• USD 39.6
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Прав И.О.тельство

Реклама на dsnews.ua
Премьер-министру Юлии Тимошенко выгодно работать без министров. Четыре ключевых министерства возглавляют послушные чиновники в статусе и. о., но вмест
Премьер-министру Юлии Тимошенко выгодно работать без министров. Четыре ключевых министерства возглавляют послушные чиновники в статусе и. о., но вместо того, чтобы инициировать заполнение вакансий, премьер постоянно намекает на новые увольнения. И ее можно понять: ведь исполняющих обязанности она назначает фактически сама, а кандидатуры полноценных министров нужно согласовывать с парламентом.

"Юрий Федорович, только попробуйте не позвонить, вы же не самоубийца, — укоризненно, но с улыбкой произнесла Тимошенко, взглядом оценивая произведенное на присутствующих впечатление. — Вы знаете мой нехороший характер, я обязательно каждый звонок проверю". Шутливое требование, адресованное министру агрополитики Юрию Мельнику после "горячей линии" с жителями сел, вызвало ожидаемую улыбку на лицах собравшихся журналистов. Не смешно было только министру, перед которым возникла перспектива лично звонить 20 обратившимся на "горячую линию" гражданам. Но перечить премьеру Мельник не стал — очевидно, в знак согласия с эпитетом Тимошенко в адрес своего характера.

В полной мере его прочувствовали на себе Виктор Пинзенык, Владимир Огрызко, Юрий Ехануров и Иосиф Винский, рискнувшие продемонстрировать главе Кабмина с "нехорошим характером" альтернативное мнение.

Премьер нашла прекрасную лазейку в новой Конституции, позволяющую сформировать практически все правительство из исполняющих обязанности министров. Таким образом, Кабмин становится лишь формально коалиционным, а на самом деле каждый глава министерства ориентируется не на Верховную Раду или свою фракцию, а исключительно на Юлию Тимошенко. Учитывая опыт уже уволенных коллег, нынешние министры и без шутливых признаний премьера отчетливо осознают свое шаткое положение. Начало нового сессионного сезона в Верховной Раде позволяет народным депутатам снова помогать Тимошенко избавляться от строптивых чиновников. Именно помогать, потому что "правительство временно исполняющих обязанности" предоставило его главе новые возможности.

Испытание авторитетом
Юлия Тимошенко редко раздает авансы подчиненным, но и. о. министра финансов Игорь Уманский, пришедший в ведомство по квоте НУНС, уже успел заслужить от нее публичную похвалу, пусть и достаточно сдержанную. Дескать, обязанности министра "выполняет четко и согласованно". В отличие от бывшего шефа Виктора Пинзеныка, который позволял себе красочно рисовать перед премьером угрозу гиперинфляции в ответ на стремление профинансировать бюджетные "дыры" за счет денежной эмиссии. Его уход облегчил Кабмину доступ к печатному станку. Минфин активно выпускает ОВГЗ, которые спешно выкупает Нацбанк. В итоге таким образом в экономику было "закачано" с начала года 130 млрд грн. "Национальный банк, естественно, провел достаточно масштабную эмиссию. Виктор Пинзенык, сколько я его знаю, начиная с 1991 г. выступал против денежной эмиссии, но практика пока­зывает, что ничего опасного в этом нет, — говорит Виктор Суслов, председатель Гос­­финуслуг. — Данные свидетельствуют, что, несмотря на более чем 100 млрд грн. кредитов рефинансирования, выданных коммерческим банкам, несмотря на то, что НБУ выкупил на 24,7 млрд грн. облигаций правительства, отрицательно на монетарную ситуацию это не повлияло. Ведь одновременно с эмиссией Нацбанк изъял из обращения 51 млрд грн. — путем продажи депозитных сертификатов".

Пока эксперты спорят, насколько опасно для экономики выкачивание денег из Нацбанка, премьер отлично осознает, для кого это точно выгодно. Отказ расплачиваться по бюджетным статьям из-за отсутствия средств нанес бы непоправимый удар по ее имиджу в контексте президентской кампании. Так же, как и выполнение совета, изложенного в приписываемой Пинзеныку "секретной докладной", — пересмотреть бюджет и повторно сократить фонд оплаты труда в органах власти. Это пожелание экс-министра финансов премьер проигнорировала, а правопреемник не решился вопрос педалировать.

"Виктор Пинзенык был определяющей фигурой в Кабмине, он определял, условно говоря, масштабы амбиций правительства, — объясняет влиятельность экс-министра Ярослав Жалило, президент Центра антикризисных исследований. — В нынешней модели управления, на мой взгляд, отсутствует определяющая экономическую политику роль Минфина. Хотя я и не утверждаю, что это неправильно". Иными словами, определение экономической политики после ухода авторитетного министра сосредоточилось в руках премьера.

Реклама на dsnews.ua

Вечные ценности
Не слишком рисковала Леди Ю и в то время, когда ее политсила голосовала за отставку Юрия Еханурова с поста министра обороны. Временно пришедший ему на смену заместитель пусть и не получил публичного одобрения Тимошенко, как Игорь Уманский, но в противостояние с ней не вступает и, похоже, пожелания премьерского лагеря учитывает. По крайней мере собеседники "ВД" характеризуют Валерия Иващенко, попавшего в руководство оборонного ведомства из Секретариата президента (в 2005-2007 гг. руководил департаментом оборонного строительства СП), как человека неконфликтного. Видимо, поэтому после появления у него полномочий вр. и. о. министра обороны неожиданно разблокировался один из ключевых процессов, вокруг которого ломали копья представители правительственного и президентского лагерей, — торговля имуществом оборонного ведомства.

Торговать в министерстве еще есть чем — на его балансе находится 430 незадействованных военных городков, занимающих территорию в 50 тыс. га. И если при Юрии Еханурове аукционы по реализации излишнего имущества блокировались Кабмином, то в конце июля Валерий Иващенко объявил о том, что Минобороны в ближайшее время планирует выставить на продажу более 50 объектов. Первые аукционы назначены на сентябрь, а объекты, подготовленные к продаже до конца года, министерство предварительно оценило в 170 млн грн. "По крайней мере есть диалог, до этого (при Еханурове — прим. "ВД") и диалога ведь не было. Было лишь общение в эпистолярном жанре", — констатирует Сергей Гриневецкий, народный депутат от Блока Литвина, первый заместитель председателя комитета по вопросам национальной безопасности и обороны ВР.

Госдепартамент избыточного имущества и земель Минобороны вернул себе былые полномочия, а возглавил его Петр Неботов, которого связывают с протекцией первого вице-премьера Александра Турчинова. Почти одновременно с назначением Неботова право торговать имуществом Минобороны получил концерн "Техвоенсервис". Интерес к концерну Кабмин уже проявлял в конце прошлого года, планируя вывести из сферы управления министерства и перевести под свое "крыло", но тогда эта "операция" провалилась. Судя же по нынешней активности правительственных изменений вокруг структур, занятых в процессе реализации министерского имущества, борьба за контроль над финансовыми потоками в оборонном ведомстве разрешилась с учетом интересов премьерского лагеря.

Худо-самодеятельность
Одно из ключевых качеств, не устраивавших Юлию Тимошенко в экс-министре транспорта Иосифе Винском, — плохая управляемость. Помимо личных президентских амбиций, которые возмутили Леди Ю, Винский "отметился" попытками отстранить от денежных должностей людей из окружения премьера. Одним из приказов он лишил Александра Загреву, по словам Винского, близкого к Виктору Медведчуку (которому приписывают сотрудничество с Юлией Тимошенко), кресла гендиректора ГП "Международный аэропорт "Львов". О серьезности "проступка" экс-министра говорит уже то, что вопрос возвращения полномочий начальнику Львовского аэропорта Кабмин рассмотрел с рекордной оперативностью — на следующий день после отставки Винского.

На вопрос "ВД" о том, кто способствовал его возвращению, Александр Загрева лишь выдал умеренную порцию критики в адрес обидчика: "Приказ, написанный Винским, отменен распоряжением Кабинета Министров. За это распоряжение не голосовал только один Васюнык, он воздержался. Все остальные министры проголосовали. Это чтобы было понятно, чем занимался Винский, если все коллеги его не поддержали и проголосовали за отмену его приказа, который, конечно, был незаконным. Потому что есть распоряжение суда — пока я был на больничном, мои юристы это дело отсудили".

Зато о нынешнем и. о. министра транспорта Василии Шевченко, в свое время назначенном на должность по квоте НУНС, г-н Загрева высказался нейтрально: "Нельзя оценивать человека за месяц или два работы. Но, конечно, Шевченко — это абсолютно другой уровень руководства. Такие указания, какие давал Винский, он вряд ли будет давать". Собеседники "ВД" характеризуют Василия Шевченко как человека спокойного, "который не будет развивать массу новых проектов, подобно Винскому". Его приход близкие к транспортному ведомству чиновники связывают с "затишьем" и "отсутствием собственных инициатив". Во всяком случае Леди Ю наверняка избавилась от необходимости исправлять "ошибки" чересчур самостоятельного министра.

Этот же козырь оказался в руках Тимошенко благодаря отставке еще одного отличавшегося самостоятельностью министра — Владимира Огрызко. После его ухода премьер продолжает выстраивать собственную внешнюю политику параллельно с МИДом, с той разницей, что теперь у нее на одного "полноценного" конкурента меньше. Временно исполняющий обязанности министра иностранных дел Владимир Хандогий в одном из интервью признался, что ощущает ограниченность своих полномочий, а приставка "вр. и. о." не может не сказываться на его авторитете в дипломатических кругах. Собеседники же "ВД" утверждают, что любой временно исполняющий обязанности министра более зависим от пожеланий главы Кабмина. "Вы же понимаете, что такое, когда нет министра. Кто такой исполняющий обязанности, сколько он будет их исполнять? Это человек, который ожидает, назначат его на должность или нет. С него можно требовать все что угодно", — разводит руками Георгий Крючков, нардеп ВР ІІІ и VІ созывов, экс-глава комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны.

Эхо увольнений
С началом работы Верховной Рады парламентарии продолжат высвобождать руководящие места в министерствах. В числе кандидатов на "вылет", предлагаемых разными фракциями, — министр юстиции Николай Онищук, министр угольной промышленности Виктор Полтавец, вице-премьер Иван Васюнык, министр образования и науки Иван Вакарчук, министр культуры и туризма Василий Вовкун, министр промышленной политики Владимир Новицкий, министр внутренних дел Юрий Луценко, а также министр здравоохранения Василий Князевич.

И теоретически — это не предел. Формально на легитимности правительства не отразится отсутствие "полноценных" министров во всех 20 министерствах. Законодательство не предусматривает на этот случай требования распустить Кабмин. Кость Бондаренко, руководитель Института проблем управления имени Горшенина, ничего катастрофического в этом не видит: "Рискну предположить, что Кабинет Министров может быть работоспособным, даже если вместо всех министров будут и. о., но во главе будет стоять премьер-министр, а рядом с ним — профильные вице-премьеры, способные организовать работу".

Впрочем, возможность проверить это предположение вряд ли представится. Процесс освобождения правительственных кресел наверняка попытаются остановить сами министры. Желающих идти наперекор Тимошенко будет все меньше. А это значит, что Кабмин в своих решениях все больше будет походить на саму Тимошенко: крайности (реприватизация и бесконтрольная денежная эмиссия), популизм (разбалансирование бюджета из-за увеличения социальных выплат) и жесткость (прессинг ФПГ, сделавших ставку "не на того" кандидата в президенты).

Андрей Кожемякин: "В первую очередь нужно назначить министра финансов"
Первый заместитель главы фракции БЮТ в парламенте сообщил "ВД", что представляемая им политсила стремится заполнить два вакантных кресла в действующем правительстве и сменить обладателя еще одного правительственного портфеля.

Какие трудности возникают в работе премьер-министра в связи с неукомплектованностью Кабмина?
— Конечно, эта ситуация создает проблемы для правительства. Потому что исполняющий обязанности всех полномочий министра не имеет. Наша политсила и фракция по представлению премьера уже давно пытаются решить кадровые вопросы в Верховной Раде, проголосовать за те кандидатуры, которые поданы, но эти инициативы блокируются оппозицией. Мы за то, чтобы министры были избраны легитимно, парламентом.

Какие кадровые назначения вы планируете осуществить в первую очередь?
— Представления, которые поданы премьер-министром, уже рассмотрены на совете коалиции и утверждены. Это те же предложения, которые мы делали несколько месяцев назад, мы их не снимаем. Если это будет маленький пакет, то мы хотели бы, чтобы в первую очередь был назначен министр финансов, потому что это очень напряженный участок работы в Кабмине. Второе — вице-премьер по вопросам самоуправления. И еще одна вакантная должность — министр транспорта. Фамилии четко определены — Федор Ярошенко на должность министра финансов, Тариэл Васадзе — на должность министра транспорта. Это маленький пакет. Об остальном нужно договариваться и согласовывать с нашими коллегами по коалиции и оппонентами.

Рассматриваете ли вы возможность голосования за отставку кандидатур, поданных оппозицией (Луценко, Вовкун, Вакарчук)?
— Предложения, которые поступили от оппозиции относительно снятия тех или других министров, — это их дело, пусть они их рассматривают и голосуют.

Вадим Карасев: "И. о. министра не имеет права голоса в Кабмине"
Директор Института глобальных стратегий, близкий к действующему президенту, убежден: поскольку и. о. министра не имеет права участвовать в голосовании членов Кабмина, премьеру легче принимать выгодные ей решения.

Выиграла или проиграла премьер от отсутствия "полноценных" руководителей четырех министерств?
— В этой ситуации Юлия Тимошенко больше выиграла, чем проиграла. Она, возможно, потеряла с имиджевой точки зрения, поскольку отсутствие министров дало повод для критики премьера в т. н. правительстве пустых кресел. Но административно-политически Тимошенко выиграла, потому что сосредоточила контроль над этими министерствами в своих руках. Как премьер она сегодня работает в ручном режиме.

В чем проявляется ручное управление министерствами?
— Тимошенко контролирует непосредственно Министерство финансов, в какой-то степени выстраивает альтернативную внешнюю политику через вице-премьера Немырю, оставляя Министерство иностранных дел в стороне. Она самостоятельно осуществляет визиты, не ставя в известность МИД, как это было с газовыми договоренностями, поездками в Москву. Отсутствие полноценного министра дало ей возможность для маневра и проведения самостоятельной внешней политики, без оглядки на критику президентской стороны и президента, который, по Конституции, осуществляет внешнюю политику страны.

В каких вопросах полномочия и. о. министра ограничены?
— Исполняющий обязанности министра не имеет права голоса в Кабмине. Реально в ручном режиме правительством и экономикой управляет премьер, но формально это все равно узаконивается, легитимируется решениями Кабмина. Так вот отсутствие полноценных министров, а тем более министров с собственной позицией, — а это были и Пинзенык, и Винский, и Ехануров, и Огрызко, — избавило Тимошенко от внутренней оппозиции в Кабмине. У нее появилось больше возможностей, чтобы провести то решение, которое ее устраивает.

Чью кандидатуру Кабмин предложит к отставке следующей?
— Одним из вероятных кандидатов на "вылет" был министр юстиции Онищук. Тимошенко наверняка попытается отправить его в отставку, поскольку глава Минюста — достаточно важный пост не только с точки зрения текущей правительственной политики, но и в свете приближающихся выборов, и связанных с этим обжалований. Однако Онищук прошел по квоте коалиции, за него может выступить "Наша Украина", а Партия регионов — не поддержать его отставку. Поэтому министр юстиции имеет шанс устоять.

При каком количестве пустых кресел Кабмин будет нелегитимным?
— В законе о Кабмине четко не прописано, сколько необходимо полноценных министров для того, чтобы решения правительства были легитимны. Это уже дело судебных оспариваний, но они могут тянуться и месяц, и два, и затянуться до конца президентской гонки, а там это уже будет не важно.

    Реклама на dsnews.ua