• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Биологическое орудие

Реклама на dsnews.ua
Биотопливо — в массы, решил парламент, дав его производителям все мыслимые и немыслимые льготы. Выгодно ли это стране, разбирались журналисты "ВД".
Биотопливо — в массы, решил парламент, дав его производителям все мыслимые и немыслимые льготы. Выгодно ли это стране, разбирались журналисты "ВД".

"Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно", — цитирует Маяковского Николай Круглов, депутат от Партии регионов. Член комитета по вопросам налоговой и таможенной политики сомневается в том, что парламент исключительно из благих намерений поддержал развитие рынка биологических видов топлива. Закон, принятый Верховной Радой 239 голосами, предусматривает налоговые каникулы для производителей биотоплива (биоэтанола, биобутанола, биодизеля, биогаза и биоводорода) сроком на десять лет — до 1 января 2019 г. Компании, участвующие в его реализации, освобождаются от уплаты акциза, налога на прибыль и НДС. Кроме того, отменяется пошлина на ввоз оборудования и комплектующих, предназначенных для производства биотоплива. По подсчетам Минфина, 10-летние льготы обойдутся госказне в 30 млрд грн. "На пустом месте такая поддержка не возникает, это чистой воды лоббизм", — резюмирует г-н Круглов.

Тернистый путь
Законопроект был подан в Верховную Раду еще осенью 2007 года. Его принятие, по информации источников "ВД", затягивалось неслучайно: не последнюю роль сыграло лобби нефтяников, а также госконцерна "Укрспирт", имеющего монополию на выпуск биоэтанола. К слову, закон позволяет любым компаниям заниматься этим при наличии лицензии.

Не скрывают своего скепсиса в отношении биотоплива и нефтяники: "На сегодняшний день многие предприятия не готовы к такому резкому переходу на потребление биоэтанола, — считает Александр Лазорко, бывший руководитель НПК "Галичина". Как ни странно, в пояснительной записке к закону главным мотивом для предоставления льгот фигурирует именно увеличение производства биодизеля нефтеперерабатывающими предприятиями, что сулит дополнительные выгоды государству в виде поступлений в бюджет. Авторы закона утверждают, что производство биотоплива удастся довести до 623 тыс. т в год, в результате чего бюджет получит 530 млн грн. дополнительных поступлений (от уплаты НДС на реализацию этого топлива). Однако норма о поэтапном повышении процентного содержании биоэтанола в топливе из окончательной версии документа исчезла. А добровольно использовать биодобавки при производстве нефте­продуктов переработчики не будут. "Бензины с содержанием биоэтанола имеют высокую способность к поглощению влаги, что приводит к распаду на бензиновую и спиртовую составляющие, — поясняет Дмитрий Зверев, замдиректора департамента общественных коммуникаций ООО "ТНК-ВР Коммерс". — Эта смесь просто непригодна к использованию, а химические присадки, которые бы делали ее стойкой, пока только разрабатываются".

Прямые потери бюджета — не единственный минус. Речь идет, по сути, о построении с нуля системы его потребления. Для этого необходимо преодолеть консерватизм потребителей (иными словами, директивно навязать потребление биотоплива), создать соответствующий автопарк и инфраструктуру. Тогда как факторов, гарантирующих пользу государству при столь высоких денежных и организационных затратах, на сегодня нет.

Зачем, зачем?
Снижение зависимости от традиционных источников энергии — главный аргумент сторонников внедрения биотоплива. Не реже они прибегают и к спорному аргументу дешевизны альтернативного топлива. Самым дешевым из всех его видов на сегодня является биогаз. По словам коммерческого директора компании "Зорг Украина" (занимается строительством биогазовых установок) Игоря Аксютова, себестоимость очищенного биогаза до состояния природного газа по ГОСТу составляет $30-35/тыс. кубометров (цена традиционного газа для украинских промпредприятий — $360/тыс. кубометров). С другой стороны, приобретение биогазовых станций — дело довольно дорогое. Биогазовая установка стоит от ?300 тыс. до ?50 млн. Окупаемость составляет четыре-пять лет. "Не исключено, что для повышения прибылей компании начнут завышать стоимость производимого биогаза, — говорит Тадеуш Крушневич, сотрудник Института газа НАН Украины. — Сейчас биогаз реализуется только на 20% дешевле импортного российского природного".

Помимо стоимости топлива, экономическую целесообразность его использования обуславливает и переоборудование авто (либо покупка новых), а также создание инфраструктуры. "Мы всегда ориентируемся на рынок, поэтому, если использование биоэтанола или сжиженного газа станет актуальным, мы готовы начать выпуск автомобилей и микроавтобусов, ориентированных на их потребление, — отмечает Сергей Красуля, руководитель пресс-службы автомобильной корпорации "Богдан". — Если компания начнет выпускать авто, работающие на данном топливе, они будут дороже традиционных". По словам эксперта, еще одна большая проблема — это заправки, которых сейчас в Украине в практически нет.

Реклама на dsnews.ua

Кто на новенького
Впрочем, даже с учетом нынешних зыбких гарантий рынка сбыта биотопливная "зеленая улица" не оставила равнодушными представителей бизнеса. Так, ведущие автомобиле­строители Украины, почувствовав откуда ветер дует, уже захаживают во властные кабинеты в поисках будущей выгоды (подробнее см. блиц-интервью Сергея Пашинского). Учитывая спад продаж традиционных авто, замаячившая перспектива получить госзаказ на производство авто, работающих на нетрадиционном топливе, — все-таки возможность удержаться на плаву. Еще одна группа потенциально заинтересованных в развитии программы внедрения биотоплива в Украине — крупные землеарендаторы, способные выращивать рапс (сырье для его производства), а также те, кто предлагает использовать в качестве сырья мусор или куриный помет. Один из подобных бизнесменов, "птицевод" и экс-зампредправления НАК "Нафтогаз України" Олег Бахматюк, завершает строительство мощностей по производству биогаза при двух птицефабриках (предполагаемые мощности — 1 млрд кубометров газа в год). Из числа возможных выгодополучателей нельзя исключать как госконцерн "Укрспирт" (хотя он превращается из монополиста в равного участника рынка, но с лучшими стартовыми данными, поскольку имеет действующие мощности), так и западноукраинские НПЗ Игоря Коломойского. Проблема их технического переоснащения до сих пор не решена, и выпускать качественное традиционное топливо в нынешнем состоянии они далее не могут.

Впрочем, представители бизнеса будут держать нос по ветру, но вряд ли возьмут на себя обязательства, не имея гарантий сбыта. "Производство биотоплива — это очень дорогая игрушка, заниматься развитием которой не спешит ни одна ФПГ, — считает Виталий Давий, исполнительный директор консалтинговой компании Fuel Alternative. — У меня создается впечатление, что закон выписан под импортеров биоэтанола в Украину. Все нормы документа стимулируют ввоз биоэтанола в страну, а не его производство на месте".

Сторонников альтернативного топлива от власти, похоже, не пугают трудности. Как стало известно "ВД", правительство намерено при разработке местных бюджетов на следующий год предусмотреть норму об обязательном использовании альтернативных видов топлива. Впрочем, успех этого начинания будет зависеть от политической лояльности чиновников на местах. Так что эффект от применения админресурса на сегодня прогнозировать сложно.

Даже на этапе проработки законопроекта парламентарии так и не решились обязать НПЗ применять биоэтанол. Это уже не первое фиаско властей в попытках навязать потребление биотоплива административными мерами. Если орешек окажется не по зубам, государство рискует остаться у разбитого корыта, а запустившие проекты бизнесмены (пока таких единицы) — один на один с проблемами инфраструктуры и тщетного поиска покупателей нового и прогрессивного.

Сергей Пашинский: "Закон о льготах на производство биотоплива не лоббировала ни одна крупная ФПГ"
Будущие производители биотоплива получили от парламента беспрецедентные льготы. Советник премьер-министра по вопросам ТЭК Сергей Пашинский (соавтор принятого на прошлой неделе Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования производства и использования альтернативных видов топлива") отрицает лоббизм крупного бизнеса в его принятии. Но подтверждает, что уже принятые нормы стимулировали ряд известных бизнесменов поучаствовать в создании нового сегмента экономики.

Принятый на днях закон может стоить государству 30 млрд грн. в течение десяти лет…
— Спекуляции на тему недополучения средств в бюджет — чистая провокация. Поскольку мы фактически только создаем этот рынок, то априори расценивать его как убыточный некорректно. А Минфин каждый раз, когда заходит речь о предоставлении льгот в отраслях, которые государство пытается подтянуть, рассуждает о потерях бюджета. Спрашиваю у них: сколько бюджет получил, к примеру, от ввоза оборудования за последние пять лет? Если это действительно существенная сумма, я готов снять свой законопроект. Минфин молчит.

Принятие столь масштабных льгот наводит на мысль о заинтересованности крупного бизнеса.
— Этот закон, поверьте, не лоббировала ни одна крупная ФПГ. Кто строит биоэтанольные заводы? Например, Виктор Тополов, депутат, член группы "Единый Центр". Он даже не знал, что такой закон голосуется. Впрочем, после принятия закона крупный бизнес проявил свою заинтересованность. В ближайшее время я встречусь с Петром Порошенко и Тариэлом Васадзе. Речь пойдет о выпуске работающих на биотопливе авто для коммунальных транспортных парков.

Из окончательной версии закона исчезло требование к НПЗ в течение года довести уровень использования биоэтанола до 10%. По какой причине?
— Нефтепереработчики могли это расценить как ущемление своих прав. Мы будем стимулировать использование альтернативных видов топлива другими способами. Я, к примеру, в ближайшее время буду разрабатывать законопроект, по которому бюджет на 2010 год должен формироваться с учетом использования местными органами власти альтернативных видов топлива. Но для того, чтобы активно развивать это направление, нужно строить новые биоэтанольные заводы, поскольку энергозатратность действующих спирт­заводов очень высока. Это приводит к высокой себестоимости спирта. Тому же причиной и госмонополия на производство спирта.

Похоже, что как НПЗ, так и концерн "Укрспирт" не хотят широкого внедрения биотоплива.
— Я думаю, тут свою роль сыграл кризис, поэтому идет такое сопротивление со стороны НПЗ.
К примеру, в позапрошлом году российская компания "ЛУКОЙЛ" потратила сотни миллионов долларов в направлении альтернативного топлива. Они понимали: чтобы не потерять позиции, нужно иметь перспективу. Так что я не удивлюсь, если завтра нефтяники сами начнут массово инвестировать в такие программы. "Укрспирт" через Минфин лоббировал отсрочку принятого закона. В нем прописано положение, что производство биоэтанола разрешается на предприятиях разной формы собственности. Естественно, они не заинтересованы, чтобы такие условия работы были узаконены. Я же категорически против монополии, поскольку государство показало неэффективность своего менеджмента.

Много ли представителей бизнеса уже начали строительство биоэтанольных заводов?
— В настоящее время строится один альтернативный биоэтанольный завод в Киеве, который, наверное, сможет по себестоимости своей продукции конкурировать со спиртзаводами Украины. Я думаю, желающих появится еще больше, поскольку экономика выпуска биотоплива становится привлекательной при цене нефти $80 за баррель.

В феврале правительство заявляло о масштабных планах по производству биогаза. Удалось ли уже кого-то привлечь к программе?
— Сегодня реализуются два проекта (в Хмельницкой и Николаевской областях). Это огромные заводы, бюджет строительства каждого — $300 млн. Они строятся при птицефабриках, которые будут давать сырье для производства биотоплива — куриный помет. Они оба в состоянии 70%-й готовности. Министр экономики Богдан Данилишин на прошлой неделе вернулся из экономического форума в Дубае, где презентовал эти проекты с целью поиска средств на их достройку.

    Реклама на dsnews.ua