• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Замороженный интерес

Реклама на dsnews.ua
"ВД" попыталась разобраться, почему украинский бизнес не финансирует разработки отечественных ученых.

"ВД" попыталась разобраться, почему украинский бизнес не финансирует разработки отечественных ученых.

На протяжении третьего года существования рубрики "Ноу-хау" в редакцию "ВД" после выхода материалов об украинских инновациях впервые стали звонить бизнесмены с просьбой дать контакты изобретателей. Посчитав, что украинский бизнес готов вкладывать средства в разработки отечественных ученых, мы решили проанализировать, как обстоят дела с финансированием проектов героев наших 11 публикаций, вышедших в 2008 году.

Война все спишет

Хотя осенью 2008 года телефон редакции не умолкал от звонков бизнесменов, готовых инвестировать в ноу-хау украинских ученых, до реального финансирования проектов дело не дошло. Так, Николай Синельников, директор строительной компании "Зосима и Соватия", был готов вложить средства в производство биопрепарата "КЛЕПС", защищающего растения от болезней и выступающего в роли биостимулятора и биоудобрений (см. "Скинуться на бактерии", "ВД" №41, октябрь 2008  г.). Но тут случился финансовый кризис, и накопленные средства бизнесмен направил на решение проблем своего основного (строительного) бизнеса. Но от идеи финансирования украинского изо-бретения не отказался, а лишь отложил ее до лучших времен.

"В условиях, когда тебе повышают коммунальные услуги в 10 раз, а политическая ситуация в стране пребывает в подвешенном состоянии, вкладывать деньги в долгосрочные проекты — большой риск, — говорит Николай Синельников. — Как только условия станут более благоприятными, многие украинские бизнесмены начнут инвестировать в изобретателей. Просчитать и заранее минимизировать возможные риски при низких темпах реализации продукции ноу-хау куда проще, нежели спрогнозировать действия государства".

Вот только с преодолением последствий финансового кризиса и снижением налогового давления сама по себе благоприятная ситуация для финансирования отечественных ноу-хау не возникнет. Бизнесмены сетуют, что доступной базы данных, информирующей их об изобретениях украинских ученых, нет.

Недостающее звено

Реклама на dsnews.ua

"На протяжении прошлого года я часто слышал о желании бизнесменов вложить деньги в перспективные проекты, но найти такие у нас в стране очень сложно,  — сетует Игорь Шапошников, директор ООО  "Акватех" (Днепродзержинск), узнавший из публикации "ВД" о новой технологии реставрации крыш, внедряемой фирмой "Укртеплогидроизоляция". —  А вкладывать в разработки украинских ученых — весьма перспективно, ведь в будущем будет с кого спросить, если заявленные обещания не оправдаются". Сам бизнесмен пока лишь ведет переговоры с разработчиком технологии ремонта крыш Валерием Довганюком.

Между учеными и бизнесменами должен появиться посредник, который составит базу данных украинских ноу-хау с грамотным описанием изобретений, но без раскрытия их сути, дабы не подвергать авторов риску копирования или воровства идеи. При этом описание должно содержать не только технические характеристики, но и более доступные бизнесу понятия: расчеты по объемам необходимых вложений, сроки окупаемости, рентабельность производства и прогнозируемая прибыль. Украинские бизнесмены признают, что за профессионально составленную подобную базу данных они готовы платить.

В странах Европы и Северной Америки роль посредника государство либо полностью берет на себя (Германия, Франция, Австрия, Ирландия), либо ограничивается информирующей функцией (США, Великобритания, Канада). Формально в Украине также есть подобное звено — созданное в 2004 году Государственное агентство Украины по инвестициям и инновациям (Госинвестиции). Одни из основных его функций — создать оптимальные условия для инвестирования, снизить риски, обеспечить прозрачное прохождение инвестиционных проектов и защиту прав инвесторов. Но каких-то глобальных изменений за три с половиной года деятельности Госинвестиций не произошло, там даже нет базы данных перспективных изобретений украинских ученых — того, что пользуется реальным спросом в бизнес-среде. Собственно, такая задача перед Госинвестициями первоначально и не ставилась, да и сами функции госагентства весьма размыты. Естественно, что о проведении экспертизы проектов ноу-хау и оценки их инвестиционной привлекательности со стороны Госинвестиций и речи не шло.

"К сожалению, украинские бизнесмены чаще приходят с просьбой получить деньги у нас, а чтобы они предлагали свои инвестиции в проекты — такого еще не было", — говорит Сергей Москвин, заместитель главы Госагентства Украины по инвестициям и инновациям.

"Многие бизнесмены говорят, что им от государства деньги не нужны, им нужно, чтобы государство повернулось к ним лицом и сказало: мы вас ценим, поддерживаем и понимаем, — говорит Николай Паладий, директор Госдепартамента интеллектуальной собственности Минобразования. — Но пока государство не спешит оказывать поддержку изобретателям, оттого и бизнесмены относятся к украинским ноу-хау с опаской. 99% бизнесменов не верят, что Украине действительно нужен инновационный путь развития, ведь государство само ничего для этого не делает".

Дабы изменить ситуацию, необходимо внести изменения в Закон "О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине". Принятый еще 16 января 2003  года, он содержит около сотни направлений инновационного развития, в которых Украина имеет реальный потенциал. Было бы целесообразно этот перечень уменьшить в разы, оставив лишь актуальные для Украины инновационные направления. После чего государство могло бы взять на себя посреднические функции в продвижении проектов, которые попадают в число наиболее важных для Украины направлений.

Помимо этого, и ученые, и потенциальные инвесторы их проектов сталкиваются с уймой проблем. Изобретателям сложно пройти через тернии патентирования своего детища таким образом, чтобы не раскрыть его суть. А бизнесменам сложно понять специфический язык терминов.

"У изобретателей и бизнесменов разные цели, — считает Александр Скакунов, маркетинг-директор Сообщества разработчиков Украины. — В отличие от западных коллег, украинские изобретатели решают отнюдь не те проблемы, которые нужны бизнесу. К  примеру, в США есть четкое понимание проблем, в решении которых нужно применение новых технологий, на них существует спрос бизнес-сообщества. И  ученым об этом известно".

Но для того чтобы бизнесмены и ученые не существовали в параллельных мирах, необходимо найти точки их соприкосновения. Посреднические функции, которые государство не выполняет, могла бы взять на себя и частная структура (однако пока таковая не появилась). Но этого мало. Дабы украинские ученые понимали, на какие разработки существует бизнес-заказ, нужна система конкурсов, на которых бизнесмены могли бы ознакомиться с разработками украинских ученых. Опять же, в отличие от западных стран, таковые в Украине не проводятся.

Конкурсный отбор

Сами изобретатели с таким подходом соглашаются, но возможность его реализации оценивают скептически. Ибо единственно честный отбор наиболее перспективных изобретений — это конкурс. "Но государство проводить конкурсы изобретателей не заинтересовано, ему проще действовать, применяя советскую психологию распределения денег на науку, — сетует Валерий Боровик, глава правления Альянса "Новая энергия Украины", ежегодно проводящего Всеукраинскую выставку проектов энергосбережения "Ярмарка идей". — И нельзя сказать, что денег выделяется мало, но все они идут не на поддержку идей украинских ученых, а НАНУ (2,355 млрд грн. в 2008  году — прим. "ВД"). В НАНУ существует лобби ученых и академиков, которые всегда понимают, как и на что поделить эти деньги. И поэтому получить государственное финансирование под реализацию интересной разработки ученому, который не является руководителем института или академиком, практически невозможно".

За рубежом конкурсы на финансирование изобретений проходят открыто, критерии отбора четкие и понятные, с информацией о претендентах все желающие могут ознакомиться в интернете. Об этом украинским ученым остается только мечтать, поскольку получить средства, выделяемые из госбюджета на науку, может только очень ограниченный круг людей, который определяется не эффективностью и перспективностью разработанных идей, а учеными степенями, званиями и должностями.

Даже скудный опыт проведения инновационных конкурсов в Украине имеет свою позитивную историю. Вышеупомянутый конкурс "Ярмарка идей", информационным спонсором которого два последних года выступала "ВД", помог производителям тепло-, гидро- и шумоизоляционного покрытия "Керамоизол" увеличить годовые продажи продукции на 30%. Владимир Толмачев, победивший в 2007 году в номинации "Лучшая идея", получил после этого финансирование работ по созданию геоэнергетической станции, которая позволит получать от вращения Земли механическую энергию и затем преобразовывать ее в электрическую или тепловую (см. "Планетарная энергия", "ВД" №48, ноябрь 2007 г.).

За рубежом подобные конкурсы давно уже стали обыденным явлением — именно участие в них открывает путь украинским изобретениям на Запад. Технологией производства биодизеля НПП "ТРЕНД" заинтересовались австрийцы, а регуляторы роста растений, созданные в научно-технологическом центре "Агробиотех", много лет успешно применяются в Германии, США и Китае. После публикации в "ВД" (см. "Стимул растениям", "ВД" №31, август 2007 г.) изобретатель начал сотрудничество с французской компанией Soufflе и украинской "Оболонь" по выращиванию пивоваренного ячменя. Госзаказа "Агробиотех" так и не дождался.

"У нас так сложилось, что внедрением должен заниматься изобретатель — не только создать, произвести, но и реализовать, — сетует Сергей Пономаренко, директор ГП "Межотраслевой научно-технологический центр "Агробиотех" НАН и МОН Украины, ведущий научный сотрудник Института биоорганической химии и нефтехимии НАНУ. — Есть приказы многих министерств, постановления Кабмина о внедрении биостимуляторов роста, но они фактически не выполняются".

"Я не верю в стратегическую роль государства в продвижении изобретений, научных теорий или в реализацию их на практике, — говорит Валерий Боровик. — Украинская наука, в отличие от западной, оторвана от экономической целесообразности реализации идей. У нас финансируется очень много бесполезных работ. В той же сфере энергоэффективности наши ученые продолжают работать над тем, что китайцы сделали еще вчера".

    Реклама на dsnews.ua