• USD 39
  • EUR 42.2
  • GBP 49.2
Спецпроекты

Бес идеи

Реклама на dsnews.ua

В Украине усугубляется кризис так называемых идеологических партий. Само по себе это явление не ново, процесс начался еще в конце прошлого века. Однако сегодня он фактически вступил в завершающую стадию. И, если разобраться, главная причина этого — безыдейность.

Попытки объединить ради достижения неких высших целей политического коня и идейную трепетную лань начались не сегодня и не два года назад. 17 октября 2001 г. лидер Социалистической партии Украины Александр Мороз в рамках борьбы с режимом Леонида Кучмы предложил свой вариант создания "антикучмистской коалиции".

В преддверии парламентских выборов 2002 г. Александр Александрович предложил объединиться в предвыборный союз и подписать "Декларацию единства" лидеру Украинского Народного Руха Юрию Костенко, Народного Руха Украины Геннадию Удовенко, партии "Собор" Анатолию Матвиенко, партии "Реформы и порядок" Виктору Пинзеныку, объединения "За Украину" Михаилу Сироте, партии "Батьківщина" Юлии Тимошенко и… Коммунистической партии Украины — Петру Симоненко.

Таким нетривиальным путем он развил предложение тогдашнего лидера "Форума национального спасения" (уже через месяц он будет переименован в именной блок) Юлии Тимошенко, предлагавшей создать не менее фантомный блок на базе своей политической силы, ющенковской "Нашей Украины" и собственно СПУ. Однако Юлия Владимировна, хоть всегда отличалась интеграторскими способностями, и то не додумалась спаривать в едином антикучмистском порыве коммунистов и Рухи. Но украинских социалистов вплоть до 2007 г. принято было считать организацией идеологической.

Однако, как видим, политическая целесообразность была не против взять верх над идеологическим стержнем уже тогда. Ибо весь смысл деятельности партии сводился не к "левым" идеям развитого социализма, необходимого Украине в посткоммунистический период, как утверждалось, а исключительно к желанию сместить с занимаемой должности тогдашнего главу государства. 28 ноября 2002 г. в интервью "Украинской правде" Мороз вполне однозначно очерчивал смысл своей деятельности: "Сегодня меня интересует изменение системы власти. За это и борюсь". Впрочем, сразу вслед за этим он также указал: "Остальное будет решаться позже", — вполне однозначно намекая на то, что зов новеньких кожаных портфелей ему совсем не чужд.

Такова уж специфика власти — засасывает! Вот и лидер СПУ, получив однажды кресло председателя Верховной Рады, уже не мог остановиться, поочередно претендуя то на пост премьер-министра, то самого президента. Не обладая при этом достаточной базой. В итоге он вернулся к тому, с чего начинал — к повторному спикерству. И на этот раз — ценой объединения с совсем не идейными побратимами. Вот тут и выяснилось, что в игре на противоречиях сильных мира сего, как на минном поле, ошибаются лишь единожды.

Поэтому дальнейшие действия Мороза лишь ухудшили ситуацию. Пытаясь идейно объяснить смысл своих телодвижений, он, в конце концов, дошел до оправдания того, кого так люто ненавидел все это время. "Я ни разу не обвинял Кучму в заказе убийства Гонгадзе…" — заявил лидер СПУ 5 августа уже текущего года. В итоге ослабленная как кадрово (партию покинули Юрий Луценко, Иосиф Винский, Василий Волга, Евгений Филиндаш, на очереди — "спаситель нации" Василий Цушко), так и финансово (главный спонсор партии, директор ММК им. Ильича Владимир Бойко, пребывает в серьезных раздумьях относительно своего дальнейшего политического будущего), его политическая сила была вынуждена искать поддержку со стороны КПУ, а после того как та отказала, согласно последним данным, — у Христианско-либеральной партии Леонида Черновецкого. Вполне очевидно, что ничего идейного в любом из этих союзов нет и быть не может.

Реклама на dsnews.ua

По другую сторону идеологического барьера — ситуация не более оптимистическая. Сегодня в дезинтеграционных конвульсиях в очередной раз трясет Народный Рух Украины. Причина проста: члены одной из старейших национал-демократических партий имеют прямо противоположные взгляды относительно того, с кем блокироваться в случае очередных перевыборов. Официальное руководство поддерживает идею слияния с Блоком Юлии Тимошенко, в то время как руководители самых сильных региональных партийных ячеек (Тернопольской, Львовской и Ивано-Франковской) выступают за поддержку пропрезидентской "Нашей Украины". И хотя каждая из сторон при этом упирает именно на идеологические аргументы своих предпочтений, со стороны вполне очевидно, что на кону стоит вопрос дальнейшего существования партии как таковой. Ведь сам по себе Рух уже давно не способен преодолеть даже уменьшенный парламентский барьер.

Большинство остальных политических сил, кичащихся своим идеологическим стержнем, также запятнали себя участием в не самых идейно выверенных конфигурациях. Украинская народная партия Юрия Костенко, провалившись на выборах 2006 г. в рамках блока Костенко — Плюща, в 2007-м, не мешкая, примкнула к блоку с участием "Народной самообороны"  — силы, которую трудно ассоциировать с правыми взглядами, впрочем, как и с любыми другими. По крайней мере, на данный момент.

Коммунистическая партия Петра Симоненко также часто нарушает декларируемые принципы, постоянно вступая в ситуативный союз с далеко не пролетарской Партией регионов.

Для каждой из них потребность в депутатских креслах и должностях в разное время оказалась сильнее идеологических противоречий. Поэтому и участь у них одна, остальное — лишь вопрос времени. Мы же можем констатировать, что единственной причиной краха идеологических партий в Украине, как это ни парадоксально, оказалась их безыдейность.

Должности указаны на момент высказывания

17 октября 2001 г. Петр Симоненко, лидер КПУ:

"Допустим, мы пришли в парламент, создали большинство, формируем правительство. Из тех, кто приглашен к объединению, — Рухи и "Батьківщина"… Как будет формироваться правительство, которое должно реализовывать общую стратегию?"

11 июля 2007 г. Юлия Тимошенко, лидер БЮТ:

"Его, Александра Мороза, из парламента может вытащить только выбор народа, а до тех пор он будет практически постоянно сидеть в этом кресле".

5 августа 2008 г. Александр Мороз, лидер СПУ:

"Особенностями характера бывшего президента воспользовались те, кто соответствующую информацию в выгодном для своей цели свете периодически подносил Кучме. Кто, как и для чего это делал — ответить должно следствие".

13 октября 2008 г. Борис Тарасюк, лидер НРУ:

"Председатели трех наших [областных] организаций банально шантажируют партию возможностью своего выхода из Руха с целью похода на выборы по партийному списку "Нашей Украины", которая приняла решение не создавать блок с национально-демократическими силами и идти на выборы самостоятельно".

17 октября 2008 г. Евгений Филиндаш, директор центра социальной аналитики "Левый взгляд":

"После громогласных заявлений Мороза о самостоятельном участии СПУ в выборах не прошло и двух недель, как в очередной раз его "принципиальная" позиция поменялась на кардинально противоположную".

1 августа 2007 г. Ярослав Джоджик, руководитель центрального избирательного штаба УНП:

"Среди низовых организаций УНП есть часть таких, которые склоняются к созданию сугубо правого блока на досрочные выборы и выступают категорически против создания единой партии с НСНУ и пребывания в одной партии с бывшим социалистом Юрием Луценко".

    Реклама на dsnews.ua