• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Приодеться по-украински

Реклама на dsnews.ua
Истинный коммерсант может создать рынок под себя. Именно так поступил Максим Мостовой, открыв мастерскую по пошиву аутентичной украинской одежды.
Истинный коммерсант может создать рынок под себя. Именно так поступил Максим Мостовой, открыв мастерскую по пошиву аутентичной украинской одежды.

Сарафан в стиле этно-кэжуал, подходящий и для украинских офисов, или современное пальто, богато украшенное вышивкой. А может быть, аутентичный стрий, включающий до 10 элементов — обувь, головной убор, украшения, — в шоу-руме мастерской-студии Максима Мосто­вого "Шляхетний одяг" таких вещиц предостаточно. Но посетителям невдомек, что немало демонстрационных образцов — это личные вещи из гардероба сотрудников. "Не успеваем шить нужное количество, работаем в три смены", — объясняет предприниматель. И времена нестабильности его бизнесу совсем не помеха. "Это тяжело объяснить, но начиная с августа 2008 г., когда в Украине заговорили о кризисе, продажи аутентичной одежды ежемесячно растут в 2,5 раза", — говорит бизнесмен.

Ночь в музее
Чем только не занимался Максим Мостовой, прежде чем организовал производство по пошиву одежды в этностиле. Окончив в кризисном 1998-м Институт народного хозяйства и Международный научно-технический университет, успел поторговать землей, выращивал саженцы на продажу и даже освоил разведение осетровых. Но о фэшн-бизнесе, тем более построенном на аутентичной украинской моде, коммерсант и не помышлял. До тех пор пока в январе 2008 г. его не пригласили на вечеринку, куда, согласно дресс-коду, явиться можно было только в национальном наряде.

В гардеробе у нашего героя на тот момент была лишь одна деталь украинского костюма — вышиванка. Клич о помощи, брошенный среди друзей, привел его в один из музеев, где добрые люди снарядили его полным комплектом одежды шляхтича и настоящими гетманскими сапогами в придачу. В этом наряде наш герой щеголял целый день: побывал на дне рождения, деловой встрече, ходил за покупками. И везде его встречало расположение окружающих. С вечеринки Максим вернулся с идеей нового бизнеса и двумя пачками визиток — потенциальных покупателей и финансовых партнеров.

Подготовительная работа — набор штата, поиск помещения и регистрация торговой марки  — заняла восемь месяцев. На все про все понадобилось около $10 тыс. Уже в процессе работы предприниматель осознал, что просчитался в оценках целевой аудитории. "Изначально я думал, что основными заказчиками будут чиновники. Ведь им сам Бог велел принимать присягу и появляться на официальных мероприятиях и вечеринках в украинском наряде, — вспоминает Максим Мостовой. — Однако таких клиентов — не более 10%. Основные заказчики — молодые люди, следящие за модой, светские дамы, представители деловых кругов и шоу-бизнеса".

Ошибочными оказались и оценки спроса: на деле он оказался существенно выше, чем предполагал предприниматель. Такой "просчет" позволил Максиму Мостовому спустя всего пару месяцев после старта освоить новое направление. Всего на данный момент таковых четыре.

Начиналось же все с чистой аутентики — воспроизведения исторической одежды шляхты, гетманов и крестьян, живущих в разных регионах Украины. В этноэкспедициях сотрудники отыскивали в украинской глубинке интересные экземпляры, одалживали музейные экспонаты, по которым шили копии. Благо штат компании, в составе которого были не только потомственные швеи и вышивальщицы, но и историки, фольклористы, этнографы, позволял собрать отличный материал для последующей работы.
Осенью 2008 г. мастерская-студия освоила изготовление вещей "по мотивам" — в стиле этно-кэжуал. Это современная одежда, стилизация украинского костюма для повсе­дневной носки, старинный крой, адаптированный под современного горожанина. А в начале 2009 г. компания открыла свадебное направление и занялась изготовлением обуви, головных уборов и украшений.

Реклама на dsnews.ua

На изготовление одной вещи в среднем уходит от трех-четырех недель до двух месяцев. Ее стоимость во многом зависит от количества ручной работы. Так, к примеру, стрий обойдется в 25-40 тыс. грн., сарафан в стиле этно-кэжуал — до 1,5 тыс. грн. Причем для пошива костюмов используется домотканый материал. Его создают на деревянном ткацком станке XIX в. Наиболее ходовой товар — вышиванки, созданные в традициях разных регионов Украины.

Миф о красных штанах
Национальная одежда входит в повсе­дневный обиход. "Офисные работники в вышиванках уже никого не шокируют. Вечеринки, свадьбы, корпоративы в исторических нарядах — обычное дело. Те 80-85% приглашенных, которые пытаются соблюдать дресс-код, сталкиваются с проблемой нехватки национальной одежды в прокате", — отмечает Олег Кий, генеральный директор и художественный руководитель ивент-агентства "Театр праздников ОС".

Спрос на мероприятия в этностиле стабилен, в первую очередь это касается свадеб. По оценкам Светланы Луниной, коммерческого директора праздничного агентства SW Studio, каждая десятая пара в качестве свадебных костюмов выбирает национальные. Предпо­чтение им отдают в основном жители Западной Украины и иностранцы, заключающие брак с украинками. Тренд последнего времени  — колоритные свадьбы со всеми национальными атрибутами в среде зажиточных украинцев.

Вот почему готовые вещи в шоу-руме у Максима Мостового долго не задерживаются. Предприниматель говорит, что ему приходилось неоднократно уступать свой очередной стрий заказчикам, которым наряд был нужен "на вчера": "Пока каждый предмет одежды мастера изготавливают в единственном экземпляре. Однако украинский этно-кэжуал требует "ростовки" — когда одна модель шьется в нескольких размерах".

Чем еще хорош этот бизнес, так это отсут­ствием рекламного бюджета. "Рекламную кампанию нам обеспечивает вся страна — президент, премьер-министр, чиновники, которые появляются на публике и в СМИ в национальных нарядах. Они ведь не покупают эту одежду, а, как правило, получают ее в подарок от людей из своего окружения", — рассказывает предприниматель. Впрочем, сарафанного радио тоже никто не отменял. И в этно-делах, судя по словам Мостового, этот канал продвижения работает безотказно. Стоит клиентке выйти на публику в одежде этно-кэжуал, как спустя неделю-другую у мастерской появ­ляется три-четыре новых клиента, каждый из которых заказывает от 3 до 12 вещей за раз.

О рентабельности владелец мастерской не говорит, но не скрывает: дела идут настолько хорошо, что в ближайших планах — запуск мини-фабрики и открытие магазина на одной из центральных улиц Киева.

Тиражировать такой бизнес непросто. Ведь все завязано на узких специалистах, а их в Украине — единицы. А потому конкуренции Максим Мостовой не опасается. "На данном этапе компания развивается как по написанному в хрестоматии сценарию в разделе "Монополия", — не скрывает предприниматель. — У нас нет конкурентов. Весь бизнес построен на персонале. Сотрудники — это мои партнеры, мы плывем в одной лодке. Не я плачу им зарплату, а мы вместе все ее зарабатываем".

    Реклама на dsnews.ua