• USD 39.6
  • EUR 42.2
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Свой против чужих

Реклама на dsnews.ua

На состоявшемся 7 сентября заседании парламентарии Франции изменили закон, запрещающий снижать долю государства в газовой компании Gaz de France ниже 70%. А значит — снята последняя преграда на пути объединения компании с франко-бельгийской Suez (второй по мощи энергокомпании Франции, контролирующей около 15% рынка электроэнергии и владеющей несколькими АЭС). Франция все-таки решилась дать "зеленый свет" проникновению частного, однако географически родственного капитала в национальную газовую компанию. Фактически объединение, долго отстаивавшее свое право на существование, образовалось под влиянием угрозы поглощения со стороны "Газпрома". Как известно, последний как никогда активен в попытках получения прямого доступа к потребителям стран Европы.

Однако противники слияния говорят, что теперь российскому газовому монополисту будет еще легче купить компанию или обменяться с ней активами. Например, долей в проекте Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Ведь очевидно, что от необходимости развивать отношения с "Газпромом" Европе никуда не деться, значит, нужно его сделать максимально выгодным.

Серьезной угрозы в Украине от интеграционных процессов в соседней Европе пока не видят, считая аксиомой то, что страны ЕС не смогут в будущем отказаться ни от российского газа, ни от украинских услуг по его транспортировке.

Каждый сам за себя

Сил, противившихся газовому слиянию, было предостаточно и в самой Франции, и за рубежом (главным образом, в соседней Италии). Итальянская Enel сама была не прочь поглотить Suez. Что еще больше убедило Францию в необходимости повысить устойчивость перед поглощениями извне и объединении компаний. Главные же опасения борцов со слиянием в самом Париже сводились к сокращению рабочих мест, которое могло последовать вслед за слиянием, а также к возможному росту тарифов на электроэнергию в случае утраты государством контрольного пакета акций Gaz de France. Апологетом этих опасений выступила оппозиция в лице Социалистической партии Франции.

Впрочем, лоббисты слияния оказались более влиятельны — в их числе французский президент Жак Ширак, министр промышленности и финансов Тьерри Бретон, а также премьер Доминик де Вильпен, посчитавшие слияние стратегически важным для национальных интересов. Тогда масла в огонь подлили сами компании. Директор Suez Жерар Местрале и руководитель Gaz de France Жан-Франсуа Сирелли выдвинули решающий аргумент в пользу объединения — меморандум о взаимопонимании, подписанный в начале августа российской компанией "Газпром" и алжирской Sonatrach. Европейцы как огня боятся создания "газовой ОПЕК", способной диктовать условия всему ЕС. А потому тот факт, что российский и алжирский госмонополисты, контролирующие 36% европейского газового рынка ("Газпром" — 25% и Sonatrach — 11%) объединяют свои усилия, стал решающим в воросе принятия необходимого для слияния закона.

Итак, уже в декабре мир ожидает появление нового, второго по величине в Европе и пятого в мире энергетического гиганта — объединенной компании Gaz de France-Suez.

Реклама на dsnews.ua

Интересно, что использование "Газпрома" в качестве "страшилки" для запугивания собственных сограждан вовсе не мешает GdF и Suez активно вести с ним переговоры. Правда, теперь ставки европейцев возрастают — они претендуют на участие в объединенной компании в строительстве СЕГ (что должно было помочь Парижу диверсифицировать транспортировщиков газа, в т.ч. и Украину). Даже несмотря на небольшую долю возможного участия в СЕГ (9% акций), по мнению аналитика ИК "ФИНАМ" Тимура Хайруллина, после слияния Gaz de France и Suez могли бы позволить за счет частичного финансирования СЕГ обеспечить себе поставки российского газа по приемлемой цене.

Впрочем, вопрос претензий россиян на газовый рынок Франции объединение не снимает, а по некоторым оценкам, даже облегчает. Еще в конце минувшего года начальник департамента внешнеэкономической деятельности "Газпрома" Станислав Цыганков заявил, что уже к 2010 г. "Газпром" планирует напрямую выйти на газовый рынок Франции и занять на нем 10%. И если раньше, до объединения Gaz de France и Suez, "Газпром" не рассматривал возможности покупки этих компаний, то теперь, когда по предписанию Еврокомиссии объединенная компания должна продать часть своих активов, российский монополист, может быть, не прочь их приобрести. О чем и предупреждают главные противники объединения — французские социалисты.

В ответ руководство GdF и Suez, как мантру, твердит тезис о том, что "Газпром" их активами не заинтересуется. "Я знаю Алексея Миллера… и он уверил меня, что не имеет ни малейшего намерения покупать GdF или GdF вместе с Suez", — говорит г-н Сирелли.

В это верится с трудом. Стратегическая цель "Газпрома" — прямой доступ к европейским потребителям газа, добиться чего можно, получив в свое распоряжение национальные газотранспортные и газораспределительные системы. Только за текущий год "Газпром" уже "покушался" как на британскую Centricа (хотя и получил со стороны Лондона жесткий отпор), так и на немецкую ВАSF (это россиянам удалось).

Транспортная составляющая

Из 45 млрд куб. м газа, потребляемых Францией, четверть голубого топлива она получает от России, что вряд ли изменится в обозримом будущем. Хотя нынешняя договоренность Gaz de France о поставках газа с "Газпромом" истекает только в 2012 г., недавно французская компания заключила с российским монополистом новый, "очень длительный" договор об увеличении поставок. Детали сделки пока не разглашаются, и сказать о том, каким путем и в каких объемах российский газ будет достигать французской территории, точно еще нельзя.

Но уже известно, что газ, проданный "Газпромом" GdF в текущем году (а это 13,1 млрд куб. м), будет поставляться через Wingas Europe — СП "Газпрома" и немецкой BASF (партнеры в строительстве СЕГ). Учитывая заинтересованность Парижа в строительстве Северо-Европейского газпровода, несложно догадаться, что главным транспортировщиком газа для Gaz de France в будущем вполне может стать именно эта труба.

Поэтому, на первый взгляд, поставки через Украину — нынешнего транспортировщика 80% российского газа — сократятся. Однако, по мнению ряда аналитиков, оснований так утверждать нет. Во-первых, потому что увеличение объемов прокачки газа в Европу может способствовать сохранению привлекательности Украины как транзитного государства (при условии, что повторений январского кризиса больше не будет). А во-вторых, как отмечает директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин, согласно проекту строительства СЕГ, его ресурсной базой должно стать новое Южно-Русское месторождение газа, в то время как основным источником поставок через нашу страну по-прежнему остаются газовые месторождения в Западной Сибири. То есть перераспределения газа, поставляемого через Украину, на другие направления, произойти не должно.

К тому же, суммарная пропускная способность СЕГ ограничивается 55 млрд куб. м, в то время как мощность украинских газопроводов на входе составляет 290 млрд куб. м, на выходе — 175 млрд куб. м газа в год. То есть даже в своем конечном виде мощность Северо-Европейского газопровода втрое меньше, чем потенциал украинской газотранспортной системы. А по данным комитета Госдумы РФ, к 2012 г. экспорт газа в Европу вырастет до 270 млрд куб. м. Вот и считайте…

И последнее. На днях "Газпром", E-ON и BASF подписали финальное соглашение по проекту Северо-Европейского газопровода, определяющее правовые и финансовые рамки проекта. Но схемы финансирования проекта и конкретных цифр по обязательствам сторон финальное соглашение не содержит. А значит — если партнерам не удастся договориться в ближайшее время, сроки строительства СЕГ могут быть серьезно сдвинуты. Но если в 2011 г., когда должны начаться поставки газа по СЕГ, труба не заработает, для выполнения этих поставок, по которым "Газпром" уже взял на себя обязательства на период в 25 лет, ему придется использовать действующие газопроводы. В основном украинский.

ФРАНЦУЗСКИЙ ОТВЕТ ГАЗПРОМУ

Gaz de France (GdF) — французская газовая компания, вторая по величине в Европе. 80% акций компании принадлежат государству. Основная сфера деятельности — разведка, добыча (около 5,2 млрд куб. м газа в год), сбыт и распределение природного газа. Управляет сетью газопроводов протяженностью 30 тыс. км. Обслуживает 12 млн клиентов (в том числе почти 11 млн во Франции). По итогам 1 квартала 2006 г. объем продаж вырос на 39% и составил EUR10,14 млрд. В 2005 г. чистая прибыль компании достигла EUR1,74 млрд., объем продаж — EUR22,4 млрд.

Suez — одна из крупнейших частных коммунальных компаний Европы. Капитализация — свыше $51 млрд. Основная сфера деятельности — предоставление коммунальных услуг в сфере электро-, газо— и водоснабжения. Общие электрогенерирующие мощности — около 58 000 МВт. Выручка по итогам 1 квартала 2006 г. выросла на 15% и составила EUR11,8 млрд, по итогам 2005 г. — EUR41,5 млрд. 74,5% акций компании находятся в свободном обращении.

ОБЪЕДИНЕННАЯ КОМПАНИЯ

Решение о слиянии GdF и Suez правительство Франции приняло в феврале 2006 г. в связи с попыткой приобрести Suez, предпринятой итальянской энергетической компанией Enel. В результате слияния Gaz de France и Suez появится корпорация с ежегодным объемом выручки EUR64 млрд ($76 млрд) и предположительной капитализацией в EUR72 млрд ($85,5 млрд). Синергетический эффект в результате слияния может составить не менее EUR500 млн в год (до уплаты налогов). После завершения сделки доля бывших владельцев Suez в новом конгломерате составит около 26%, а доля государства снизится с 80,1 до 34%.Чтобы антимонопольные службы ЕС разрешили произвести слияние, GdF должен продать свою 25%-ную долю в бельгийской Societe de Production dElecricite (GdF на подобную продажу согласна), а Suez — избавиться от компании Elyo (специализируется на поставках электроэнергии), сети газопроводов Fluxys и дистрибутора газа Distrigas (контролирует около 80% газораспределительного рынка Бельгии). Расставаться с этими активами Suez не хочет и готова пойти на этот шаг только при условии замещения потери с помощью поглощений других европейских компаний (вероятнее всего, в Испании и государствах Восточной Европы).

    Реклама на dsnews.ua