• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Бархатная дезинфекция

Реклама на dsnews.ua

События, произошедшие 7 ноября 2007 г. в Грузии, стали логичным завершением серии "бархатных революций", случившихся на постсоветском пространстве в 2003-2005 гг. С другой стороны, они позволяют с облегчением констатировать, что Украина — не только не Россия, но и не Грузия.

Этот день Грузия встретила манифестацией на проспекте Руставели. Однако митингующие вовсе не праздновали 90-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. К тому времени они уже пятый день выступали за отставку президента и проведение досрочных парламентских выборов.

Около 8 утра немногие манифестанты, находящиеся на дежурстве у здания грузинского парламента, могли видеть, как к ним неторопливо приближаются несколько мусороуборочных машин. Однако, как оказалось, вместо мусорщиков за ними следовали 150 полицейских, которые оперативно разогнали митинг и арестовали особо рьяных оппозиционеров.

Символичность мусоровозов в столь неоднозначном действе впоследствии дополнил начальник патрульной полиции Тбилиси Георгий Гегечкори. Оперативно комментируя случившееся, он, в частности, указал, что митинг может быть восстановлен после того, как "санитарные службы завершат работы по дезинфекции в центре города".

Этот человек знал, о чем говорил. Не прошло и часа, как "санитарные службы" в виде бойцов спецподразделений МВД Грузии провели агрессивный сеанс "дезинфекции" струями воды, слезоточивым газом и резиновыми дубинками. Все происходившее транслировалось в прямом эфире ряда грузинских и международных телеканалов. После чего нападающие, как и обещал "главный санитар", столь же спешно отступили, предоставив оставшимся после "дезинфекции" возможность продолжить митинг. К этому времени уже около 250 человек обратились за помощью в медицинские учреждения. А министр здравоохранения бодро рапортовал, что "жизни ни одного человека не угрожает опасность".

В свою очередь полиция объяснила свои действия тем, что манифестанты, дескать, некультурно перекрыли проезжую часть проспекта и мешают передвижению культурных тбилисцев. В этом ее поддержала и правящая партия — та самая, что четырьмя годами раньше попала в грузинский парламент благодаря своим согражданам, наглухо перекрывшим проспект Руставели.

Однако все попытки объяснить агрессию власти проблемой отдельно взятой улицы рухнули, когда оппозиционеры решили поддаться на столь своеобразные "уговоры" полицейских и перейти митинговать в другое место — на площадь Рике в центре Тбилиси. Спецназ с водометами и слезоточивым газом нагнал их и там. Тут уж протестующие не сдержались и стали бросать в сторону полицейских камни и прочие подручные средства.

Реклама на dsnews.ua

Этот бурный день закончился декретом президента, которым в Тбилиси было введено чрезвычайное положение. Утром 8 ноября оно было распространено на всю территорию Грузии. Таким образом, на

15 дней были введены ограничения на такие ключевые права человека, как проведение манифестаций и забастовок, а также получение и распространение информации.

Далее последовали реакция международного сообщества, высказавшего недоумение по поводу несимметричности ответа "народного президента" на выступления собственного народа со стороны, попытки Саакашвили обвинить во всем Россию, традиционно невнятная позиция Украины, наконец, отступление в виде перевыборов парламента и президента. Которые в итоге только больше утвердили позиции Михаила Саакашвили и его политической силы в стране. Так как оказалось, что "объединенная оппозиция", пославшая в те осенние дни своих сторонников под дубинки полицейских, перед лицом выборов никакого единства не продемонстрировала.

Однако неправильно было бы считать, что этот кризис не возымел результата. Просто не всем он может понравиться. Речь идет о том, что противостояние, имевшее место в Грузии в конце прошлого года, окончательно доказало иллюзорность "бархатных революций", годовщину которых уже через неделю будет отмечать и Украина, так как со всей жестокой очевидностью указало на то, что их целью была исключительно смена Власти, но не Системы. В этом смысле их и революциями-то трудно назвать. Скорее, сговором, результатом которого стало перерас­пределение власти внутри одной правящей элиты. Это четко видно и на примере Украины, в которой все результаты оранжевой революции фактически свелись к тому, что те, кто до того номинально ассоциировался с властью, после этого оказались в номинальной оппозиции. Да и то ненадолго.

Народные же массы в этих процессах были необходимы только для того, чтобы легитимизировать подобную смену.

Однако опыт Грузии указал и на другой немаловажный факт — на данный момент из всех стран постсоветского пространства, переживших в разное время период острых социальных взрывов, от России до Киргизии и Узбекистана, Украина остается единственной, не дошедшей до этапа активной "дезинфекции".

Должности указаны на момент высказывания

>7 ноября 2008 г.

Георгий Гегечкори, начальник патрульной полиции Тбилиси:
"Мы никого не разгоняли. Просто на основании просьбы обеспокоенных тбилисцев восстановили движение транспорта на проспекте Руставели".

>7 ноября 2008 г.

Гига Бокерия, народный депутат, один из лидеров партии "Единое национальное движение":
"Это была незаконная попытка перекрыть улицу. Они имеют возможность продолжить акцию без перекрытия улицы".

> 7 ноября 2008 г.

Михаил Саакашвили, президент Грузии:
"Мы распространили все документальные факты, чтобы увидел весь мир, что в этом активно участвуют представители резидентуры России, внешней разведки России, высокопоставленные лица ФСБ".

>8 ноября 2008 г.

Виктор Ющенко, президент Украины:
"Я призываю представителей грузинских властей провести общественный открытый политический диалог и из уважения к свободе, уважения к собственной Конституции принять сбалансированное решение".

>8 ноября 2007 г.

Заявление МИД Украины:
"События в Грузии являются исключительно ее внутренним делом. В то же время Украина подтверждает свою готовность в случае необходимости оказать помощь в непростое время испытаний для грузинской демократии".

>8 ноября 2007 г.

Яап де Хооп Схеффер, генеральный секретарь НАТО:
"Введение режима чрезвычайного положения … не соответствует евроатлантическим ценностям, которые Грузия должна соблюдать как партнер, с которым Альянс ведет интенсивный диалог".

    Реклама на dsnews.ua