• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Оншор Карибского моря

Реклама на dsnews.ua

Вероятно, если бы в учредителях десятка тысяч средних и крупных украинских предприятий не значились загадочные компании из BVI (British Virgin Islands или по-нашему Британских Виргинских островов), многие так и не узнали бы об их существовании. BVI — это самый настоящий классический офшор, причем один из самых популярных в мире. Однако в последние несколько лет украинцы не слишком жалуют эти острова. Причины тому — и наличие BVI в кабминовском списке офшоров, и реформа офшорного режима. Поэтому "ВД" решила выяснить, как теперь там живется "офшоркам" наших олигархов и что их ожидает. Как оказалось, у этих островов еще есть шанс вернуться на безналоговый олимп.

Оголенные бенефициары

Несмотря на зависимость островов от Великобритании и колониальные традиции, в 1984 г. правительство BVI приняло International Business Companies Act, которым и ознаменовалось начало эры офшорных компаний во главе с IBC (international businees company) и ограниченными партнерствами. BVI привлекал политической стабильностью, связкой с Англией (наличием Конвенции), отличной инфраструктурой секретарских компаний, полной валютной свободой и использованием доллара США как официальной валюты, конфиденциальностью бенефициаров и, конечно же, отсутствием налогов. За 20 с лишним лет в нем успело зарегистрироваться около 600 тыс. офшорных компаний.

Однако после событий 11 сентября пришли смутные времена для офшорных юрисдикций с их попустительством к отмыванию денег. Под давлением США и OECD (Организации экономического сотрудничества и развития) BVI пошли на уступки, объявив о серьезном реформировании офшорного режима. И после принятия Кодекса противодействия отмыванию грязных денег и создания Агентства по финансовым расследованиям имена бенефициаров стали еще доступнее через реестры акционеров, которые в обязательном порядке ведут зарегистрированные агенты (секретарские компании). А с 1 января 2006 г. вступила в силу налоговая реформа, формально устраняющая офшорный режим. Хотя на самом деле реформа изменила привлекательность юрисдикции, превратив ее из офшора в оншор, т.е. низконалоговую юрисдикцию.

Подати островов британских девственниц

Кстати, подобную эпопею несколько лет назад прошел и горячо любимый отечественными "оптимизаторами" Кипр. Правда, суть реформ разная. Если Кипр стал лишь холдинговой юрисдикцией, то BVI пошел по пути Объединенных Арабских Эмиратов, в которых нет налогов ни для своих, ни для чужих.

Основные претензии, которые обычно выдвигает OECD, связаны с тем, что офшоры для внутренних операций вводили обычные налоги, а для внешних — нет, т.е. применяли территориальный принцип налогообложения. Но BVI поступили хитро — совместили статусы резидентных компаний и IBC, а также уравняли налоги для внутренних и внешних (офшорных) операций. Причем сделали это не принятием небольшого налога для всех, а наоборот — отменой подоходного налога (income tax) как такового (который раньше составлял 15%).

Реклама на dsnews.ua

Но вместо подоходного был введен налог с заработной платы (payroll tax). Ставка составляет 14%, из них работник платит только 8% (да и то из суммы, превышающей $7500). Работодатель платит 6%, но для маленьких компаний, к коим относят офисы с семью работниками (а в офшорных компаниях хватает одного директора), применяется ставка лишь в 2%. В результате налог получается 10%-ным. Понятное дело, что правительство BVI собирается пополнять бюджет не только за счет этого налога, но и ежегодным фиксированным сбором (annual fee), который составляет $350. Вот, собственно, и все обложение. Исключение составляют лишь некоторые импортные пошлины, госпошлина на отчуждение недвижимости и 15%-ный налог на сбережения (возврат процентов по депозитам), причем он применяется лишь в отношении граждан ЕС. Кстати, правительство островов даже по имеющимся налогам не прочь предоставлять налоговые каникулы для приоритетных отраслей (к примеру, ввоз стройматериалов).

Реформа IBC

Сейчас корпоративное законодательство BVI можно считать образцово-показательным. В отличие от противоречивого украинского корпоративного права, на BVI все моменты создания юридических лиц кодифицированы в нескольких законах: BVI Business Companies Act 2004, Limited Partnerships Act 1996, Banks and Trust Companies Act 1990, Insurance Act 1994 и Mutual Funds Act. Причем первый из них является стержнем реформы офшорного режима, уравнивая офшорные и локальные компании в статусе.

До конца этого года все IBC должны будут перерегистрироваться в одну из пяти форм обычных резидентных компаний, а новые компании должны будут создаваться только в одной из этих форм. Все они указаны в пятом разделе BVI Business Companies Act 2004.

Самая популярная форма компании на BVI — Company limited by shares (компания, ответственность которой ограничена акциями) является упрощенным вариантом украинского АО. Хотя, по сути, это общество с ограниченной ответственностью, только с акциями. Правда, в отличие от Украины, акции здесь выпускаются без регистрации у госрегулятора, а прямо агентом, который ведет реестр акционеров. Акционеры не несут ответственности по долгам компании, а последняя не несет ответственности по их долгам. Поэтому в названии оно должно содержать любую из известных для этой формы аббревиатур: Ltd, Corp., Inc., GmbH или SA.

Важно отметить, что BVI Business Companies Act прописал новый инструмент — segregated portfolio companies (компании с отделенным портфелем), которые являются компаниями по управлению активами и используются страховщиками, профессиональными и приватными фондами (professional & private funds), а также фондами совместного инвестирования (mutual funds). Идея портфельных компаний заключается в отделении активов от обязательств, т.е. в случае иска обращение взыскания на активы возможно либо на общие активы (general assets), если обязательство имеет общий характер, либо на активы выделенного портфеля (segregated portfolio assets), если обязательства брались конкретно при управлении инвестиционным портфелем. Портфельные компании весьма интересны, хотя для их инкорпорации необходима лицензия FSC.

Аналогичная лицензия требуется для банков и трастовых компаний. А вот для обычных трастов никаких лицензий и регистрация не требуются. Считается, что трасты вообще лучше всего урегулированы на BVI. А новые изменения к закону о трастах позволяют создавать их на срок свыше 100 лет. Также имеется возможность создавать налогово-прозрачные Limited Partnerships (партнерства с ограниченной ответственностью), правда, при нынешней системе обложения преимуществ они не имеют, да и не попадают под налоговые конвенции во избежание двойного налогообложения.

Хитрости инкорпорации

Инкорпорировать компанию на BVI несложно. Этим в обязательном порядке занимается профессионально подготовленный агент, который и подает пакет документов Регистратору по корпоративным отношениям. Регистрация компаний без акций и с количеством акций менее 50 тыс. составляет $350 (более 50 тыс. акций — уже $1100). Для создания компании потребуется как минимум один учредитель — физическое или юридическое лицо. Причем он даже не подписывает учредительные документы. За него это делает агент, который как инкорпоратор, подает и подписывает меморандум (memorandum), устав (articles of association), документ о согласии быть агентом этой компании и лицензию от FSC в случае с портфельными компаниями. В меморандуме указываются название, вид компании, юрадрес (обычно в офисе агента), название агента, размер уставного капитала, виды и классы акций, в особенности вопрос о возможности выпуска акций на предъявителя и перевода их в именные.

Кроме обычной инкорпорации, на BVI можно домицилировать иностранную компанию путем смены "юрадреса" юрисдикции. Переезд компании на BVI и включение ее в реестр стоит всего $500. Возможность смены юрисдикции — весьма полезный инструмент, особенно если в соседнем налоговом раю изменились правила игры. Кроме того, если иностранная компания собирается заниматься деятельностью на BVI, ей необходимо зарегистрироваться в Реестре иностранных компаний (стоит $300). Создавать филиалы тут не требуется.

На BVI детально регулируются также деятельность и полномочия директоров компании (их может быть несколько). Директора и другие должностные лица могут быть гражданами любого государства, не проживать в BVI и не являться акционерами компании. Хотя, как правило, используется номинальный сервис. В случае назначения номинального директора обычно берется заявление об увольнении без даты и доверенности на собственника. А вообще использование номинальных функций во вред бенефициару, с точки зрения трастового права, считается серьезным преступлением, поэтому номиналы действуют четко по инструкциям бенефициаров. Важное преимущество компаний на BVI — отсутствие требования к управлению с территории островов как условие резидентности. Собрания акционеров и директоров компании могут проводиться в любой точке земного шара и даже с использованием конференц-связи, если ее участники, находясь в разных местах, слышат друг друга.

Что там осталось?

Прямое использование BVI компаний в Украине сейчас не слишком приветствуется. Во-первых, по причине ярлыка офшора, что явно раздражает украинские власти, которые даже не пытаются разобраться с новым оншорным статусом BVI. Во-вторых, это невыгодно в прямых схемах. Без налоговой конвенции дивиденды, проценты и роялти, выплачиваемые в пользу компаний, облагаются 15%-ным налогом на репатриацию. А с точки зрения торговых схем, наличие BVI в кабминовском списке офшоров приводит к дополнительному обложению в 3,75% прибыли украинских компаний. К тому же операции с офшорами подлежат тщательному финансовому мониторингу. В результате BVI более интересны в связке с компаниями Великобритании, с которой заключена налоговая конвенция. Кроме того, налоговые конвенции Великобритании с Японией и Швецией покрывают территорию BVI.

Тем не менее с компаниями на BVI разыгрывается классическая торговая схема с фасадной компанией из респектабельной юрисдикции. Тут есть два варианта. Первый, с LLP. Две компании из BVI учреждают в Великобритании LLP — партнерство с ограниченной ответственностью. LLP выступает фасадом операции, который заключает от своего имени контракты с торговыми партнерами. Далее украинский производитель продает LLP товары практически по себестоимости, в результате в Украине прибыль минимальна, как и налоги. LLP продает товары уже по реальной стоимости, дельта прибыли распределяется как дивиденды учредителям-партнерам. Ввиду своей налоговой "прозрачности", налоги в Англии LLP не платит, поскольку облагаются доходы учредителей лишь по их месту нахождения. Но как мы знаем, на BVI с этих доходов налогов не будет. Второй вариант — агентский договор. Схема, аналогичная по смыслу, однако для этого заключается агентский договор с британским LLP, далее дельта от торговли выводится на BVI в качестве агентской комиссии. Правда, в этом случае в Англии будет облагаться налогом 5% от комиссии. Но зато агентская схема интересна, когда нужно воспользоваться налоговой конвенцией, поскольку LLP, в отличие от LLC, не могут пользоваться подобными преимуществами.

МНЕНИЕ.

АНДРЕЙ СКНАРЬ. Глава инвестиционного департамента компании IGK Ukraine Audit

— Британские Виргинские Острова уже не являются популярной территорией для вновь создаваемых оптимизационных цепочек. Исторически активные компании этого офшора уже давно не контактируют с украинскими резидентами напрямую. Виной тому ужесточенные требования по раскрытию информации о бенефициаре при открытии счетов, а также физические ограничения — отсутствие развитого сообщения BVI с Украиной. Одними из немногих реальных использований BVI могут быть частичное аккумулирование дополнительных комиссий при работе по фрахту, транспортировке ресурсов, сопровождению контрактов и т.п., а также при работе с частным капиталом, когда накопление и расход средств предназначены для физических лиц — их личных целей, не связанных напрямую с бизнесом. Учитывая, что практически весь бизнес в Украине связан с конкретными частными лицами, можно считать, что использование этой юрисдикции все еще актуально для многих из них.

МНЕНИЕ.

 НИКОЛАЙ ГАРБУЗОВ. Директор юридической фирмы ICF

— Британские Виргинские Острова по-прежнему остаются самой популярной юрисдикцией среди классических офшорных стран. Даже несмотря на недавнюю налоговую реформу, клиенты, приобретающие компанию на BVI, практически не замечают разницы при работе с данными компаниями. Основным отличием, заметным для клиента, стало обязательное наличие в готовых (полочных) компаниях фигуры номинального директора, который, как правило, в день назначения снимает с себя полномочия в пользу некоего другого лица. Кроме того, клиенты, которые привыкли использовать акции на предъявителя на эти компании, сейчас фактически лишены этой возможности ввиду необходимости оплачивать повышенную государственную пошлину и хранить акции у специально уполномоченного лица. Однако существенные изменения в законодательстве и устранение разницы в налогообложении местных и офшорных компаний позволили повысить репутацию BVI на мировой арене, что придает ей и ее законодательству сравнительно большую стабильность.

    Реклама на dsnews.ua