• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Методом проб и ошибок

Реклама на dsnews.ua
Экономический кризис не заставил датских бизнесменов покинуть украинский рынок. Почему датчане не желают менять бури украинской экономики на тихую гав
Экономический кризис не заставил датских бизнесменов покинуть украинский рынок. Почему датчане не желают менять бури украинской экономики на тихую гавань своей родины, выясняла "ВД".

Когда Мортен Бекманн впервые собирался в Украину в феврале 1998 года, он первым делом купил надежные ботинки на толстой подошве. Согласно своим представлениям об Украине, он готовился к полному бездорожью и грязи на улицах, которые будут отравлять дни его стажировки в украинском отделении компании Cadbury Schweppes. Ботинки пришлись как нельзя кстати, в течение первых дней его взор лишь изредка был обращен под ноги. "Киев мне показался кусочком рая на земле, — вспоминает Мортен Бекманн. — Живописный город, дешевое пиво и огромное количество красивых девушек на улицах — все это вызывало у меня чувство непреходящего восторга!"

В итоге для Мортена Бекманна стажировка в Cadbury Schweppes вылилась в переезд в Украину. В 2004 году международная компания Chipita была недовольна тем, как продвигаются на украинском рынке ее кондитерские изделия, и предложила г-ну Бекманну пост генерального директора в Украине.
Примерно таким же был путь и других датских бизнесменов в Украине: стажировка, постоянная работа, организация собственного бизнеса. Также их объединило стремление быть первыми на неизвестном доселе рынке и готовность набивать шишки.

Танцы на разбросанных граблях
Практически все иностранцы — герои публикаций "ВД" — залогом успешности называли наличие украинского партнера. По их мнению, именно он должен брать на себя львиную долю трудностей, возникающих с ведением бизнеса в Украине. Но датчане в этом отношении уникальны — они все делают сами. Торбен Майгард, решивший в 2001 году открыть в Восточной Европе аутсорсинговую компанию по разработке компьютерного обеспечения, лично объездил все страны региона, чтобы изучить условия бизнеса в каждом из государств. И в итоге остановился на Украине. Именно наша страна показалась ему лучшим местом для инвестиций: больше заработать можно было только в России, но и риски там были намного большими. "Я сознательно выбрал Украину и переехал сюда для создания своей компании. У меня уже было три года опыта ведения бизнеса в Украине, поэтому я не нуждался в партнерстве, — говорит Торбен Майгард, владелец и генеральный директор датской аутсорсинговой компании Ciklum. — Но я не зря много путешествовал и вникал во все нюансы работы. Поэтому, когда я начинал бизнес в Украине, то просто воплотил все увиденное в жизнь, партнер для меня был бы только бременем".

Мортен Бекманн также начинал работу в Chipita Ukraine Trading LLC без единого штатного сотрудника — персонал он набирал самостоятельно. А на компанию Alpo Group, занимающуюся поставками сырья для производства мебели, и вовсе работает один человек — ее собственник Поул Йенсен. "Я настолько сумел наладить бизнес-процессы, что они эффективны именно в исполнении одного человека — меня самого, — говорит Поул Йенсен. — Причем датчане, которые звонят, чтобы сделать заказ, не верят, что я руковожу бизнесом из Украины, самостоятельно обеспечивая все доставки".

Каспер Дитлевсен, директор по продажам и маркетингу продуктовой компании Jahn & Jensen Foods, вспоминает, что их компания начинала работать в Украине 15 лет назад, в эпоху доминирования контрабанды рыбы и морепродуктов в Украину. Работать по "серым" схемам ввоза продукции в Украину было выгодно, но для европейцев это было совершенно неприемлемо. В итоге было решено идти по пути легального ввоза продукции, платя все налоги и пошлины, в том числе и налог на добавленную стоимость. Безусловно, это сказывалось на цене. "Но, несмотря на это, ТМ заняла 15-20% сегмента рынка продажи рыбы и морепродуктов, — не без гордости заявляет Каспер Дитлевсен. — Мы сделали ставку на современную технологию хранения и транспортировки замороженной продукции. К тому же, я уверен, что "серые" схемы поставки продукции уходят в прошлое, и теперь все сильнее проявляются наши конкурентные преимущества".

Однако коррупция — отнюдь не главная проблема, с которой сталкиваются датские бизнесмены. "Если вернуться на семь лет назад, когда я основал Ciklum, наибольшей трудностью было найти офис хорошего качества за приемлемую цену,  — говорит Торбен Майгард. — Сочетание цены и качества офисов в Киеве до сих пор проблематичное. Количества офисных помещений в Киеве не достаточно для поддержки всех развивающихся компаний, а когда спрос превышает предложение, это и приводит к заоблачным ценам которые не соответствуют качеству".

Реклама на dsnews.ua

Мортен Бекманн признает, что для продвижения круассанов 7 Days на украинском рынке в итоге пришлось прибегнуть к услугам местных партнеров. "Наша компания инвестировала слишком быстро и слишком много, — признает датчанин. — Хотели организовать в Украине полный цикл производства и не нуждаться в чьем-либо партнерстве. Но, в конце концов, мнимая самостоятельность досталась дорогой ценой. Расходы стали слишком серьезными, и нам пришлось полностью положиться на локальных дистрибуторов и партнеров в Украине".

Философия ошибок
Сегодня датский бизнес в Украине сосредоточен в области IT-технологий, экологичном сельском хозяйстве, производстве лекарств и изоляционных материалов. Всего же в Украине работает около 100 датских компаний — точное число в посольстве Дании назвать не могут, ибо в их работе тоже не обошлось без ошибок. В 2002 году датское правительство решило сконцентрировать внимание на работе в регионах, где у Копенгагена есть финансовый интерес. В результате были закрыты посольства в ряде африканских стран и Украине. Вернулись сюда датские дипломаты только в 2005 году. Сами датские бизнесмены называют такую ошибку своего правительства непростительной.

Но в целом к разного рода ошибкам у датчан подход особый. Мортен Бекманн признается, что в отношении со своими менеджерами он порой сознательно потакает ошибкам подчиненных. "Я часто не согласен с текущими решениями, которые предлагают мне менеджеры, но я позволяю им воплотить свои идеи в жизнь, — рассказывает г-н Бекманн. — В любом случае я оказываюсь в выигрыше: или их решения окажутся лучше моих, или они провалятся, но приобретут незаурядный опыт. А главное — поймут сущность вещей, почему это срабатывает, а то нет. Пусть в результате приходится нести небольшой денежный урон, но мне нет необходимости платить бизнес-тренерам или организовывать курсы эффективного управления. Моим тренером является сама жизнь".

Мортен Бекманн признается, что и сам совершал менеджерские ошибки, когда начинал деятельность в Украине. Хотя это и принесло финансовый ущерб компании, зато дало возможность выработать максимально гибкую стратегию продвижения продукции на украинском рынке.

"На быстроизменяющемся украинском рынке можно допускать ошибки, но по-прежнему быть успешным. Постоянная быстрая смена законодательства требует гибкой организации, приспосабливающейся к новым обстоятельствам", — считает Каспер Дитлевсен. "Только спотыкаясь и набивая шишки, ты найдешь свою нишу", — соглашается Поул Йенсен.

Программа-минимум для успешного ведения бизнеса в Украине выглядит у датчан довольно просто: соответствовать меняющемуся рынку, делая работу не идеально (что невозможно), а просто эффективно.

И кризис не помеха
Возможно, поэтому датчане, в отличие от соседей-скандинавов, не собираются пережидать кризис у себя на родине. Напротив, в нем они видят дополнительные возможности. "Кризис заставляет раскрыть глаза пошире и увидеть возможности на каждом шагу, — говорит Мортен Бекманн. — Еще полгода назад мы и не помышляли использовать ресурс телевидения или биг-бордов, но в кризисное время эта перспектива вполне может претвориться в реальность. Лучшее, что можно вынести для себя из кризиса, это необходимость полного контролирования и оптимизации, которую следует взять на вооружение и в послекризисные времена". А Поул Йенсен считает, что кризис оздоровит украинскую экономику, сделает цены более обоснованными, а бизнес-процессы — прозрачными. За себя же датские бизнесмены не переживают, ибо у каждого из них — туз в рукаве в виде некоего уникального преимущества над конкурентами. Будь то полная дистрибуция замороженных и устойчивых к колебаниям температуры продуктов питания, уникальная технология приготовления круассанов или монополия на рыночном сегменте.

Украина с ее необозримыми возможностями и неосвоенным рынком представляется датчанам целиной, на которой удастся зарабатывать еще не один десяток лет. По их словам, профессионалам в 46-миллионной Украине гораздо легче занять свою бизнес-нишу, нежели в пятимиллионной Дании. И главная причина, почему Украина не может использовать это с пользой для себя, — это равнодушие.

Мортен Бекманн вспоминает, что когда снял первое жилье в Украине, первым делом пытался познакомиться со всеми соседями. Датчанину казалось нелепым, что живущие на одной лестничной площадке люди могут даже не здороваться друг с другом. Но в итоге даже не все открыли новому соседу дверь. Торбен Майгард считает, что такое же равнодушие наблюдается и со стороны украинского правительства. "Власти должны быть заинте­ресованы в создании привлекательных условий для иностранцев, — говорит г-н Майгард. — Правительство могло бы инициировать различные акции по строительству новых офисных помещении или что-то другое в поддержку предпринимателей, но сейчас я не вижу, чтобы это было приоритетом или фокусом их деятельности".

Впрочем, эти слова справедливы и в отношении малого и среднего бизнеса украинского происхождения. С тем лишь отличием, что иностранные бизнесмены объединяются в ассоциации и сообщества, где делятся опытом и реализуют совместные проекты. К сожалению, в большинстве случаев они маловыгодны для экономики Украины, так как иностранцы весьма нелестно оценивают ее перспективы. Датские бизнесмены видят сотрудничество наших стран как взаимовыгодный обмен преимуществами. Например: Дания способна обеспечить Украину технологиями по получению энергии из возобновляемых источников (ветра, солнца), а также биотоплива. Взамен от Украины требуются поставки сырья. По их словам, Дания всегда будет заинтересована в таком обмене, вот только будет лиинтересно такое взаимодействие Украине?

    Реклама на dsnews.ua