• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Железобетонный непоседа

Реклама на dsnews.ua
Статус народного депутата не заставил мультимиллионера Игоря Шкирю отказаться от схем оптимизации уплаты налогов на своих предприятиях. Здоровый прагм
Статус народного депутата не заставил мультимиллионера Игоря Шкирю отказаться от схем оптимизации уплаты налогов на своих предприятиях. Здоровый прагматизм, иногда граничащий с цинизмом — обязательный атрибут современного успешного бизнесмена. В случае с Игорем Шкирей этот рецепт дополняется крутым нравом и неуемной эмоциональностью. Правда, это приносит ему не только победы в корпоративных конфликтах, но и конфузы в политических приключениях.

Когда в аэропорту "Борисполь" появляется народный депутат Игорь Шкиря, таможенники, пограничники и даже обычные грузчики становятся необычайно серьезными и стараются быть подчеркнуто услужливыми. И лишь когда он проходит мимо, с улыбкой перешептываются. Они вспоминают скандал двухлетней давности, когда супруга депутата по возвращении из США не обнаружила в багаже драгоценностей на $14 тыс. Разъяренный политик инициировал создание парламентской комиссии, которая устроила тотальную проверку системы защиты багажа пассажиров, следующих через "Борисполь". Дело едва не закончилось отставкой руководства аэропорта.

Драгоценности так и не нашли, но следующие полгода после этого инцидента краж в "Борисполе" заметно поубавилось. Шкирю "в гневе" там помнят до сих пор. Собственно, как в политических, так и в деловых кругах он известен именно своим взрывным характером. Например, премьер-министра Юлию Тимошенко
в одном из своих ярких заявлений г-н Шкиря назвал "авантюристкой в законе", и вряд ли это способствовало спокойному ходу закрытых переговоров о создании коалиции регионалов и БЮТ.

Всю многогранность своего эмоционального характера Игорь Шкиря продемонстрировал и во время интервью "ВД". "Я не хочу комментировать чьи-то поганки и укусы", "Если вы будете задавать такие вопросы — можем остановить интервью", — разговор складывался, мягко говоря, непросто. Тем не менее мы все же поинтересовались мнением депутата о коалиционных переговорах между Партией регионов и БЮТ. Перспектива стать партнером Блока Юлии Тимошенко для Шкири — тема не из приятных. Ведь сочная критика в адрес нынешнего правительства постоянно звучит не только из его уст, но и в медиа, контролируемых Шкирей, — на телеканале "Первый Деловой" и интернет-сайте "УРА-Информ". Финансирование этих дотационных проектов депутат не прекращает, несмотря на экономический кризис в стране. Более того, время от времени примеряет на себя роль редактора и делает выводы о профессиональности сюжетов и заметок. Кто-то считает это цензурой, но Шкиря все свои предприятия создал сам и еще с 1990-х привык руководить ими лично — без скидок на политическую занятость и специфику отраслей.

Партия регионов и БЮТ все-таки не смогли договориться о создании новой коалиции. Как вы считаете, продолжится ли переговорный процесс?
— Я думаю, да. И это нормально, ведь враждующие стороны постепенно переходят к конструктивному диалогу. То, что коалиция не состоялась, по моему мнению, и хорошо, и плохо. Плохо потому, что мы остаемся главными конкурентами на выборах президента Украины, а значит, противостояние продолжается. Хорошо то, что Партия регионов все-таки не пошла на сговор и на удовлетворение чьих-то личных интересов и амбиций. Возможная коалиция с БЮТ воспринималась большей частью ПР скорее как вынужденная необходимость, нежели как большое желание дружить. Кроме того, решение об объединении с БЮТ означало бы, что наша партия берет на себя часть ответственности за непрофессионализм, который демонстрирует действующая власть.

Если бы Партия регионов и БЮТ все-таки создали коалицию, не пришлось бы вам сожалеть о нелицеприятных высказываниях в адрес нынешнего премьера?
— До настоящего времени правительство Юлии Тимошенко не сделало ничего такого, что изменило бы мое отношение к нему в положительную сторону. Похоже, негативная экономическая ситуация в стране усугубится еще и потому, что премьер и ее правительство отныне будут заниматься только предвыборной кампанией.

Люди, владеющие медиаактивами и в то же время занимающиеся политикой, периодически попадают в ситуацию, когда в их СМИ появляется информация, которая не совсем правильно воспринимается руководством партии. Были ли у вас подобные ситуации?
— Были. Этого в принципе не может не быть. Медиа, которыми владею я, являются независимыми. Неправильно называть их партийным ресурсом. Я их создавал и финансирую сам. Там работают журналисты, имеющие свою точку зрения. Далеко не всегда она совпадает с моей — как политика, так и простого человека. Бывают ситуации, когда многие люди не готовы читать статью или смотреть сюжет, в котором есть негативная информация о них.

Реклама на dsnews.ua

Я пытаюсь им объяснить, что, с одной стороны, это мнение журналистов, а с другой, — это скорее отношение журналиста к проблеме, фигурантом которой является тот или иной человек. Но всю информацию сотрудники моих массмедиа стараются подавать максимально объективно.

Тем не менее, когда на "Первом Деловом" вышел сюжет о движении ОУН-УПА, вы лично применили определенные санкции к своим сотрудникам, не так ли?
— Эта ситуация — скорее исключение из правил. Такому сюжету вообще не место на деловом канале. Кроме того, он был сделан, на мой взгляд, явно тенденциозно. Я не исключаю, что журналисты, которые готовили этот сюжет, занимались банальной коррупцией. Такие ситуации были и, наверное, еще будут.

Этот случай показывает, что вы стараетесь лично контролировать и пресекать подобное впредь?
— Я стараюсь изначально формировать коллектив таким образом, чтобы влиять на него было не нужно. Люди должны показывать свой профессионализм, а не заниматься провокациями и взяточничеством.

От калькуляторов к железобетону
На рабочем столе Игоря Шкири всегда лежит калькулятор. Это больше символ, нежели ежедневная необходимость. Именно с торговли модными в начале 1990-х калькуляторами Citizen начинался его первый бизнес-опыт. Вместе с друзьями он смог организовать их поставки из Москвы в Донецк. Первые партии брали просто под реализацию, а коробки перевозили в купейных вагонах. Шкиря признается, что стал миллионером уже спустя полгода после начала поставок калькуляторов. И тут же вспоминает шок, который вызвала у него необходимость уплатить налог в размере… 80% дохода. С тех пор оптимизация уплаты налогов — один из элементов его бизнес-почерка. В 2007 г. это стало причиной конфликта вокруг телеканала "Первый Деловой", когда журналисты пожаловались в Генеральную прокуратуру и Минтруда на невыплату большей части зарплаты, которую они получали "в конвертах". Скандал удалось замять лишь после полного погашения задолженности по заработной плате (вернее, ее неофициальной части). Но деньги эти заплатил не Игорь Шкиря, а… Партия регионов через Киевский независимый медиапрофсоюз в рамках благотворительной акции.

Экономия на налогах плохо сочетается с пафосным статусом народного депутата, но дает возможность эффективно развивать бизнес. Сегодня основной доход Игорю Шкире приносит производство железобетона, аренда недвижимости и автобусные перевозки. Такая структура активов сложилась ситуативно — бизнесмен просто выбирал сферы деятельности по душе (транспортный бизнес, например, вырос из предприятия, которое возило из Москвы те же калькуляторы). А самым успешным направлением оказалось производство железобетона. Главный заказчик продукции двух заводов в Донецкой области — государственная компания "Укрэнерго". Надежные связи с ее руководством обеспечивают Шкире неплохую прибыль даже в условиях кризиса. Более того, ослабление конкурентов дало ему возможность начать переговоры о покупке новых предприятий в этой отрасли. Агрессивная маркетинговая политика, умноженная на лоббистские возможности, которые дает депутатский статус, позволяют бизнесмену говорить не о вреде, а о пользе, которую принес его холдингу нынешний экономический кризис.

В каком состоянии находится ваш бизнес по производству железобетона в условиях остановки строительства по всей стране?
— Мы производим в том числе и строительный железобетон, но это не является нашим приоритетом. Главное для завода "Бетон Нова", лидера холдинга, — производство железобетонных конструкций для линий электропередач, больших высоковольтных опор, фундаментов для них, опор для электрификации железной дороги, мостовых балок. Безусловно, кризис повлиял на рынок энергетического железобетона. Но для нас — в лучшую сторону. До кризиса "Бетон Нова" контролировал порядка 65-70% этого рынка в Украине, на сегодняшний день — почти 90%. Учитывая финансовые проблемы, конкуренция на этом рынке снижается. Поэтому, несмотря на уменьшение продаж на треть, наша компания понесла наименьшие потери. Мы вовремя смогли найти выходы на рынки соседних государств, в частности, являемся достаточно серьезным конкурентом в России. Мы и дальше планируем развивать наш холдинг. В Украине есть много заводов, которые мы рассматриваем для приобретения. Некоторые из них находятся в государственной собственности, но уже выставлены на приватизацию. Не исключаю, что мы будем принимать участие в торгах.

Главный спрос на этом рынке формируется за счет заказов со стороны бюджетных организаций и госкомпании "Укрэнерго". У вас там прочные связи?
— Прочные связи наладить практически невозможно, потому что слишком часто меняются чиновники, руководящие закупками железобетона для развития электросетей. Это очень мешает бизнесу. Кроме того, учитывая кризис, объем государственных заказов тает на глазах. При этом аппетиты некоторых чиновников не уменьшаются. Но это не остановит развитие моего бизнеса.

Вы сказали, что строительное направление не стало приоритетным для холдинга. Почему?
— Во-первых, когда строительный рынок активно рос, я не смог подобрать достойный менеджмент, чтобы реализовать это направление. Во-вторых, я еще несколько лет назад почувствовал, что украинский рынок недвижимости — мыльный пузырь, который обязательно лопнет. Ведь пять-шесть лет цены росли неимоверными темпами, а банки давали кредиты всем желающим. Было понятно, что это закончится кризисом. Поэтому сделал ставку на энергетику.

В деловых кругах вас считают достаточно эмоциональным руководителем, который старается контролировать все процессы. Чем продиктован такой стиль менеджмента?
— Тем, что весь свой бизнес я создавал самостоятельно, с нуля. Нет ни одного предприятия, где я пришел бы на все готовое и просто получал доход. Если же говорить о вмешательстве в рабочие процессы, то поверьте: если менеджер говорит, что все решения принимает без участия собственника, ему вряд ли стоит верить. Такое себе могут позволить разве что олигархи, располагающие сумасшедшими финансами. Они, наверное, могут не глядя вбрасывать деньги в проекты. А мне все давалось потом, кровью и седыми волосами. Я — единственный акционер и собственник всех своих предприятий. Коллектив на моих предприятиях большой и в нем достаточно талантливых менеджеров. Но из своего опыта могу твердо сказать: если перестаешь лично вникать в каждую сферу своего бизнеса, она сразу же перестает развиваться и приносить доходы. Хотя бывает, что сам себя корю за излишнюю эмоциональность.

Рейдерские истории
Помимо скандалов вокруг телеканала "Первый Деловой", серьезным ударом по имиджу Игоря Шкири стали обвинения в рейдерстве. Примечательно, что речь шла об объектах, которые в сравнении с масштабами его бизнеса выглядят совсем небольшими. В 2007 г. руководители ОАО "Дон- ИнформЦентр" заявили, что принадлежащая нашему герою компания "Илиташ" пытается захватить пятиэтажное офисное здание на проспекте Павших Коммунаров в Донецке. Атака была осуществлена по весьма популярной схеме — инициирования дополнительной эмиссии акций. После увеличения уставного фонда в 25 раз совладельцы здания не смогли выкупить новые акции и оспорить в суде проведение допэмиссии. Несмотря на успешность этой операции, Шкиря категорически отказался комментировать "ВД" ее подробности, пригрозив остановить интервью.

О борьбе за другой объект, санаторий "Марат" (свыше 1000 мест), он рассказать согласился. Этот конфликт произошел в том же году и фактически по той же схеме. Напористый Шкиря скупал объекты санатория, расположенного на территории 7,5 га в 300 метрах от берега моря, а менеджмент предприятия этому отчаянно сопротивлялся. В рамках черной PR-кампании оппоненты нашего героя публиковали в СМИ информацию, согласно которой изначально санаторий заинтересовал Шкирю потому, что с верхних этажей одного из корпусов открывался отличный вид на участок в парке, где он предполагал построить дачу. Но настоящей "тяжелой артиллерией" стало вступление в конфликт Анатолия Кашпировского. По словам Шкири, известный психотерапевт был владельцем одного из объектов на территории санатория. Очевидно, не желая терять укромный уголок в 20 километрах к югу от Ялты в одном из самых живописных мест ЮБК, Гаспре, Кашпировский публично обвинил Шкирю в незаконном захвате санатория и даже написал по этому поводу жалобу в Партию регионов. Не помогло.

Чем закончилась история с вашей попыткой установить контроль над санаторием "Марат"?
— Нет никакой истории. Есть бывшее государственное предприятие, которым в 1990-х руководили воры. Этим санаторием завладел проходимец, который распродал его по кусочкам. Причем в этом были замешаны представители государственных структур, которые взамен на соответствующие подписи получали земельные участки, коттеджи. Когда мы начали заниматься восстановлением здравницы, столкнулись с достаточно серьезными коррупционными схемами, к которым были причастны в том числе представители БЮТ. Но на сегодняшний день мы преодолели практически все препятствия в этом плане.

Корпоративный конфликт начался именно из-за того, что вы хотели установить полный контроль над санаторием, а вам отказывались его продавать?
— Пакет мы наращивали постоянно. Разумеется, каждый раз находился кто-то недовольный и начинал возмущаться. Я бы не хотел, чтобы эта тема подрывала деловую репутацию на объектах, в которые я вложил время и силы. История с "Маратом" пришлась на неспокойную середину 2000-х, когда многим событиям придавалась политическая окраска, особенно после оранжевой революции.

Правда, что вы строили дачу в парке рядом с санаторием?
— Наоборот, я не дал бывшим собственникам санатория строить в парке некие объекты. Более того, я не позволил спилить ни одного дерева. Это явная дезинформация со стороны моих оппонентов.

Сегодня "Марат" под вашим контролем?
— Да, причем уже давно. Я просто этого не афиширую, а спокойно возрождаю санаторий. Это крупное предприятие, которое имеет неплохие перспективы.

Ночные бизнес-идеи
При переходе на работу в Верховную Раду Игорь Шкиря переоформил свои акции на супругу. Но не скрывает, что в холдинге она выполняет лишь номинальные функции. Ее главная работа — семейный уют, о котором наш герой вспомнил в первую очередь, когда речь зашла о жизни вне работы. Впрочем, судя по уже упомянутому скандалу с пропажей драгоценностей в аэропорту "Борисполь", Инна Шкиря дома долго не засиживается и любит путешествовать.

В дальние края имел все шансы надолго отправиться и 21-летний сын депутата, Дмитрий. В семье рассматривался вопрос о его учебе в одной из западных стран. Благо, с финансами для оплаты образования даже в самых престижных университетах мира у отца семейства проблем нет. Но, в конце концов, Игорь Шкиря решил, что отправлять сына на учебу за границу — слишком серьезный риск. Он признался "ВД", что из общения с коллегами по бизнесу знает немало случаев, когда родители сильно жалели об отъезде детей в Лондон или Париж, потому что молодежь быстро приспосабливалась к западному образу жизни и уже ни за что не хотела возвращаться в Украину. Сейчас Дмитрий учится на экономическом факультете Киевского университета им. Шевченко, который выбрал сам. Игорь Шкиря не исключает, что все-таки отправит сына за рубеж, но ненадолго и лишь для укрепления знаний, полученных в Киеве. Как и любой отец, Игорь Шкиря не прочь передать свою бизнес-империю в управление наследнику, но подчеркивает, что последнее слово в этом вопросе оставит за Дмитрием. Самый любопытный нюанс, который нам удалось узнать из жизни Шкири вне работы, — что отдых в кругу семьи располагает его… к рождению бизнес-идей.

Вы сказали, что лично контролируете все бизнес-процессы в своих компаниях, а ведь есть еще и депутатская деятельность. В этом ритме вы научились находить время для отдыха?
— Ежедневно дома стараюсь заниматься фитнесом, бегаю и плаваю. Но, если честно, чтобы серьезно этим заниматься, элементарно не хватает времени. Вне работы у меня снова начинается работа. Если я не сплю, значит, думаю о работе, и ничего с этим поделать не могу. Недавно появилась еще и общественная нагрузка — меня избрали вице-президентом Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков. Приходится много времени тратить на работу над законодательством в этой отрасли.

С одной стороны, это еще одна головная боль, с другой — я занимаюсь этим с огромным удовольствием.

В отпуск время от времени удается выбираться?
— Зимой с семьей были в Доминиканской Республике. А предыдущей зимой отправились в круиз по Карибскому региону. Там очень красиво. Но это были краткосрочные поездки.

Вы назвали достаточно отдаленные от Украины уголки. Стараетесь на отдыхе максимально изменить окружающую обстановку?
— Стараюсь, но полностью оторваться от событий в Украине никогда не получается. Правда, в Доминикане я просто взял и выключил телефон. Это был прекрасный отдых, который длился всего десять дней. Но мне хватает трех-четырех дней, чтобы полежать на солнце, отоспаться, насладиться сменой обстановки, а дней через пять снова думаю о делах и готов волком выть, если нет работы. И тут же под рукой у меня появляются деловые бумаги, книги, телефон… Правда, самые гениальные идеи всегда приходят в голову именно во время отдыха.

Вы имеете в виду бизнес-идеи?
— Да. Они рождаются либо ночью, либо на пятый-седьмой день отпуска. В будничной суете притупляется ощущение новизны, в голове слишком много информации, а вокруг — негатива. А на отдыхе приходят свежие мысли. В моей жизни был даже такой промежуток времени, когда я просыпался ночью и делал записи в дневнике, чтобы не упустить свежие идеи. Ведь наутро ночные мысли уже забываются.

Перспективы
Агрессивная маркетинговая политика компаний, принадлежащих Игорю Шкире, полностью соответствует его складу характера. Он достаточно циничен, чтобы идти на непопулярные решения, напорист, когда дело доходит до конфликтов, и в то же время гибок в политических маневрах. Эти качества сегодня составляют идеальный коктейль для успеха в бизнесе в условиях тотального экономического кризиса. Все идет к тому, что его компания по производству железобетона в период спада на рынке попросту скупит конкурентов по дешевке и за счет этого сохранит общую доходность. Амбициозные планы и у транспортного направления. По данным "ВД", в планах бизнесмена строительство мощного альтернативного автовокзала в Киеве.

В политике перспективы Игоря Шкири не столь однозначны. Имидж вспыльчивого депутата — не лучшая путевка к высокой должности в правительстве или областной администрации. В то же время его финансовые и медиаресурсы в Партии регионов никогда лишними не будут, и это обещает ему гарантированное место в Верховной Раде. Успешность многих его бизнес-проектов зависит от лояльности властей, поэтому и сам Шкиря в обозримом будущем тоже вряд ли утратит интерес к депутатской деятельности.

    Реклама на dsnews.ua