• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Игра вслепую

Реклама на dsnews.ua
Виктор Янукович и Юлия Тимошенко смирились с тем, что призом в жесточайшей войне на президентских выборах станет… кот в мешке. Полномочия президента п
Виктор Янукович и Юлия Тимошенко смирились с тем, что призом в жесточайшей войне на президентских выборах станет… кот в мешке. Полномочия президента после января 2010 года — наибольшая загадка украинской политики.

Раз в квартал самые богатые украинцы в дорогих авто и дешевых джинсах съезжаются в Киев к зданию на улице Лабораторной, чтобы обсудить проблемы футбольной Премьер-лиги. Ринат Ахметов и Игорь Коломойский, Константин Жеваго и Сергей Тарута, Владимир Бойко и Петр Дыминский при встрече искренне целуются, улыбаются и жмут друг другу руки — чем не идиллия? Вот только принять хоть одно решение совместно хозяева футбольных клубов никак не могут. Полноценного президента Премьер-лига не может получить уже полтора года! По дивному стечению обстоятельств, эти же люди являются главными спонсорами ведущих политических сил в Украине. И здесь тоже полная неопределенность.

Выборы президента страны намечены на ближайший январь, а хозяева парламентских партий так и не смогли определить приз, за который поведут борьбу их ставленники. Ведущие претенденты, Юлия Тимошенко и Виктор Янукович, остаются в полном неведении относительно того, за портфель с какими полномочиями они нынче ведут беспощадную борьбу. Так и не дождавшись заказа от спонсоров, они предпринимают отчаянные попытки договориться между собой. Никому не хочется воевать за кота в мешке. Как стало известно "ВД", на протяжении марта лидеры БЮТ и Партии регионов провели серию закрытых консультаций, чтобы согласовать изменения в Конституцию относительно полномочий президента. Переговоры завершились провалом, который окончательно спутал карты в игре за пост главы государства. Пользуясь аналогией с футболом, в январе победитель чемпионата может с удивлением узнать, что именно обладатель первого места… вылетает из высшей лиги.

В тихом омуте
Мартовские консультации между лидерами БЮТ и Партии регионов проходили в атмосфере максимальной секретности, но непредвиденные утечки информации все же имели место. Например, полторы недели назад, по данным "ВД", Юлия Тимошенко собрала около трех десятков народных депутатов своей фракции, которых в ее окружении называют "национал-демократами". Цель встречи — не допустить выхода из коалиции нардепов, категорически не согласных на союз БЮТ и регионалов. По информации источника "ВД", главным оружием премьера стало признание того, что четкого решения идти на выборы нет. А реальная задача поиска точек соприкосновения с Партией регионов — вовсе не подготовка "приза" для себя как победителя избирательной гонки, а искреннее желание вывести страну из политического кризиса. Можно предположить, что попытка разжалобить потенциальных "уходящих" удалась. Владимир Яворивский уже признался "ВД", что не будет возражать против совместных голосований с регионалами, если только это не приведет к созданию с ними общей коалиции. Насколько впечатлили откровения лидера БЮТ всех "национал-демократов" — сказать сложно.

Тем временем утечка информации о работе над проектом перераспределения полномочий президента, парламента и премьер-министра случилась и в Партии регионов. Один из ее спикеров, Анна Герман, в прямом эфире политического телешоу обронила: "Виктор Федорович в эти минуты вместе с Азаровым, Лавриновичем и группой, которую я не могу назвать, от наших коллег работают над проектом изменений в Конституцию". Спустя день Янукович был вынужден опровергать эту информацию, уверяя журналистов, что никакой группы по работе над новой Конституцией не существует, как и "группы коллег", с которой идет согласование. Эта информация стала известна 14-15 марта, и на эти же дни в БЮТ появилось негласное распоряжение смягчить тональность критических заявлений в адрес оппозиции.
Последний раз депутаты получали такую рекомендацию минувшей осенью. Тогда, в ноябре, бютовцы были в шаге от подписания коалиционного договора с регионалами. Причины срыва переговоров до сих пор остаются загадкой. Переговорщик со стороны "бело-голубых" Андрей Клюев признался "ВД", что текст новой Конституции тогда был согласован почти полностью, но в последний момент "стороны разошлись". По версии БЮТ, причиной разрыва стало требование Партии регионов избирать президента в Верховной Раде. В чем причина провала мартовских консультаций — никто из депутатов также не знает. А те, кто их вел, упорно отрицают факт каких-либо переговоров. Ведь распространение этой информации крайне негативно влияет на рейтинг обоих основных кандидатов.

Утешение обреченных
Уже к 20 марта стало ясно, что очередная попытка руководителей двух крупнейших фракций парламента договориться о совместном голосовании за Конституцию провалилась. Юлия Тимошенко тут же стала улаживать отношения с крепко обиженным на нее президентом Виктором Ющенко. 23 марта они летели в Брюссель одним самолетом — и это было явно что-то большее, чем просто экономия бюджетных средств в период экономического кризиса. Президент понимал, о чем будет разговор в воздухе, и еще до вылета публично зафиксировал свою позицию: "Мы не должны сейчас допустить, чтобы любая сила — большая или маленькая — в теневом подковерном режиме начала предлагать изменения в Конституцию. Это должен быть публичный акт, который мы передадим своим детям, потому что они будут в этом государстве жить. Уверен: сегодня мы можем сделать эту прекрасную работу. Нужно сформировать изменения, рассмотреть в парламенте, провести общенациональный референдум, поставить точку — и затем идти на президентские выборы". Очевидно, что главной площадкой для обсуждения нового проекта Конституции Ющенко видит Конституционный совет при президенте (этот орган после учредительного заседания в полном составе не собирался ни разу).

Но Юлия Тимошенко после приземления в Киеве этот намек поняла по-своему. Один из самых приближенных к ней спикеров БЮТ, депутат-юрист Валерий Писаренко, на минувшей неделе инициировал создание в Верховной Раде специальной комиссии по внесению изменений в Конституцию. "Работа комиссии позволила бы организовать (возможно, впервые) публичное обсуждение положений Основного Закона и избежать его написания под конкретного лидера". Впрочем, сам же Писаренко признается, что не видит перспектив принятия изменений в Конституцию ранее середины 2010 года. В пользу этого прогноза свидетельствует и позиция еще одного кандидата в президенты — Владимира Литвина, который, как спикер парламента, неизбежно будет влиятельным игроком в дискуссии вокруг Основного Закона, если она станет публичной. Литвин выступает категорически против референдума по Конституции. "Люди не будут читать проект Конституции, и это лишает референдум какого-либо смысла. А если на референдум будет вынесено несколько вариантов Конституции, то и подавно", — аргументирует свою позицию спикер. А это означает, что публичные переговоры обречены на провал — как минимум до президентских выборов.

Реклама на dsnews.ua

Единственный человек, который с этим очевидным фактом ни за что не согласится, — президент Виктор Ющенко. По данным из аналитической службы главы государства, сейчас в президентском Секре­тариате готовится "последний и решительный бой" за полномочия. Президентский вариант Конституции, предусматривающий передачу ему контроля над всей исполнительной властью, будет сопровождаться жесточайшим прессингом парламента. Если своего добиться не удастся, уже в апреле в ход пойдет самое мощное оружие — указ о роспуске парламента. В окружении Виктора Ющенко прекрасно помнят, что последний всплеск его рейтинга пришелся на 2007 год, сразу после указа о внеочередных выборах в Верховную Раду. Избиратели любят, когда лидер страны принимает резкие решения. Согласно последним социологическим опросам, правление "сильной руки" в Украине готовы поддержать более 80% украинцев. И это, по сути, последний шанс Виктора Ющенко вернуть себе лидерские позиции к выборам 2010 года. Шанс очень призрачный, поскольку приблизительно такая же часть украинцев морально не готова к очередным внеочередным выборам в Верховную Раду. Но другого шанса у президента попросту нет.

Кто платит — музыку не заказывает

Тем временем кандидаты в президенты, которые имеют более реальные шансы, уже полным ходом готовятся к, возможно, самой азартной игре в своей жизни. Им придется бросить все амбиции и ресурсы в бой за пост, стоимость которого неизвестна. Все, что остается Виктору Яну­ковичу и Юлии Тимошенко, — надежда "поломать" под себя парламент сразу после победы на выборах и быстро внести изменения в Конституцию, усилив свои полномочия. То, что у двоих ведущих претендентов на уме, у третьего — на языке. "Вы увидите, что у меня в парламенте будет большинство. Но через год, когда пройдут выборы. Я возьму на себя всю ответственность", — заявил в минувший понедельник Арсений Яценюк, уверенно вошедший в тройку лидеров избирательной гонки по итогам мартовских соцопросов. Но его самоуверенные ожидания, похоже, базируются лишь на опыте четырехлетней давности. В 2005 году, сразу после победы на президентских выборах, Виктор Ющенко неожиданно получил в парламенте конституционное большинство. Депутаты, словно загипнотизированные удавом кролики, подчинялись его постреволюционной воле. Но период очарования у депутатов даже тогда продлился лишь пару месяцев. А для внесения изменений в Конституцию необходимо одобрение Конституционного Суда, а также положительное голосование на двух разных сессиях парламента (т. е. с перерывом в несколько месяцев), причем на последней ­— не менее чем 300-ми голосами.

Наверное, именно поэтому большинство политтехнологов в своих прогнозах склоняются к тому, что политический кризис в Украине президентскими выборами не завершится. "Я не вижу в этом сценарии ничего страшного. Наша страна ищет баланс власти, а для этого нужно время", — говорит Юрий Рубан, директор Национального института стратегических исследований. На его взгляд, бизнесу вряд ли стоит особо рассчитывать на большую поддержку правительства в борьбе с финансовым кризисом, поэтому продолжение "поиска политического баланса" не станет для экономики непреодолимым шоком.

Ускорить эти поиски сегодня могут, пожалуй, только крупнейшие финансовые доноры политических проектов. "Кризис власти закончится, только если крупнейшие коммерческие структуры, которые финансируют украинскую политику, определятся с единым кандидатом на пост главы государства, — прогнозирует депутат Сергей Гриневецкий, спикер Блока Литвина. — Тогда они могли бы максимально задействовать свои финансовые, человеческие и информационные ресурсы. Но олигархи пока не видят кандидатуры, на которую можно уверенно поставить".

Один из традиционных спонсоров, львовский мультимиллионер Петр Дыминский, дал понять "ВД", что олигархи соскучились по "сильной руке", которая могла бы среди прочего быть и арбитром в конфликтах между ними. "Президентская модель государственного управления, в моем понимании, является сегодня более эффективной. Президент, имея одновременно полномочия главы государства и руководителя правительства, мог бы стать эффективным политическим лидером. Такая модель власти дает президенту преференции, которые позволили бы развязывать многие конфликтные ситуации". В то же время г-н Дыминский признался "ВД", что очень разочарован политическими силами, которые финансово поддерживал в последнее время, и сейчас с ними контактирует очень мало. Эта апатия характерна для всех политических спонсоров. Их активы стремительно дешевеют из-за отсутствия эффективной борьбы правительства с кризисом, но воспользоваться правом того, кто платит и заказывает музыку, они никак не решаются. В отличие от футбольной Премьер-лиги, их нерешительность в политике стоит безвластия целой стране.

    Реклама на dsnews.ua