• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

СТОП, машина!

Реклама на dsnews.ua
Льготников в общественном транспорте Украины стало так много, что у государства не хватает денег оплачивать их проезд. В итоге автобусам, троллейбусам

Льготников в общественном транспорте Украины стало так много, что у государства не хватает денег оплачивать их проезд. В итоге автобусам, троллейбусам и трамваям грозит исчезновение.

Лед тронулся: в Украине заговорили об отмене льготного проезда. Запорожские власти в конце минувшего года вовсю обсуждали возможную его замену адресной помощью. Мол, пусть каждый льготник решает для себя — на чем ездить и за сколько. В Запорожском управлении транспорта и связи "ВД" сообщили, что иного выхода нет, ведь из госбюджета субвенции на бесплатный проезд льготных пассажиров в 2008 году составили 1,3 млн  грн. Это едва покрывает половину убытков, понесенных городским транспортным хозяйством. Парк коммунального транспорта старый, а обновлять его в условиях постоянной работы в убыток невозможно.

Идея депутатов Запорожского горсовета, впрочем, пока не обросла конкретикой и не имеет формы проекта постановления. Но это, похоже, дело времени.

Попытка номер раз

По данным Министерства труда и социальной политики, в Украине более 12 млн льготных пассажиров, включая 5,6 млн пенсионеров. Причем количество льготников постоянно растет, а вместе с ним растут и субвенции из госбюджета местным бюджетам на компенсацию предусмотренных законодательством льгот (в том числе и права на бесплатный проезд). В 2007 году перечисления из госказны на оплату льгот впервые превысили 1 млрд грн., а в госбюджете 2009 года по этой статье расходов запланирована рекордная сумма — 1372,4  млн грн. (см. "Субвенции из госбюджета...", стр. 31). Но если предположить, что коммунальное хозяйство украинских городов финансируется на уровне Запорожья, то картина вырисовывается неутешительная.

Поэтому компенсация проезда льготников уже давно является головной болью местных властей практически каждого крупного города, и выход в каждом городе придумывают свой. Так, киевские власти пошли по пути вытеснения маршрутных такси из города и увеличения платы за проезд, в Житомире всерьез обсуждали возможность отмены троллейбусов и трамваев, функции которых предполагалось передать маршрутным такси. На которые, как известно, льготы не распространяются. "Укрзалізниця", которая за 11 месяцев 2008 года перевезла льготных пассажиров на сумму 339,7 млн грн., а получила от государства компенсацию на 111 млн грн., начала массово отменять пригородные поезда. Объединяет все попытки транспортников снизить ущерб от перевозки льготников одно: в их результате объемы пассажирских перевозок падают. В условиях кризиса такая практика рискует привести к деградации коммунального транспорта в городах Украины и отмене маршрутов, на которых действуют льготы. Выходом могла бы стать монетизация льгот на бесплатный проезд в транспорте.

Однако главным противником замены льгот адресной помощью является государство. "Благодаря большому количеству льгот, компенсация которых ложится на Минсоцтруда, сегодня в Украине нет ни одного пенсионера, ни одного инвалида, который бы жил на меньшую сумму, нежели прожиточный минимум (544  грн./мес. — прим. "ВД")", — утверждает Елена Горячая, заместитель министра труда и социальной политики. Иными словами, государство гарантирует бесплатное пользование коммунальным транспортом пенсионерам, а уж сделать его работу эффективной — задача местных властей. Те же считать умеют — и просто сокращают работу транспорта на маршрутах, приносящих постоянный убыток. В итоге те же льготники рискуют столкнуться с другой проблемой — невозможностью получить услугу (в частности, транспортную), бесплатность которой гарантирует государство.

Реклама на dsnews.ua

Льгота как поощрение

Система льгот досталась Украине в наследство от СССР, где теми или иными льготами пользовалось 50% населения (см. "Льготное наследие", стр. 30). Транспортные льготы были введены уже в годы независимости, однако психология их распределения была все той же: с социальной защитой населения они не имеют ничего общего, ведь 90% от общего объема транспортных льгот приходится на города. В итоге в равные условия были поставлены и те, кто активно пользуется общественным транспортом (главным образом горожане), и те, кто уже сегодня не имеет возможности реализовать свое право на бесплатный проезд по причине отсутствия такового (преимущественно жители сел).

Центр социально-экономических исследований "CASE-Украина" изучил, как пользуются транспортными льготами различные категории льготников. По данным Центра, в 2006  году убытки от перевозки беднейших слоев льготников (чьи месячные расходы не превышали 308  грн.) составили 17,7 млн грн. в год, в то время как льготники, чьи ежемесячные расходы — более 1120  грн./мес., за этот же период "наезжали" на 114 млн грн.(!) С тех пор подобные исследования не проводились, но можно предположить, что эти цифры лишь увеличились.

Интересно, что беднейшие слои населения составляют только 4,54% от общего количества льготников, в то время как 14,46% приходится на льготников, чье материальное положение можно оценить как хорошее. "Эти цифры красноречиво доказывают, что разговоры о социальной защите путем обеспечения граждан правом бесплатного проезда — не более чем красивые слова, — говорит Дмитрий Боярчук, эксперт Центра социально-экономических исследований "CASE-Украина". — Просто для целого поколения граждан Украины льгота — это признание заслуг, за которые полагается вознаграждение. Поэтому упразднение льгот будет восприниматься ими не только как ухудшение благосостояния, но и как попытка отобрать заслуженное право". С этим согласна и Елена Горячая, по словам которой, тему замены льгот их монетизацией лучше не поднимать до тех пор, пока живо поколение, активно ими пользующееся.

Однако армия пенсионеров ежегодно растет, пополняясь новыми гражданами Украины. А существование транспортных льгот тесно переплетается с механизмами ценового субсидирования тех же транспортных услуг. "Теми или иными льготами в Украине пользуются 30 млн чел., поэтому ни один политик не решится на отмену всех льгот вообще, — говорит Дмитрий Боярчук. — Но мы считаем, что нужно начать работать над "технической" стороной проблемы социальных льгот и делать шаги в сторону изменения психологического восприятия социальных льгот украинским обществом".

Именно по такому пути пошли в России в 2005 году, заменив льготы адресной помощью (см. "Российский опыт"). Несмотря на первоначальные протесты льготников, монетизация транспортных льгот позволила нормализовать работу общественного транспорта и постепенно приучила пассажиров, что за транспортные услуги нужно платить. В Беларуси в конце 2006  года были отменены льготы на проезд в железнодорожном транспорте, причем без какой-либо компенсации льготным категориям пассажиров. В Украине монетизация льгот также позволила бы сделать работу коммунального транспорта более эффективной.

Сделать транспорт доступным

По оценкам экспертов "CASE-Украина", лишь отмена льгот для госслужащих, чьи ежемесячные доходы превышают 890 грн., позволит сэкономить 323 млн грн. А это, в свою очередь, даст возможность ежегодно выплачивать социально незащищенным слоям населения 233 грн. на проезд в транспорте. Что же касается пенсионеров, то каждый, чья пенсия составляет не более 4500 грн. в год, будет иметь возможность получить от государства транспортную помощь в размере 116  грн. в месяц.

"Все это очень сложно осуществить технически, — считает Елена Горячая. — В чем польза от потенциальной замены льгот адресной помощью, так это в более эффективном определении нуждающихся. Если помощь не будет распределяться на местном уровне, это позволит пресечь случаи недобросовестного распределения средств, которые местные власти получают из госбюджета в виде компенсации за проезд льготных категорий пассажиров".

Однако пока ни в одном из городов Украины не решились заменить льготы адресной помощью за счет средств, выделяемых из госбюджета. Государству это выгодно, так как из госказны фактически оплачивается гораздо меньшая сумма, нежели гарантирована государством за пользование транспортными льготами. И бремя бесплатного провоза льготных пассажиров ложится на местные власти. Последние же вынуждены оплачивать льготы из собственного бюджета (фактически за счет тех, кто исправно платит за проезд). Но при этом получают возможность манипулировать цифрами, предоставляя Киеву завышенные данные о перевезенных льготниках и получая в виде субвенций большие средства. С носом остается только исправно платящий за проезд пассажир, который в один совсем не прекрасный день может столкнуться с тем, что увидит на остановке объявление об отмене маршрута, которым он привык пользоваться.

Льготное наследие

В СССР существовала целая система льгот, призванная не столько оказывать социальную защиту обездоленным (коих в СССР априори быть не могло), сколько стать системой поощрения граждан за заслуги перед родиной. Отчасти это подтверждается тем фактом, что за проезд в коммунальном транспорте те же пенсионеры исправно платили. Основные же льготы касались возможности покупки путевки в санаторий за 10-30% от ее стоимости и оплаты 50% коммунальных услуг. Транспортные льготы касались исключительно проезда школьников, студентов вузов и ПТУ, военнослужащих, а также депутатов советов всех уровней.

Российский опыт

В 2005 году в России провели монетизацию льгот так называемых федеральных льготников, в число которых попали инвалиды, военнослужащие и участники ВОВ (всего 14 млн чел.). Что же касалось остальных 30 млн льготников, в число которых попадали пенсионеры и ветераны труда, то они были отнесены к категории "региональных", и вопрос сохранения льгот или же их замены адресной помощью был отдан в компетенцию органов власти субъектов федерации. Они же обязывались компенсировать из собственного бюджета убытки транспортных предприятий, если льготы было решено сохранить. Чтобы подтолкнуть региональные власти к монетизации, центр обещал выплатить 40% компенсаций "региональным льготникам". Всего же на монетизацию льгот в 2005 году было потрачено 171,8 млрд руб. ($6,87  млрд).

В итоге власти субъектов федерации нашли способы эффективнее наладить работу коммунального транспорта и взаимодействие с "Российскими Железными Дорогами". К примеру, правительство Санкт-Петербурга создало с РЖД ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (75% акций РЖД, 25% — Санкт-Петербург), которая осуществляет пассажирское сообщение Петербурга с пригородами. Это позволило властям Санкт-Петербурга контролировать пассажирские железнодорожные перевозки, оплачивать убытки только "своих" пассажиров и не делать жителей города заложниками последствий неплатежей других регионов России.

    Реклама на dsnews.ua