• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Самоцензура

Реклама на dsnews.ua

На минувшей неделе владельцы некоторых московских СМИ ввели негласный запрет на словосочетание "финансовый кризис". Если опустить возмущения по поводу очередного притеснения свободы слова, согласитесь: что-то в этом есть... Центральное телевидение и прессу в России контролирует Кремль. Похоже, осмотревшись, власть решила ограничить бесконечные стенания в эфире о то ли наступившем, то ли еще только надвигающемся коллапсе. Нефть дешевеет, очередное повышение цен на газ оправдывать нечем, а тут еще НАТО к границам приближается, — но Москва продолжает убеждать своих граждан, что все хорошо. Дело здесь, судя по всему, не только в боязни властей потерять рейтинг. Просто в атмосфере доверия между руководством государства и его народом экономика работает эффективнее. В Украине жесткие ограничения для СМИ уже вряд ли возможны, но, может, пришло время для самоцензуры? Не прессы, а политиков. Киевская школа журналистики прекрасно учит держать баланс мнений и эмоций в эфире. А вот у политиков с ответственностью большие проблемы. Другого момента для осознания депутатами угроз, которые несут их игры в блокирование, придумать сложно.

Впрочем, возможно, дело не в политике, а в ментальности. В критических ситуациях украинцы всегда предпочитали думать лишь о себе — история научила. В пользу этого предположения говорит и поведение владельцев крупнейших предприятий металлургии. "Стальной дом" Эдуарда Шифрина объявил об отказе Луганского трубного завода от продукции украинских металлургических комбинатов, переориентировавшись на поставки из России. Причина — в Магнитогорске цены оказались на порядок ниже, чем в Мариуполе. Таким образом, Шифрин фактически "кинул" Владимира Бойко, контролирующего ММК им Ильича. Сам же Бойко чуть раньше сделал приблизительно то же самое с Ринатом Ахметовым, отказавшись покупать у того "слишком дорогое" сырье. Руду мариупольцы решили завозить из той же России. Горькой иронии ситуации добавляет тот факт, что из-за слишком высокой себестоимости продукции сегодня страдают и Ахметов (Харцызский трубный), и Шифрин (Запорожсталь). Что мешает им сесть за один стол и сложить для отрасли уточненный баланс распределения сырья с учетом наступившего кризиса? Приблизительно то же, что и украинским политикам, которые никак не могли собраться для принятия антикризисного законопроекта. Деловая элита, как и политическая, оказалась не готова к мышлению более масштабному, чем границы собственного бизнеса. В итоге отрасль продолжает фактически простаивать. Как и украинская политика.

И здесь возникает вопрос, пожалуй, ключевой для дальнейшего развития страны. Станет ли нынешний кризис поворотной точкой (это одно из значений древнегреческого слова krisis) для рождения новой элиты? Помнится, нынешние политические лидеры Украины вышли на авансцену как раз после кризиса 1998 года. Похоже, пришло время для смены состава. Новые лица уже просматриваются. Обойдемся без рекламы конкретных политиков, но несложно заметить, что этих людей объединяет жесткая прагматика, приоритет дела над PR и неготовность работать "кивалами" и "кнопкодавами" в нынешнем политикуме. Вряд ли они уже созрели к формированию отдельной политической силы, но действующие парламентские партии обречены отдать им лидерские позиции в самое ближайшее время. Остаемся оптимистами. И постараемся пореже употреблять словосочетание "финансовый кризис".

    Реклама на dsnews.ua