• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Дикая энергия

Реклама на dsnews.ua
Олигархи в очередной раз собрались сэкономить на газе. И снова — за счет государства.
Олигархи в очередной раз собрались сэкономить на газе. И снова — за счет государства.

В ближайшие два-три года собственники крупнейших промпредприятий намерены потратить на покупку нового производственного оборудования около $10 млрд. Из-за кризиса, резко съевшего заработки, затягивать модернизацию отечественных заводов далее стало невозможно. Выложить кровные на создание эффективного производства в период растущего рынка и высоких доходов спешили единицы. Для того чтобы поддержать энергосберегающие программы, правительство в феврале текущего года приняло постановление об отмене пошлин на ввоз оборудования, повышающего энергоэффективность производства. С тех пор действенная система контроля над тем, что и по какой цене ввозится, не создана. Это позволяет ФПГ под видом такого оборудования ввозить практически любое "железо".

Зеленая улица
В благородные мотивы Кабмина не верят в президентском лагере. "Идея правительства достойна внимания, программу энергосбережения нужно реализовывать, но должна быть создана жесткая система контроля над ее осуществлением", — считает Бог­дан Соколовский, советник прези­ден­та по энергетическим вопросам.
Противоречия существуют и внутри правительства. Главным противником принятых законодательных актов стал Минфин. "Меня удивляет, что люди уже начинают считать бюджет, называют какие-то цифры — 300, 500 миллионов долларов (за период до января 2011 г. — прим. "ВД"), — говорит Сергей Пашинский, автор законопроекта "Об энергетическом аудите". — Но никто не вспоминает о том, сколько прибыли от ввоза энергосберегающего оборудования бюджет получил в прошлом году. Я могу с уверенностью сказать — ноль". Принцип "лучше так, чем никак" весьма сомнителен. Принятый закон об энергоаудите оставляет широкую свободу действий — аудит необязателен, требования к аудитору выдвигаются условные.

Для выдачи специальных разрешений на установку такого оборудования и проведения его экспертной оценки Кабмин создал Межведомственную комиссию. Она будет принимать заявки у предприятий и проводить предварительную экспертизу эффективности оборудования. В состав комиссии вошли представители Минпромполитики, Минтоп­энерго, Национального агентства по эффективному использованию энергоресурсов (НАЭР). Однако ни в одном из ведомств корреспонденту "ВД" не смогли объяснить механизм проведения экспертизы оборудования, которое "не имеет аналогов в Украине". Между тем, по данным "ВД", зарубежные организации и компании к процессу привлекаться не будут.

Ориентир для принятия решения — перечень оборудования, которое может классифицироваться как энергосберегающее (утвержден специальным постановлением правительства). В его числе, например, прокатные станы — их только с большой натяжкой можно назвать энергосберегающим оборудованием. От налогообложения правительство также освободило ввоз на территорию Украины строительных растворов, моющих средств, активированного угля, шин и покрышек. Что вряд ли "тянет" на статус энергосберегающего оборудования и производится в Украине. "При большом желании к любому оборудованию можно приклеить ярлык энергосберегающего, — говорит Владимир Печерский, исполнительный директор Ассоциации энергоаудиторов Украины. — Но здесь важно понимать, что главная цель украинской программы энергосбережения — переход на меньшее потребление газа. Как прокатный стан или шины позволяют экономить газ, я объяснить не могу".

Еще больше вопросов вызывает тот факт, что покупатели оборудования могут беспрепятственно манипулировать его ценой. "Оборудование может ввозиться по очень высоким ценам в страну и при этом не вызывать никаких претензий со стороны контролирующих органов", — полагает Денис Кузнецов, управляющий партнер офиса Amond & Smith Ltd. По словам г-на Кузнецова, цены на оборудование могут завышаться в пять-десять раз. Индикативные цены, по которым можно проконтролировать адекватность декларируемой стоимости ввозимого по льготам оборудования, до сих пор не установлены. "Покупка энергосберегающего оборудования — хороший способ выводить свои средства из офшоров для бизнеса, и он может использоваться", — уверен Владимир Омельченко, главный консультант Национального института проблем международной безопасности при СНБО. Впрочем, эксперт поддерживает даже такой ход событий, если он будет способствовать развитию энергосбережения в стране. Но нет гарантий, что это произойдет.

Учитывая данные факты, "зеленая улица", открытая для промышленников по ввозу оборудования, все больше напоминает несостоявшуюся украинскую "Силиконовую долину". Напомним, три года назад для развития в Украине инновационного производства Верховная Рада приняла Закон "О технопарках". Он предусматривал налоговые льготы и льготное кредитование предприятий, внедряющих инновационные технологии. Ради получения льготных кредитов частные компании начали регистрировать в качестве инновационных технологий производство новых видов упаковки для своей продукции, предприятия ГМК за инновации выдавали внедрение, например, нового способа производства окатышей.

Реклама на dsnews.ua

Кто ищет, тот найдет
Металлурги за счет государства пытаются решить свои проблемы пятилетней давности. Отчасти эти вопросы касаются энергозатрат. Но в большей степени — эффективности и современности производства в целом. "У черной металлургии огромный потенциал по снижению энергозависимости, а фундаментальные сдвиги в направлении снижения энергозатрат на производство стали и продукции последующих переделов требуют огромных инвестиций, — говорит Владимир Терловой, руководитель направления агентства "Металл Курьер". — В обозримом будущем это нереально, и даже никакие льготы сегодня этому не помогут. Металлурги так и не реализовали давно озвученные планы по строительству установок вдувания пылеугольного топлива, но это затраты, несопоставимые с затратами на коренную реконструкцию сталеплавильного оборудования".

Наиболее активно засветились в желании провести модернизацию форсированными темпами с принятием упомянутых льгот три ФПГ: ИСД, "Финансы и Кредит", СКМ. Собственники первых двух ФПГ — Сергей Тарута, Виталий Гайдук и Константин Жеваго — лично сопровождали премьера во время ее апрельского визита в Японию, где заручились поддержкой японских инвесторов. Льготный кредит ИСД согласился предоставить Японский банк международного сотрудничества. ИСД имеет мощную поддержку и в НАЭР. В конце апреля Кабмин уволил нынешнего главу ведомства, назначив на его место экс-министра топлива и энергетики Сергея Ермилова, его тесно связывают с группой ИСД. "Риск так называемого ручного управления, когда льготы будут касаться только ограниченного количества предприятий, собственники которых дружны с правительством, действительно велик, — считает Влад Комаров, специалист аналитического центра БЕСТ. — Это может противоречить принципам ВТО и вызвать ответные действия со стороны организации, так что система контроля должна работать эффективно".

Давая промышленникам льготы, государство вправе рассчитывать на получение выгоды для экономики. Но нет никакой гарантии, что колоссальные потери бюджета от отсутствия налоговых отчислений решат проблемы энергозатратности украинской промышленности. Далеко не все заявленные планы (подробнее ­— см. "Что собираются модернизировать украинские ФПГ") промышленники рьяно возьмутся осуществлять здесь и сейчас. Получив в подарок миллиардные льготы, ФПГ фактически не несут обязательств перед государством ни по срокам введения оборудования (и, соответственно, экономии конкретных объемов энергоресурсов), ни по его эффективности.

Дешево и сердито
Поскольку капитальная модернизация — длительный и дорогостоящий способ повысить энергоэффективность производства, промышленники на протяжении последнего полугода искали и другие методы урезать затраты на энергоресурсы. Их лоббистские усилия были сосредоточены на снижении цены газа (подробнее — см. "Альтернатива отменяется", "ВД" №7 с. г.).

Украинским металлургам удалось добиться принятия выгодных для себя решений в Меморандуме о взаимопонимании между правительством и металлургическими предприятиями (от 10 октября 2008 г.). Согласно его условиям, металлурги получают природный газ почти по себестоимости. В итоге они по состоянию на сегодняшний день платят 1899,25 грн. за тысячу кубометров (без НДС, целевой надбавки и тарифа на транспортировку). Украинские металлургические предприятия потребляют от 500 млн до 1 млрд куб. м газа в год (в зависимости от технологий, используемых на предприятии). Если провести расчеты, то получается, что по разным группам производителей металлургической продукции экономия может составить от 70 до 150 млн грн. в год. Кроме того, собственники металлургических предприятий лоббировали введение нулевой ставки НДС на импорт газа, против чего высказалось в свое время Министерство финансов.

Преуспели в выбивании льгот и отечественные химики. НКРЭ в начале нынешнего года согласилась установить для них ту же цену газа, что и для металургов. Была также отменена целевая надбавка на газ. Но отечественный химпром на этом не успокоился. Правительство всерьез рассматривает идею разрешить химикам закупать газ собственной добычи по ценам значительно ниже импортного голубого топлива (с учетом НДС его стоимость будет колебаться от 1200-1500 грн. за 1 тыс. кубометров). Однако официальное решение пока не принято.

Виталий Немилостивый: "Отечественные предприятия планируют закупить энергосберегающее оборудование на сумму около $10 млрд"
Сможет ли предприятие получить налоговые льготы при ввозе энергосберегающего оборудования, во многом зависит от выводов Межведомственной комиссии по вопросам формирования перечня промышленных предприятий и товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины с целью создания новых производств с использованием энергосберегающих технологий (далее — Комиссия). Ее глава, первый заместитель министра промышленной политики Виталий Немилостивый, в интервью "ВД" рассказал, как принимаются такие решения.

С момента создания Комиссии прошло полтора месяца. Сколько претендентов на получение налоговых льгот к вам уже обратились?
— На рассмотрении Комиссии сейчас находится около 15 заявок. Не все они поданы в надлежащей форме. На ближайшем заседании 29 мая мы будем рассматривать три заявки, потом передадим их Кабмину на утверждение. Я не могу назвать эти компании до принятия окончательного решения по их заявкам. Надеюсь, что процедура займет не более трех недель.

Столкнулась ли Комиссия с какими-либо проблемами?
— В Законе "О внесении изменений и некоторые законы Украины относительно минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности" нет четкого определения ряда ключевых для работы Комиссии терминов. Например, не определено понятие "промпредприятие", а значит, не очерчен круг тех, кто может претендовать на льготы. Кроме того, непонятно, что считать "новыми производствами" (закон предусматривает льготы при создании именно новых производств — прим. "ВД"). В ближайшее время Комиссия инициирует внесение изменений в этот закон.

Каков механизм подачи предприятием заявки на приобретение энергосберегающего оборудования?
— Собственник предприятия, который хочет закупить оборудование, должен подать необходимый перечень документов: информацию о прогнозной прибыли такого предприятия, ТЭО создания нового производства. Решение о предоставлении льгот будет приниматься на основании поданных документов, в том числе и заключения государственной экспертизы по энергосбережению, которым подтверждается создание предприятием нового производства с внедрением таких технологий. И, конечно, заключения нашей комиссии. Контроль над использованием ввезенных товаров по назначению будут обеспечивать таможенные и налоговые органы на основании отчетов предприятий.

Как не допустить завышения предприятиями цен на ввозимую продукцию?
— Комиссия, разумеется, учитывает подобные риски. Для их нивелирования мы обратились к двум специализированным госкомпаниям: "Укрпромзовнішек­спертиза" и "Держзовнішінформ". Их специализация позволяет сделать компетентные выводы по этому вопросу.

Сколько госбюджет недополучит средств в результате действия льгот на ввоз такого оборудования?
— По нашей информации, в планах отечественных предприятий — закупить оборудование на сумму около $10 млрд. Учитывая тот факт, что налог на ввоз такого оборудования — около 25% от стоимости, бюджет может лишиться миллионных, если не миллиардных, поступлений. Следовательно, очень важно создать систему контроля, которая бы работала эффективно. Для этого мы изучаем предыдущий опыт страны в вопросах развития технопарков и новых производств.

Будут ли вноситься изменения в список оборудования, ввозимого на льготных условиях?
— Думаю, наверняка. Мы оставляем за собой такое право.

    Реклама на dsnews.ua