• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Землями по воде

Реклама на dsnews.ua
Из-за бесконтрольной застройки берегов рек и озер Украина может столкнуться с массовыми затоплениями.

Из-за бесконтрольной застройки берегов рек и озер Украина может столкнуться с массовыми затоплениями.

Высотные дома на берегу пруда по улице Обуховской, что на западной окраине Киева, выросли довольно быстро. Места здесь красивые — вода, лес, чистый воздух, тишина… Да и Институт рыбного хозяйства Украинской академии аграрных наук, в пользовании которого находится упомянутая территория, против строительства ничего не имел. Возражения нашлись у специалистов Государственной экологической инспекции в г. Киеве: строительство велось вблизи водоема, а Водный кодекс четко регламентирует обязательное наличие в этом случае прибрежной защитной полосы (в данном случае — 50 м). "Киевсовет своим решением сместил прибрежно-защитную полосу, потому что там негде было парковочную площадку для этих высоток по­строить, — говорит Дмитрий Евсеев, начальник отдела биоресурсов Госу­дарственной экологической инспекции в

г. Киеве (далее — Госинспекция). — Мы пытались приостановить строительство, но на нас начала оказывать давление прокуратура — сразу начали искать в нашей работе недочеты". В итоге Дмитрий Евсеев заработал лишь выговор от прокуратуры.

На земле — не на бумаге

В Государственной экологической инспекции сообщили "ВД", что случаев строительства на землях, подпадающих под категорию земель водного фонда, в Украине предостаточно.

А экологи утверждают, что застройка прибрежных зон — вторая по значимости экологическая проблема для Украины после вырубки лесов. Бесконтрольное строительство на берегах может привести не только к массовым наводнениям, подтоплениям этих территорий, но и к изменению природных условий в зонах застройки, исчезновению некоторых видов флоры и фауны. Водный кодекс, действующий в стране с 1995 г., строго регламентирует, какие территории относятся к землям водного фонда (см. "Земли водного фонда"), и определяет порядок их использования. Если кратко, то строительство на самих водоемах и в прибрежных защитных полосах запрещено, а хозяйственная деятельность — весьма ограничена. Загвоздка в том, что немало соответствующих территорий, де-факто являясь землями водного фонда, де-юре соответствующего статуса не имеют. Чтобы устранить недоразумение, необходимо выделить их в натуру, т. е. официально зафиксировать границы прибрежных полос.

"У нас раньше были схемы землеустройства, где были определены все территории, в том числе и земель водного фонда, — говорит Владимир Кулинич, заместитель председателя Госкомитета Украины по земельным ресурсам. — Пусть Госкомитет водного хозяйства установит границы, согласует их со всеми ин­станциями, и тогда мы сможем говорить о том, что юридическая сторона дела завершена. Эта работа идет не так активно, как хотелось бы, но нельзя говорить, что земли разбазаривают, просто их надо выделять в натуру".

Реклама на dsnews.ua

В Государственном комитете водного хозяйства Украины заверяют, что земли водного фонда выделены в натуру в 90% случаев. Экологи этот показатель считают завышенным. Мол, случай со строительством на землях Института рыбного хозяйства — лучшее тому подтверждение: тут нет паспортов ни на гидротехнические сооружения, ни на водные ­объекты. То есть на картах Киева озеро Святошинское есть, а по документам — нет.

"Во многих сельсоветах земли водного фонда значатся либо как земли запаса, либо как земли сельскохозяйственного назначения, сельхозугодья, — поясняет Алексей Уралов, начальник управления комплексного использования водных ресурсов Государственного комитета водного хозяйства Украины. — К сожалению, полномочий относительно контроля над использованием земель и отнесения их к определенной категории у нас нет".

В Госакте на право постоянного пользования 240 га земли, которые Институт рыбного хозяйства получил еще в 2001 г., нигде не сказано о том, что речь шла о землях водного фонда. При этом 170 га занимают пруды с гидросооружениями.

"Если следовать букве Водного кодекса, то институт вообще не имел права получить подобный Госакт, — говорит Дмитрий Евсеев.  — Ибо если площадь водного объекта составляет более 3 га, его не имеют права отдать в постоянное пользование даже государственному предприятию — только в аренду. Причем если все правильно оформить, то арендная плата будет весьма высока, институт же вообще ничего не платит, ведь по документам тут расположены обычные сельхозугодья".

"В зависимости от площади гидросооружения государство должно выделять на его паспортизацию 18-25 тыс. грн., — парирует Игорь Грициняк, директор Института рыбного хозяйства. — То есть паспортизация всех объектов, находящихся в пользовании нашего института, обойдется в 4,5 млн грн.

А нынешнее финансирование института составляет 2,6 млн грн. в год. Вот и считайте. Если государство даст деньги, мы паспортизацию проведем, а если денег не выделяют, то какие к нам могут быть вопросы?"

Губит людей вода

На деле же оказывается, что отсутствие финансирования процесса выделения в натуру земель водного фонда местным властям выгодно. Это позволяет обходить серьезные ограничения, которые налагает Водный кодекс на коммерческую эксплуатацию водных и прибрежных территорий — к примеру, позволяет активно застраивать болота, заводи рек и озер. Скажем, вся территория Конча-Заспы должна относиться к землям лесного либо водного фонда, что автоматически делает любое строительство там незаконным. Но реальность такова, что дачи в Конча-Заспе продолжают появляться, и главным образом  — в зоне поймы Днепра.

Еще одной проблемной территорией стали заводи, которые в земельном кадастре просто отсутствуют. Водный кодекс дает четкое определение понятию "заводь": "территория, которая может быть затоплена при максимальном паводке". Следовательно, все подтопленные, заболоченные земли подпадают под эту категорию земель.

"Но в земельном кадастре вы не увидите обо­значения специальных участков около рек, которые обозначали бы территорию заводей и вести строительство на которых было бы запрещено,  — сетует Алексей Василюк, заместитель председателя Национального экологического центра Украины. — Выходит, что юридически, по документам, заводи не существуют для земельных комитетов, а именно они и решают, где будет разворачиваться очередное строительство".

Госкомводхоз самостоятельно справиться с данной проблемой не в состоянии: сущест­вовавшая в его составе инспекционная служба ликвидирована еще 20 лет назад. В полномочиях Госкомводхоза оставили контроль, выявление нарушений и составление соответствующих протоколов, которые затем передаются в прокуратуру или в суд. Но проверить выполнение составленных предписаний специалисты Госкомводхоза не могут — нет у них таких полномочий, и потому многие нарушения так и остаются неустраненными. Чтобы усилить свои функции контроля, Госкомводхоз совместно с Минприроды подготовил проект внесения изменений в законы, дающий им право проверять выполнение предписаний и применять штрафные санкции к тем, кто их не выполняет. Но проект сейчас находится в Кабмине, и когда он будет принят  — прогнозировать сложно.

Да и мало кто сегодня заинтересован в наведении порядка в землеустроительной документации, ведь передать в собственность или сдать в аренду участок, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, значительно проще, чем на землях водного фонда. Кроме того, чтобы изменить категорию земли при отводе участка, порой требуется принимать решение на уровне правительства, а подготовить все необходимые для этого документы довольно сложно. Как результат  — специалисты Госкомводхоза ежегодно фиксируют тысячи нарушений относительно землеотвода прибрежных участков, но изменить ситуацию не могут.

Для того чтобы сохранить украинские водоемы в неприкосновенном виде, достаточно в полной мере выполнять статьи Водного кодекса, да и выявлять нарушения несложно. Даже в самом Киеве предостаточно домов, о стены которых разбиваются днепровские волны. Право их владельцев ловить рыбу прямо из окна незыблемее законов об охране водоемов.

Земли водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, занятые:

  • морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водоемами, болотами, а также островами;
  • прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов;
  • гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отведения для них;
  • береговыми полосами водных путей.

Источник: Водный кодекс Украины, ст. 4

Прибрежные защитные полосы

В пределах водоохранных зон выделяются земельные участки под прибрежные защитные полосы по обоим берегам рек и вокруг водоемов вдоль уреза воды шириной:

  • для малых рек, ручьев и потоков, а также прудов площадью менее 3 га — 25 м;
  • для средних рек, водохранилищ на них, водоемов, а также прудов, площадью свыше 3 га — 50 м;
  • для больших рек, водохранилищ на них и озер — 100 м.

Источник: Водный кодекс Украины, ст. 88

Количество прибрежных защитных полос, вынесенных в натуру, км

1985-2000 гг.
43309,6
2000 г.
118,0
2001 г.
487,4
2002 г.
406,9
2003 г.
807,0
2004 г.
2219,2
2005 г.
981,1
2006 г.
3932,7
2007 г.
4064,4

Источник: Госкомитет Украины по водному хозяйству

    Реклама на dsnews.ua