• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Цена помощи

Реклама на dsnews.ua
Чиновники за государственные деньги готовы выкупать доли в проблемных банках по номиналу. Но цена спасения в ряде случаев превысит реальную стоимость

Чиновники за государственные деньги готовы выкупать доли в проблемных банках по номиналу. Но цена спасения в ряде случаев превысит реальную стоимость финучреждений.

Не прошло и полгода с того момента, как украинские чиновники взяли на себя обязательство перед МВФ вывести из кризиса банковскую систему страны, как видение бюрократов стало обретать конкретные очертания. Власти определились с базовыми критериями отбора банков для их национализации. Соответствующий проект документа, как стало известно "ВД", в первой декаде апреля передал на утверждение правительства Экспертно-аналитический совет по вопросам участия государства в капитализации банков, созданный при Кабмине в середине февраля с. г.

Чтобы заполучить в акционеры государство, финучреждение должно принадлежать к группе крупных или крупнейших банков, обладать внушительным депозитным портфелем физических лиц, а капитал учреждения — на 100% иметь украинское происхождение. Кроме того, во внимание будет приниматься эффект от использования претендентами рефинансирования, ранее выделенного Нацбанком (в целом за время кризиса НБУ рефинансировал подопечных на сумму свыше 71 млрд грн.).

На все сто
Как сообщил "ВД" источник в Минфине, на данный момент в ведомстве формируется аналитический департамент, на основании расчетов которого правительство будет принимать окончательное решение о стоимости вхождения в капитал того или иного банка. На эти цели власти готовы выложить 44 млрд грн.

Между тем, по мнению "ВД", велик риск, что в число претендентов на госпаек могут прокрасться и те учреждения, овчинка которых явно не стоит выделки. Т. е. те банки, цена спасения которых превышает их рыночную стоимость.

Даже западноевропейские финучреждения упали в цене более чем вдвое (подробнее — см. "Дорогое удовольствие", "ВД" №11 с. г.). Александр Жолудь, аналитик МЦПИ, отмечает, что в Украине финансовые учреждения подешевели в среднем в четыре раза. Фактически рыночная стоимость отечественных банков близка к их уставному капиталу.

Тем не менее это не помешало владельцам ряда учреждений запросить у государства суммы помощи, в полтора-два раза превосходящие их рыночную стоимость (см. "Показатели банков, акционеры которых приняли решение о рекапитализации с участием государства", стр. 20). С соответствующими просьбами они обратились в НБУ. Например, банк "Родовид" претендует, в случае национализации, на получение от 1 млрд грн. вливаний, тогда как уставной капитал учреждения — 0,435 млрд.

Реклама на dsnews.ua

"Объем запрашиваемых вливаний зависит от доли проблемных активов в портфелях банков и курса гривни. Рекапитализация фактически будет нужна для покрытия убытков от списания "токсичных" кредитов", — поясняет происходящее Андрей Нестерук, аналитик инвестиционной компании Phoenix Capital.

Рекапитализация за счет госказны — удовольствие слишком дорогое, чтобы делать его доступным для всех, убежден Мариус Висмантас, координатор проектов по Украине, Беларуси и Молдове департамента развития частного и финансового секторов Всемирного банка. Он рекомендует чиновникам хорошенько взвесить все "за" и "против", прежде чем принимать решение о вхождении государства в капитал коммерческих банков. "Начинать рекапитализацию того или иного банка следует исключительно в случае, если она является самым дешевым механизмом по сравнению с другими — ликвидацией, слиянием и т. п. Спасение банков должно проходить с минимальными затратами для налогоплательщиков", — считает эксперт.

"Стоимость рекапитализации можно оценить только через due diligence, в результате которого будет определена реальная цена банка и его будущая стоимость после национализации. Проводить due diligence следует аудиторам "большой четверки". Доверять подобную процедуру коррумпированным украинским организациям нельзя — это чревато злоупотреблениями, правонарушениями и подкупами должностных лиц", — предупреждает Андрей Онистрат, первый заместитель председателя правления Партнер-Банка.

Подайте на возрождение!
Александр Охрименко, советник главы Укргазбанка, полагает, что Нацбанк и Кабмин при принятии решений должны учитывать специфику клиентской базы. "Важными критериями должны стать работоспособность банка после вливания госденег и его польза для экономики страны. НБУ должен оценить, насколько тот или иной банк важен для системы — какие отрасли он обслуживает, на какие цели выдавались кредиты", — уверен эксперт.

Стоит отметить, что поддержка банков по отраслевому признаку применялась и в других странах. К примеру, в начале 1990-х к такой практике прибегли в Польше. Реструктуризация предполагала перевод всех безнадежных долгов одного сектора, к примеру, угольной промышленности, под крышу одного банка, сельского хозяйства — другого и т. д. При этом проблема невозвратов решалась просто: предприятия-должники передавались под контроль банка. Впрочем, справедливости ради отметим, что реструктуризация финансовой системы сопровождалась одновременными реформами в базовых отраслях.

Борис Тимонькин, глава правления Укрсоцбанка, убежден, что государство не должно заботиться о банках, акционеры которых попросту выводят деньги при помощи родственных структур.

Между тем из претендентов на государственные деньги лишь банк "Финансы и Кредит" раскрыл информацию о займах, выданных за время кризиса:
24 января с. г. мультивалютная кредитная линия в размере 209,2 млн грн. была открыта для ОАО "Кременчугмясо", а 24 февраля 300 млн грн. получил Стахановский вагоностроительный завод. "Еще два банка из списка просящих накануне принятия акционерами решения о рекапитализации открыли крупные кредитные линии предприятиям, находящимся в сфере интересов группы ИСД", — поделился с "ВД" глава крупного банка.

Правительство должно определиться с претендентами на рекапитализацию или ликвидацию до 1 июля 2009 г. Эта дата фигурирует в Меморандуме об экономической и финансовой политике, заключенном между Украиной и МВФ. Однако наряду с этим решением властям не помешало бы инициировать внесение изменений в законодательство в части ужесточения ответственности акционеров за доведение финансовых учреждений до банкротства.

Ежи Осятыньски, член наблюдательного совета PKO BP (Польша)
— Если у банка возникли сложности с расчетами по долгам, необходимо увеличивать основной капитал. Но это — задача для собственников! Если акционеры окажутся несостоятельными, необходимо искать пути решения этой проблемы.
Один из механизмов предполагает поглощение мелких и средних банков более крупными и сильными учреждениями. Те в свою очередь получают от НБУ финансирование, дополнительную ликвидность, чтобы нормально рассчитаться со всеми вкладчиками.
Другой сценарий для проблемных крупнейших банков — национализация. Государство заходит в капитал проблемного банка, национализирует его на условиях жесткого контроля, а в будущем — перепродает.
Увы, пока в вашем государстве не будет ликвидирована коррупция, эффективность национализации сомнительна. К сожалению, для Украины эта задача является вопросом времени. Возможно, даже вопросом смены поколений.
Лешек Бальцерович

, экс-министр финансов Республики Польша

— По моему мнению, речь не может идти о спасении всех банков за счет государства. В первую очередь поддержку проблемным учреждениям должны оказывать их собственники.

Лучший выход на данном этапе — придерживаться соглашений с МВФ. Речь идет и о сокращении расходной части бюджета, и об удержании инфляции. Надо понимать: не все, что не нравится обществу в этих нелегких условиях, плохо для Украины.

Выполнение условий МВФ со стороны вашей власти является индикатором для зарубежных государств и инвесторов. Это способ восстановления доверия к Украине.

Но главное, что следует сделать для вашей экономики, — это навести порядок в политике. Насколько я знаю, украинские власти имеют разные мнения по поводу требований МВФ. Договоренности с МВФ используются политиками для споров и междоусобиц. На выходе же из этих стычек государство получает лишь одно — хаос.

    Реклама на dsnews.ua