому важно, чтобы высшее руководство государства в данном вопросе проявляло единый подход. А в условиях, когда в стране существует полураспущенный парламент и враждующие между собой премьер и президент, говорить о каком-то слаженном подходе к столь важному вопросу не приходится. Кстати, очевидно, что предусматривающая масштабное сокращение госаппарата административная реформа потребует законодательного обеспечения. И маловероятно, что пока еще существующей Верховной Раде шестого созыва данная задача по плечу.

Конечно, если ожидать, пока все факторы станут благоприятными, то за реформу госструктур можно взяться еще очень не скоро. Но есть и другая сторона медали: если в столь кризисный момент разбалансировать еще и госаппарат (который, кстати, еще до конца не оправился от пертурбаций, пережитых в 2005 г.), то можно получить результат, далекий от ожидаемого. Видимо, главный вопрос тут в следующем: можно ли доверить нынешним руководителям страны такое важное дело, как реформирование государственного аппарата?

    Реклама на dsnews.ua