• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Газотранспортный треугольник

Реклама на dsnews.ua
Украина, ЕС и международные финансовые организации подписали декларацию о модернизации украинской газотранспортной системы. Тем временем Россия считае
Украина, ЕС и международные финансовые организации подписали декларацию о модернизации украинской газотранспортной системы. Тем временем Россия считает, что в этом вопросе ее интересы как поставщика газа проигнорировали.

О модернизации ГТС Киев пытался договориться еще в 2006 г. Однако только газовый кризис нынешней зимой поставил Европу перед выбором: попытаться сделать украинскую ГТС надежной или же со страхом ожидать очередной зимы.

Проект модернизации нашей ГТС для ЕС дешевле альтернативных проектов поставок энергоносителей. Например, для реализации "Северного потока", который должен проходить по дну Балтийского моря, необходимо около ?25 млрд, "Южный поток" оценивают в ?20 млрд. А на модернизацию украинской трубы, согласно расчетам Киева, необходимо лишь около ?3 млрд. К тому же транзит по территории Украины будет дешевле в три-пять раз, чем по морским маршрутам. А подземные хранилища на западной границе Украины позволяют при необходимости обеспечить дополнительные объемы поставок.

Теперь при НАК "Нафтогаз України" должна быть создана группа технической координации, отвечающая за разработку комплексного бизнес-плана. Этот документ, согласно декларации, должен "определить графики и порядок выполнения работ". Модернизация ГТС подразумевает реконструкцию и строительство компрессорных станций, модернизацию газопроводов, подземных хранилищ, а также строительство газоизмерительных станций на границе с Россией (сейчас все счетчики — на территории россиян). Для реализации этих проектов необходимо семь лет. Столь долгий срок не помешал президенту попытаться ускорить события: он пообещал внести в ВРУ все необходимые законопроекты уже на следующей неделе.

Договоренности Украины с ЕС вызвали возмущение Кремля. Москва хотела бы как минимум стать третьей стороной в проекте. Однако декларация, подписанная в Брюсселе, — двусторонняя. Премьер Юлия Тимошенко заверяет, что Украина и ЕС планируют привлечь к проекту и Россию. Во всяком случае советник главы правительства по энергетическим вопросам Александр Гудыма уверяет, что $5 млрд, которые украинское правительство попросило в долг у России, должны пойти в первую очередь на помощь "Нафтогазу".

Этот вопрос Юлия Тимошенко планировала обсудить с Владимиром Путиным во время своего визита в Москву, который должен был состояться в начале апреля. Однако в связи с принятием документа о развитии украинской ГТС Кремль решил эту встречу отложить. По словам президента Медведева, консультации состоятся после прояснения вопросов, которые возникли у российской стороны. Кроме того, премьер Путин пригрозил пересмотром принципов отношений с ЕС, если интересы Москвы будут игнорировать. Саму декларацию Владимир Владимирович назвал необдуманной и непрофессиональной — и предложил вернуться к идее создания международного консорциума. "Мы предлагали, и тогда украинские партнеры, в принципе, согласились, чтобы был создан международный консорциум из российских, европейских и украинских компаний, которые могли бы взять ГТС в аренду", — заявил Путин, заверив, что при этом Украина не потеряет права собственности на свою трубу.

Создание консорциума могло бы быть выгодно всем сторонам, однако по политическим причинам эта перспектива сегодня выглядит нереально. Во всяком случае до того, как в Украине пройдут президентские выборы.

Реклама на dsnews.ua
Освоением бюджета,
который могут выделить на модернизацию ГТС, уже заинтересовались политические тяжеловесы.
Во всяком случае осведомленные источники именно с этим вопросом связывают ротации, начавшиеся в структуре НАК "Нафтогаз України". На пенсию "ушли" главу ДК "Укртрансгаз" Ярослава Марчука (именно он обеспечил реверс­ное использование ГТС во время "газовой войны" в январе нынешнего года). Эта дочерняя структура НАК отвечает за транспортировку газа, его закачку в подземные хранилища, а также за эксплуатацию ГТС.
По мнению экспертов, решение о смене руководства "Укр­трансгаза" не имеет профессиональной логики и, скорее всего, связано с политическими торгами внутри коалиции. Кандидатом на должность главы компании называют Константина Ефименко, назначение которого якобы лоббирует Игорь Шаров, замглавы фракции Блока Литвина.
"Судя по всему, в НАК "Нафтогаз України", если хотите, наступает период мародерства, — комментирует ситуацию Михаил Гончар, руководитель энергетических программ центра "Номос". — К управлению компанией и ее дочерними структурами приходят люди, которые должны выполнять волю тех или иных кланово-олигархических групп".
Мартин Райзер, директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове

ВБ является одним из подписантов Совместной декларации о планах модернизации ГТСУ. Какой объем финансирования ВБ может предоставить в рамках этого проекта?
— Как отмечено в декларации, международные финансовые институции и другие стороны, заинтересованные в финансовом участии, начнут работу по оценке проектов due-diligence. По каждому проекту объем финансирования будет определен отдельно (предполагается, что реконструкция ГТС пройдет в несколько этапов, во время которых будут по очереди реконструироваться линейная часть газопровода, газокомпрессорные и газоизмерительные станции — прим. "ВД").

Как скоро это может произойти?
— Все зависит от наличия политической воли у руководства страны. Мне понравилось то, что сказали президент и премьер-министр Украины о намерении сделать газовый сектор прозрачным и привести его в соответствие с европейскими нормами. Успех нынешнего начинания будет зависеть от того, насколько Украина готова к такой работе.

Готов ли ВБ быть единоличным донором по таким проектам или для реализации каждого из этапов реконструкции ГТС Украине нужно будет найти несколько потенциальных инвесторов?
— Это будет зависеть от деталей каждого проекта. Насколько я знаю, между Европейским инвестиционным банком и ЕБРР существует соглашение о том, что они будут участвовать в подобных проектах совместно. Что же касается ВБ, то подобных ограничений нет. Так что все будет зависеть от деталей и того, насколько большие суммы потребуются.

Петар Илиев, начальник управления техэксплуатации компании "Булгартрансгаз"
Как вы оцениваете мастер-план реконструкции украинской ГТС, представленный "Нафтогазом"? Представители "Газпрома" утверждают, что Киев существенно занизил стоимость предполагаемых работ.

Какова вероятность того, что Украина сможет найти инвесторов, заинтересованных в реконструкции ГТС, помимо международных финансовых организаций?
— Я думаю, что в реализации отдельных проектов по реконструкции смогут принимать участие частные компании. Украинская ГТС имеет очень много привлекательных качеств, в частности, газ может транспортироваться по семи различным коридорам, что делает ее весьма устойчивой в аварийных и экстремальных ситуациях. Так что недостатка в потенциальных инвесторах не будет.

Какова вероятность предоставления вами финансирования работ по проекту South Stream, предложенному Россией?
— Этот проект слишком дорогой, чтобы всерьез рассчитывать на его реализацию.

Войцех Бужинский, замдиректора по эксплуатации компании Gaz-System SA (Польша)

Насколько срочной должна быть реконструкция украинской ГТС? Существует ли вероятность аварийных ситуаций?
— Я был в Украине в качестве эксперта ЕС в феврале этого года, и, по моим оценкам, на сегодня система работает удовлетворительно. Однако следует учитывать, что бльшая часть оборудования и линейная часть газопровода находятся в эксплуатации уже более 30 лет. Я бы сказал, что реконструкцию следует провести в течение ближайших пяти-семи лет. В противном случае вероятность аварий очень высока.

Предполагаемая стоимость работ кажется вам адекватной?
— Я не могу сейчас делать таких оценок по всему проекту, но вот стоимость реконструкции имеющихся и постройки новых газоизмерительных станций мне кажется вполне адекватной (предполагается, что на реконструкцию газоизмерительных станций "на выходе" из Украины будет потрачено $63,6 млн, а на строительство девяти станций "на входе" — $448 млн — прим. "ВД").

Российская сторона воспринимает конференцию как прямую угрозу проекту Nord Stream. Правильно ли считать, что реконструкция украинской ГТС может положить конец этому проекту?
— Все зависит от того, насколько скоро Украина сможет заключить необходимые договоры о займах и начать работу. Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие несколько лет потребление газа в Европе будет расти ­— и уже сейчас необходимо думать об усилении транспортных возможностей по газу. На сегодня ясно, что стоимость реконструкции ГТС Украины значительно ниже предполагаемой стоимости работ по Nord Stream, по которому была озвучена цифра в $15 млрд. Но этот проект пока никто не останавливал, работы идут.

Валерий Голубев, зампредправления ОАО "Газпром"

Российская сторона очень резко высказалась по поводу планов реконструкции украинской ГТС при участии ЕС. Как вы видите этот процесс?
— Ничего нового изобретать не нужно. Существуют подписанные соглашения о газотранспортном консорциуме.

Но украинское законодательство запрещает передавать ГТС в собственность третьих сторон. Она может быть только в госсобственности.
— Никто не говорит о передаче ГТС в собственность. Участники консорциума могли бы создать компанию, которая бы получила систему в управление. Ведь, по сути, она и сейчас находится в управлении НАК "Нафтогаз України". В УФ этой компании участники консорциума могли бы внести, к примеру, по 10 млн руб., просто чтобы было за счет чего оплачивать ее работу. А деньги на реконструкцию ГТС привлекались бы отдельными соглашениями. Но Украина сейчас от этой возможности гордо отказывается.

То, что я видел на этой конференции, наводит на мысль, что европейская сторона не намерена всерьез участвовать в реконструкции украинской ГТС. Заявленные суммы просто мизерны по сравнению с реальными потребностями. Это так, чтобы "размазать тонким слоем".

Какая же сумма, по вашим расчетам, необходима для реконструкции?
— Можно спокойно говорить о сумме, раз в десять больше заявленной (официально заявлено $3,018 млрд — прим. "ВД"). К примеру, один газоперекачивающий агрегат на сегодня стоит около 200 млн руб. (около $6 млн), а в украинской ГТС таких агрегатов работает несколько сотен. И их все нужно менять.

В целом мне кажется, что главная цель ЕС — окончательно разделить транспортировку газа и его продажу в Украине. Вывести ГТС в отдельную структуру. Нас такая ситуация тоже может устроить, ведь контракты на поставки газа Украине и его транспортировку в Европу у нас разделены. Но вот "Нафтогаз" тогда точно окажется банкротом, ведь сейчас за счет денег, заработанных на транзите, он компенсирует убытки от работы на внутреннем рынке.

    Реклама на dsnews.ua