• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Друзья, ужасен наш союз

Реклама на dsnews.ua

Сегодня уже достаточно трудно сказать, кому, когда и зачем пришла в голову авангардистская идея объединить под брендом "Наша Украина — Народная самооборона" многочисленные политические силы. Но ровно год назад была предпринята первая и последняя попытка воплотить эту задумку в жизнь.

Рассказывая об этом событии, один из активных участников процесса — Роман Зварыч — прямо указал на то, что "заседание имело формально-учредительный характер". В частности, были сформированы три подгруппы: по подготовке проекта программы партии (ее возглавил Юрий Ехануров), по созданию устава (под руководством Романа Зварыча) и организационная, которая должна была выработать алгоритм организационных мер по обеспечению созыва учредительного съезда, а также мероприятий, связанных со слиянием на местном уровне входящих в блок партий.

При этом, говоря об идеологически-программной составляющей новой партии, Зварыч бодро рапортовал: "Оказалось, что наши позиции значительно ближе, чем кое-кто из журналистов предполагал в своих комментариях".

Следует отметить, что объединение всех участников "оранжевого" блока было одним из их основных предвыборных обещаний. В июне 2007 г. все они подписали "Декларацию об объединении демократических сил", где четко указывалось, что утверждением этого документа политические силы "берут на себя обязательство обеспечить создание единой демократической политической партии — выразителя и защитника национальных приоритетов развития и европейских социально-экономических и политических стандартов в Украине".

В конце октября им об этом напомнил глава президентского секретариата Виктор Балога, заявивший, что президент выступил в роли лидера НУНС "именно в контексте объединительного курса".

Любопытно также, что одной из причин, по которой Виктор Иванович так озаботился этой проблемой, по его собственным словам, стало то, что, согласно требованию закона, в парламентских выборах могла принимать участие лишь партия, зарегистрированная не менее чем за год до дня голосования. Учитывая, что на тот момент выборы в Верховную Раду VI созыва уже месяц как завершились, получается, что "серый кардинал" Виктора Ющенко спешил с созданием партии, готовясь к еще одним внеочередным выборам  — в конце 2008 г.

Как бы то ни было, но уже после первого заседания стало очевидно, что эта затея не будет иметь развития. Еще перед выборами свою подпись под "Декларацией" фактически отозвал Конгресс украинских националистов, пожертвовав, таким образом, участием в новом парламенте.

Реклама на dsnews.ua

Затем свои сомнения стал выражать лидер Украинской народной партии Юрий Костенко. Во-первых, он настаивал на предварительном принятии закона, предусматривающего механизмы объединения партий методом слияния, а не ликвидации. Во-вторых, он открыто заявлял, что никогда не будет объединяться во что-то единое с "левым Луценко". Эту позицию поддержал и лидер Народного Руха Украины Борис Тарасюк, отметивший, что для возглавляемой им политической силы предпочтительнее продолжить процесс объединения с УНП.

За ними с критикой в адрес объединительного процесса выступил лидер УРП "Собор" Анатолий Матвиенко, амбиции которого всегда были выше реального положения дел, и руководитель Христианско-демократического союза Владимир Стретович. Особого энтузиазма не проявляли и лидеры других политических сил, формирующих блок.

К концу 2007 г. разговоры о создании единой партии окончательно затихли. Дальнейшие попытки возобновить процесс никакого видимого результата не имели. Им на смену пришел новый проект Виктора Балоги под названием "Единый Центр". Ради такого дела глава Секретариата со товарищи даже вышел из Народного союза "Наша Украина", что окончательно развеяло сомнения относительно инициатора попыток объединения.

Смысл его действий очевиден: за три года, прошедших с момента оранжевой революции, ее авангард в виде блока "Наша Украина" превратился в неповоротливого номенклатурного монстра, напичканного профессиональными политиканами, и потерял влияние в стенах Верховной Рады. А вместе с ним — и почетный председатель НУНС Виктор Ющенко.

С такой "поддержкой" рассчитывать на достойную конкуренцию Блоку Юлии Тимошенко и Партии регионов не приходится.

Однако то усердие, с которым Виктор Иванович взялся за дело создания партийной основы для своего непосредственного начальника, на выходе обрело обратный эффект — сегодня, через год после первого заседания объединительной комиссии, о возможности создания хоть чего-то единого на базе НУНС никто даже не заикается. Быть может, дело совсем не в том, что влияние Балоги оказалось чрезмерно сильным? А просто президент в качестве объединяющей фигуры в какой-то момент оказался слишком слабым...

Должности указаны на момент высказывания

>16 сентября 2007 г.

Юрий Луценко, лидер блока "Наша Украина — Народная самооборона":

"Еще до завершения этого года мы четко планируем создать единую объединенную демократическую партию — как ответ на стабильность победы проевропейских демократических сил на выборах".

>31 октября 2007 г.

Николай Катеринчук, лидер Европейской партии:

"Еще ни одной партии, созданной административно, в Украине не удалось стать успешной. Второй НДП нам не надо".

>31 октября 2007 г.

Иосиф Винский, соратник Юлии Тимошенко:

"Я думаю, необходимость создания единой партии на базе блока, который возглавляет Виктор Ющенко, — это перезрелая ситуация. Я считаю, что это необходимо было сделать еще в 2002 г.".

>26 ноября 2007 г.

Виктор Балога, глава Секретариата президента:

"Та часть общества, которая отдала свои голоса за блок как за прототип качественно новой политической силы, ждет конкретики, а не словесного фонтанирования, выдвижения каких-то условий и особых замечаний".

>22 декабря 2007 г.

Владимир Стретович, лидер ХДС:

"Я готов идти в партию, поскольку подписал документ, но ХДС будет развиваться без меня".

>25 декабря 2007 г.

Борис Тарасюк, лидер Народного Руха Украины:

"Не вижу возможности объединиться на базе "Нашей Украины — Народной самообороны" в единую партию".

    Реклама на dsnews.ua