• USD 39.8
  • EUR 42.3
  • GBP 49
Спецпроекты

Унесенная ветром

Реклама на dsnews.ua
Каждый лишний год действия моратория на продажу земли "влетает" Украине в миллиарды гривен. Что и кто мешает остановить падение качества украинских че
Каждый лишний год действия моратория на продажу земли "влетает" Украине в миллиарды гривен. Что и кто мешает остановить падение качества украинских черноземов, разбирались корреспонденты "ВД".

Ежегодно Украина теряет около 60 млрд грн. Всему виной — снижение качества земли. Потери государства после снятия моратория на продажу земли обернутся снижением цены ее продажи. Сотни миллионов, которые экономят сейчас арендаторы благодаря отсутствию в стране контроля над качеством земли, уйдут в минус госказны.

Готовьте ваши денежки
Введение в Украине контроля качества земли влетит в миллиарды ее арендаторам. В первую очередь — крупнейшим агрохолдингам (Kernel, "Мироновский хлебопродукт", "Астарта-Киев", "Мрiя", "Укрзерно­пром Агро", Land west, Landkom и т. д.), в аренде у которых находится до 7 млн га. Государство уже 17 лет не решает этот вопрос, облегчая арендаторам ведение бизнеса. Плодородной земли в Украине много, а минимальный срок аренды не установлен. Можно (как часто и делают) арендовать участок на пять лет, а дальше — хоть трава не расти.

Арендаторы вроде и не выступают против ужесточения законодательства по контролю качества земель. Однако представители двух компаний из названных крупных хозяйств в разговоре с "ВД" посетовали на то, что создание органов контроля обернется лишь ростом расходов на взятки. "Украинская бюрократия ни на что не способна, кроме как воровать деньги", — считает Евгений Ленг, гендиректор ООО "Укрзернопром Агро". По его мнению, на земле в итоге останется рачительный хозяин, который добросовестно относится к ней. "Если новосозданный орган действительно будет контролировать качество земель, то это будет только на пользу, — говорит Михаил Корилкевич, гендиректор Land west company. — Но, конечно же, у нас работа самих чиновников вызывает много вопросов". По его словам, в 2008 г. компания инвестировала в качество арендуемых земель более $30 млн. Правда, в основном средства пошли на окультуривание заброшенных земель, а также на закупку техники.

В поддержание плодородия земель, по оценкам экспертов "ВД", арендаторы должны вкладывать немалые суммы — 700-800 млн грн. в год. Схемы по компенсации 100-600 млн грн. в разные годы в украинском законодательстве были предусмотрены, однако фактически деньги много лет не выделялись. Но и с методом "кнута" также не складывается. Новые законопроекты относительно обязательного добавления к договорам аренды земли агротехнических паспортов, а также штрафов за несоблюдение правил севооборота (подробнее — см. "Хроно­логия законотворчества") могли быть приняты уже в январе-феврале 2009 г. Но их принятие натолкнулось на жест­кое сопротивление политиков.

Защитники богатств Родины
Украинское Минагрополитики попыталось продвигать штрафные санкции и создание специального органа по контролю над соблюдением качества земли. Но все законопроекты министерства натолкнулись на жесткое сопротивление в депутатском корпусе. Добро на вынесение на голосование в первом чтении получил другой законопроект авторства депутатов — членов этого комитета — Сергея Терещука и Юрия Литвина (члены Блока Литвина). Как выяснила "ВД", изучив данные законодательные инициативы, "депутатский" документ более лоялен, нежели "министерский". В нем, в отличие от "министерского", не предусмотрены штрафные санкции. Проект от Минагрополитики предусматривал штрафы в размере от 50 до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (850-1700 грн.) и на должностных лиц — от 300 до 500 (5100-8500 грн.). Складывается впечатление, что законопроект, который может быть принят в самое ближайшее время, выполняет роль блокиратора других инициатив, более жестких и действенных. Как прокомментировал "ВД" Сергей Терещук, норма о штрафах может появиться в предложенном им законопроекте позже, в ходе обсуждений депутатами. И лично он был бы не против таких изменений. Впрочем, объяснение Терещука выглядит малоубедительным: "Они (два законопроекта — прим. "ВД") практически не отличаются. Нельзя оба поддерживать, там нет принципиальных отличий… с учетом замечаний депутатов сделаем один закон".

По его словам, выносить законопроект в сессионный зал на голосование будут уже на следующей неделе. В таком случае времени для изменений фактически нет. Появление двух очень похожих законопроектов даже карательные нормы могут пояснить лишь отчасти. Скорее всего, дело в интересе Блока Литвина к Минагрополитики и желании "отодвинуть" с поста министра Юрия Мельника, занявшего его по квоте Компар­тии. Это может объяснять тот факт, что любые инициативы пос­лед­него, будь они хорошие или плохие, рубятся на корню. Из других наиболее известных аграрных лоббистов блока — Юрий Литвин (был до депутатства руководителем управления АПК в Кировоградской облгосадминистрации) и, конечно же, Екатерина Ващук — известная защитница села. В рядах названной партии немало депутатов, в разное время занимавших должности в сфере АПК. Это, кроме Терещука, Василий Шпак и Николай Шершун. Интересы в этой сфере есть также у Алексея Гаркуши и Виктора Пилипишина.

Реклама на dsnews.ua

Мельник занимает кресло министра с августа 2006 г., но его попытки провести конкретные изменения, как это было в случае с контролем качества земли, безрезультатны. Если министр будет наращивать активность, наверняка это не понравится ряду политсил. Кроме Блока Литвина, инициативы Мельника блокирует и Юлия Тимошенко.

Контролеры
Пробуксовывает и создание органа, который осуществлял бы контроль над качеством земли. В Минагрополитики считают целесообразным учредить такой орган (под названием Госслужба охраны плодородия почв) на базе своего подразделения — "Центргосп­лодо­родия". Юрий Мельник, начиная с осени прошлого года, лоббирует принятие такого решения на уровне Кабмина. Впрочем, Юлия Владимировна по сей день добро не дала. Наоборот, в результате затеянной с подачи президента и премьера кампании по экономии расходов на содержание органов исполнительной власти "Центргосплодородие" могло оказаться на грани развала. По словам Людмилы Дацько, заместителя директора этой структуры, штат центра придется сократить на 300 человек (примерно до 1400). Первоначально были намерения о более серьезном уменьшении количества сотрудников (до 80%).

По оценке г-жи Дацько, на создание госслужбы необходимо дополнительно выделять из госбюджета ежегодно порядка 80 млн грн. Эти средства пойдут на содержание дополнительного штата в 730 человек. Для того чтобы модернизировать 25 областных лабораторий, необходимо еще 282 млн грн. Суммы не такие уж и большие, учитывая то, что на средства бюджета уже содержится полуторатысячный штат "Центргосплодородия" (порядка 52 млн грн. в 2008 г.). А также штат земельной инспекции при Госкомземе, которая имеет право административного контроля над качеством земли, но не имеет технических усло­вий для проведения проверок (подробнее — см. блиц-интервью Андрея Мартына).

При условии объединения двух структур вливание дополнительных средств могло быть сведено к минимуму. Впрочем, желания консолидировать усилия у чиновников нет. "Мы пошли сейчас другим путем — проводим изменения (об обязательном добавлении к договорам аренды земли агротехнических паспортов — прим. "ВД") через Закон "Об аренде земли", — говорит Людмила Дацько. — Сейчас законопроект о внесении изменений находится на согласовании в ведомствах, в том числе на рассмотрении в Минюсте". Госдеятели каждого из ведомств беспокоятся только о сохранении своих рабочих мест. В то же время на уровне первых лиц государства происходит откровенное игнорирование того факта, что потери в качестве земли вкупе с расходами, которые и так финансируются, превышают затраты, необходимые для завершения процесса. В итоге в ситуации, когда требуются не столько финансовые, сколько организационные решения, государство продолжает терять миллиарды.

    Реклама на dsnews.ua