• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Пласт зовет!

Реклама на dsnews.ua
Правительство пустит шахты с молотка на открытых аукционах. Но главные претенденты на покупку готовы поставить Юлии Тимошенко в этом деле палки в коле

Правительство пустит шахты с молотка на открытых аукционах. Но главные претенденты на покупку готовы поставить Юлии Тимошенко в этом деле палки в колеса.

Премьер-министр Тимошенко настроена пополнить резервы госказны за счет продажи шахт. До кризиса аналитики рынка угля оценивали сумму от удачной приватизации в угольном секторе в $4,9  млрд. Тогда список на реализацию содержал исключительно привлекательные объекты, а сейчас правительство пополнило его и убыточными предприятиями. Однако размеры выручки от продажи не взялся прогнозировать ни один эксперт. Рекомендуя Минуглепрому ориентироваться разве что на финансовую помощь правительства (около 3,5  млрд грн.) для минимизации последствий кризиса в отрасли.

Резкий крен
Главный донор бюджета небольшого шахтерского городка Доброполье — одно из крупнейших угольных предприятий страны ГП "Добропольеуголь". Вкусный субъект углепрома, находящийся по сей день под контролем государства (ежегодная добыча энергоугля составляет около 4 млн т), — желанный актив для многих ФПГ. Частники (группа "АРС" Сергея Кия, "Экойл", которую связывают с Родовид Банком, а также НПО "Механик" Виктора Вишневецкого) пытались войти в "Добропольеуголь" разными способами — через договоры о совместной деятельности (СД), создание обществ с дополнительной ответственностью (ОДО). Но безуспешно. О желании купить предприятие в комплексе заявила только компания ДТЭК Рината Ахметова. Такая возможность ему вскоре представится — правительство намерено продать 99 угольных предприятий на открытых аукционах в текущем году ("Добропольеуголь" — в их числе). Но самый богатый украинец внезапно изменил свои планы. Его компания ДТЭК готова выступить инвестором госпредприятия, которое планирует взять в аренду трудовой коллектив. "Программа финансового оздоровления госпредприятия ("Добропольеуголь" — прим. "ВД"), подготовленная и представленная ДТЭК, понравилась и руководству, и работникам", — прокомментировал "ВД" Николай Митров, руководитель независимого профсоюза горняков ГП "Добропольеуголь" по итогам ежегодной конференции трудового коллектива, состоявшейся в апреле.

Аренда шахты трудовым коллективом  — первое звено в одной из схем приобретения частниками украинских шахт. Трудовой коллектив определяет кандидатуру инвестора (минимум 80% голосов), а также получает согласие со стороны Минуглепрома, профсоюза и ФГИ. После — заключает с ним инвестиционный договор.

На момент сдачи номера в печать ДТЭК не смогла пояснить "ВД" причины изменения своих планов. Но у сторонних обозревателей есть мнения на этот счет. Хотя контроль, полученный путем заключения договора аренды довольно зыбок, тем не менее он имеет свои преимущества. "Аренда имущественного комплекса трудовым коллективом — оптимальный способ защитить себя от неожиданных действий со стороны власти,  — считает Александр Хоменко, партнер юридической компании "Василь Кисіль і Партнери".  — Ведь появляется практически беспроигрышный рычаг давления — работники предприятия, которые защищают интересы инвестора".
 
Во-вторых, оперативный контроль сегодня все же лучше обещанной приватизации завтра. "Непонятно, когда проведение открытых аукционов может стартовать. Для этого должна быть создана соответствующая юридическая база", — говорит Михаил Волынец, лидер независимого профсоюза горняков. На успех приватизационной кампании может повлиять и нынешнее противостояние президентского и премьерского лагерей. "Я не исключаю запрета приватизации в угольной промышленности со стороны президента Украины (приостановки постановления соответствующим указом — прим. "ВД")", — рассуждает Николай Мартыненко, глава комитета ВР по ТЭК. Третья причина предпочтения аренды покупке  — экономия на затратах. По словам Николая Митрова, ДТЭК планирует инвестировать в предприятие около 2 млрд грн., доведя в течение пяти лет добычу угля до 5,9 млн т/год. В июле 2008-го, по мнению аналитиков, за "Добропольеуголь" можно было выручить $500 млн.

Большие и маленькие
"Интерес к шахтам актуален со стороны многих крупнейших металлургических ФПГ — СКМ в лице ДТЭК и "Метинвест", ММК им. Ильича, группы "Мидланд" ("Запорожсталь") и "Донецксталь" Виктора Нусенкиса, — считает Дмитрий Хорошун, старший аналитик инвестиционной группы "Сократ". — Даже ИСД, несмотря на его сложное финансовое положение, может быть заинтересован в покупке шахт. Покупка угольного актива компанией Сергея Таруты может повысить ее рыночную стоимость в случае вероятной продажи. Если ИСД купит шахту коксующегося угля, она частично решит проблемы с сырьем. А это — уже вертикальная интеграция, вследствие чего стоимость компании увеличится".

Еще одна группа потенциальных покупателей — зарубежные компании. По словам источника "ВД" в правительстве, премьер-министр Тимошенко всерьез рассматривала возможность приватизации предприятий угольного сектора японскими компаниями, с которыми были подписаны соглашения в конце марта 2009 года во время ее визита в Японию (тогда Кабмин заявлял о возможности сотрудничества с JGC, Marubeni, Sumitomo). "Участие международных инвесторов в приватизации зависит от личных договоренностей с премьером. Если они будут железными — покупка может и состояться,— комментирует источник в правительстве, пожелавший остаться неназванным. — В то же время прямой выход международных инвесторов на украинский рынок вряд ли возможен. У них ведь нет никаких гарантий". Сомневается, что на открытые аукционы удастся заманить международных инвесторов, и Николай Мартыненко: "Сегодня трудно делать прогнозы о масштабах продажи имущества. Скорее всего, ни японских, ни других иностранных инвесторов мы не увидим. Придут прежде всего отечественные бизнесмены".

Реклама на dsnews.ua

Впрочем, можно предположить, что интерес иностранцев к покупкам шахт вовсе не так и слаб. Иначе ДТЭК настолько резво не меняла бы планы, фактически отказавшись от покупки "Добропольеугля" в пользу аренды.

Действия бизнесменов объяснимы: они пытаются получить желаемые объекты подешевле. Тем более что для ИСД и СКМ нынешний год — все же не лучшее время для крупных трат. Тема критической долговой нагрузки первой из групп усиленно муссируется в украинских СМИ уже около двух месяцев. Что касается СКМ, то компания в конце апреля завершила сделку по приобретению американской компании United Coal, выложив около $1 млрд.

Обмен любезностями
Многочисленная группа инвесторов, сотрудничающих с шахтами на основании договоров СД и ОДО, еще больше обеспокоена грядущей приватизацией — их интересы могут быть ущемлены. Так, созданный в мае Украинский угольный союз (объединяет 22 предприятия, где в разных формах присутствует частный капитал) выступил против постановления правительства относительно приватизации предприятий углепрома. "Если привлечение инвестиций в отрасль будет осуществляться только путем открытых аукционов, то отрасль останется вообще без инвестиций", — считает Виктор Вишневецкий, руководитель Украинского угольного союза.

Частники заручились поддержкой угольных профсоюзов, которые также раскритиковали действия правительства. "В соответствии с отраслевым соглашением, правительство обязано согласовывать такие вещи с профсоюзными организациями, — говорит Виктор Турманов, лидер профсоюза работников угольной промышленности. — С нами этот вопрос (приватизации в отрасли — прим. "ВД") вообще не был согласован, поэтому мы уже обратились в Министерство угольной промышленности с просьбой о его приостановлении, чтобы мы могли изучить ситуацию".

Если Ринат Ахметов работает на опережение, то инвесторы, представленные в Украинском угольном союзе, бросаются на защиту уже взятых кордонов. Власть имущие показали, что могут в любой удобный момент перекрыть частному капиталу кислород.
С  начала этого года ГП "Уголь Украины" прекратило покупать у частных угольных предприятий антрацит. Поскольку напрямую поставлять его энергетикам частники не могут, у них осталась одна возможность сбыта — экспорт. Но за счет поставок за рубеж реализовать весь добытый на шахтах уголь не удается, поэтому на складах частных компаний образовались его огромные запасы.
Чтобы обратить внимание на происходящее, трудовой коллектив арендного предприятия (входит в ассоциацию частных шахт "Украинский угольный союз"), созданного на базе ГП "Шахтоуправление им.  Чапаева", 13  мая объявил бессрочную забастовку: шахтеры отказались выходить на поверхность до тех пор, пока Минуглепром не выполнит их просьбы о возобновлении закупок угля со стороны ГП  "Уголь Украины". Буквально на следующий день Минуглепром заявил, что готов к обсуждению этого вопроса, точку в котором, по информации "ВД", планирует поставить 21 мая.

Вполне вероятно, что ограничение возможностей частников по реализации добытого ими угля, длившееся свыше полугода ­— это попытка избавления ряда шахт от нынешних инвесторов. Естественно, в таких условиях те будут рьяно сопротивляться грядущей приватизации. Крупные ФПГ в ситуации финансового кризиса тоже не готовы сорить деньгами. Кроме того, в лагере премьера присутствует немало желающих сохранения существующего положения вещей в отрасли. Поскольку основной массе заинтересованных лиц приватизация углепрома в нынешнее время невыгодна, то с большой долей вероятности можно прогнозировать, что приватизация 99 угольных предприятий в текущем году вряд ли удастся.

Блиц-опрос
О том, насколько выгодна государству продажа угольных предприятий на открытых аукционах, "ВД" беседовала с Сергеем Тулубом (нардеп от Партии регионов, министр угольной промышленности в 1998-1999, 2006-2007 гг.) и Виктором Тополовым (нардеп, первый заместитель председателя партии "Единый Центр", министр угольной промышленности в 2005-2006 гг.).

Каковы шансы продать 99 угольных предприятий в этом году по выгодной цене?
Сергей Тулуб: Я считаю, что особого ажиотажа вокруг открытых аукционов не будет. Для того чтобы процесс приватизации стартовал, необходимо специально выписанное законодательство. А у меня такое впечатление, что Кабмин просто хочет перекинуть проблемы с больной головы на здоровую. Одним постановлением такие глобальные вопросы не решаются. В том, что эти деньги правительство направит на развитие отрасли, я тоже не уверен: в постановлении этот механизм не прописан. И тем более я сомневаюсь, что при таких условиях международный капитал решит рисковать и вкладывать средства в наши шахты.

Виктор Тополов: Конъюнктура рынка такова, что на энергетический уголь сейчас совершенно нет спроса. Мы упустили время, когда можно было продать украинские шахты по нормальной цене.

Я сомневаюсь, что сегодня удастся найти покупателей. С одной стороны, Кабмин допускает возможность возврата в государственную собственность частных угольных предприятий, имеющих задолженность по заработной плате, с другой — объявляет грандиозную распродажу. Я полагаю, первое решение правильнее.

Какие из заявленных на продажу предприятий наиболее привлекательны для инвесторов?
С. Т.: Интересные объекты — это шахты ГП "Макеевуголь", шахта "Иловайская". Особый интерес представляет "Добропольеуголь" — один из бриллиантов отечественного углепрома. Может быть, под это предприятие и организовываются аукционы. Самые интересные объекты отечественного углепрома, такие как "Свердловантрацит", "Ровенькиантрацит", в этот приватизационный список не попали. Самые интересные объекты сосредоточены во втором или третьем перечне — предприятия планируется продавать в три этапа.

Бизнес использует разные способы захода на предприятия: подписание инвестдоговоров, аренда имущественного комплекса предприятий. Насколько надежны такие формы сотрудничества?
С. Т.: Разные фирмы "присасываются" к госпредприятиям и реализуют коррупционные схемы продажи угля. Мне известно о существовании таких схем на ГП "Ровенькиантрацит", "Свердловантрацит". В результате страдает трудовой коллектив и само предприятие.

В. Т.: Я против таких форм инвестирования в угольную промышленность, это еще один способ разворовывания предприятий угольной отрасли. Конкурсы должны проводиться открыто и прозрачно, но сейчас, как я считаю, не лучшее время.

    Реклама на dsnews.ua