• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Льготные ожидания

Реклама на dsnews.ua
Почти год назад правительство и промышленники закрепили свои "антикризисные" отношения в меморандуме о взаимопонимании. Оправдались ли надежды власти

Почти год назад правительство и промышленники закрепили свои "антикризисные" отношения в меморандуме о взаимопонимании. Оправдались ли надежды власти и бизнеса?

Меморандум, который правительство подписало с собственниками металлургических и химических предприятий в ноябре 2008 года, в своей первоначальной версии назывался меморандумом взаимо­понимания. Льготные условия, предусмотренные в "мировом соглашении", должны были спасти промышленников от остановки производства, а государство избавляли от головной боли с тысячами сокращенных работников. Металлурги настаивали на снижении цены на коксующийся уголь, замораживании ж/д тарифов и цен на другие энергоносители. Все эти меры должны были повысить конкурентноспособность украинской металлопродукции на международных площадках. Правительство же потребовало от промышленников всего ничего — не проводить масштабные сокращения на местах, не завышать цены на внутреннем рынке и провести ускоренную модернизацию мощностей.

Подробнее о льготах, которые получил бизнес в ходе "антикризисной раздачи слонов", "ВД" писала в конце декабря прошлого года ("Кризисные попрошайки", "ВД" №50, стр. 28,2008 г. ). Спустя десять месяцев мы решили подсчитать, во сколько влетело бюджету дотирование отечественной промышленности и что государство получило взамен. По самым приблизительным подсчетам, цена государственной поддержки промышленности составила около 3,5 млрд грн. А вот подсчитать выгоду государства от их действия оказалось сложнее.

Хитрите, господа

Заниженные тарифы, льготные цены на газ и другие антикризисные меры помогли участникам меморандума снизить себестоимость своей продукции. Такое преимущество позволило украинским меткомпаниям конкурировать с мировыми производителями на новых рынках и поддерживать производство. В  погоне за экспортными контрактами промышленники забыли о рынке внутреннем: участие в крупных инфраструктурных проектах внутри страны можно пересчитать по пальцам. Но больше всего правительство возмутили цены на металлопродукцию на внутреннем рынке, которые, как оказалось, на 5-10% выше экспортных.

В конце августа Минпромполитики и Минэкономики разразились обвинениями в адрес металлургов — Сергею Таруте, Ринату Ахметову и Лакшми Митталу вменялось несоблюдение условий меморандума в части предоставления металлургами информации… о средних ценах на продукцию на внутреннем рынке. Главная угроза, которую озвучили власти, — отмена льготных условий для этих участников рынка. Для того чтобы не допустить превышения цен на металлопродукцию на внутреннем рынке над экспортными ценами, Минэкономики в свое время внедрило систему постоянного мониторинга, которую эти предприятия игнорировали. Не прошло и месяца, а руководители ведомств утверждают, что конфликт исчерпан. Дескать, все это — рабочие моменты, недоразумения случаются, и никто никого ниоткуда исключать не собирается. Министр экономики Богдан Данилишин заявил "ВД", что его ведомство в настоящее время ведет индивидуальную работу с каждым отдельно взятым предприятием по вопросам выполнения пунктов меморандума.

"У нас возникает непонимание, но в итоге приходим к консенсусу, собственники предприятий соглашаются на наши условия". Немногословным оказался и министр промышленной политики Владимир Новицкий. "Меморандум продлен до конца года, и вопрос об изменении его положений пока закрыт. Будем думать в начале следующего года, хотя не исключено, что к тому времени кризис закончится, и мы вообще не будем продлевать льготные условия для промышленности ", — ответил Новицкий не без иронии.

Реклама на dsnews.ua

Дело в ценах
По сравнению с тем, какие инструменты поддержки промпроизводителей использовали другие страны, украинские
методы оказались эксклюзивными. Антикризисные программы большинства стран были направлены именно на развитие внутренней инфраструктуры. Причем меры эти открыто назывались протекционистскими — чего только стоит программа Белого дома "Покупай американское", которая запретила отечественным компаниям вообще закупать импортную металлопродукцию для реализации инфраструктурных проектов.

Еще одно из главных требований промышленников к правительству, закрепленных в меморандуме,  — отмена повышения тарифов на грузоперевозки со стороны "Укрза­лiзницi" (см. "Что получили промышленники от государства"). И химикам, и металлургам удалось заставить правительство заморозить железнодорожные тарифы на уровне октября 2008 года. Этого решения, как известно, металлургические предприятия добивались и ранее, аргументируя это тем, что "Укрзалiзниця" просто умело использует свою абсолютную монополию на этом рынке. Впрочем, из-за правительственных "антикризисных" договоренностей отношения промышленников с государственной компанией не стали слаще: "Укрзалiзниця" возглавляет рейтинг недовольных меморандумом, постоянно настаивая на отмене его условий.

"Мы свои требования выполняем, предоставляем скидки на железнодорожные тарифы. В свою очередь металлурги своих условий не выполнили", — приблизительно так руководство "Укрзалізниці" комментирует свое требование отменить меморандум. В пресс-службе "Укрзалiзницi" "ВД" сообщили, что цены на большую часть металлопродукции выросли от 4 до 35%. В  "Укрзалізниці" даже поименно называют предприятия, которые не выполняют условия меморандума. Среди них, в частности, ОАО "Нижнеднепровский трубопрокатный завод" Виктора Пинчука, которое с начала года увеличило стоимость продукции на 4,6%, и ОАО "МК "Азовсталь" Рината Ахметова, у которого "Укрзалізниця" закупает рельсы. С начала года цена на них выросла на 22%.

Нахимичили

Точит зубы на промышленников и "Нафтогаз України", хотя в компании стараются этого не афишировать. Претензии НАКа заключаются в небывалых льготах, которые государство предоставило химикам. Сначала правительство приняло постановление, согласно которому химпредприятия получали возможность закупать газ напрямую у производителя, а позже понизило цену на газ для химиков практически на 30% — до $205 (действие пока еще не вступило в силу). Руководство НАКа от резких комментариев воздержалось, а убытки от такой "поддержки" химиков Секретариат президента оценил в 600 млн грн., которые недополучит НАК "Нафтогаз". Впрочем, в отличие от металлургов, к льготам для химиков у Кабмина подход избирательный. Нелюбовь Юлии Тимошенко к Фирташу распространилась и на подконтрольный олигарху "Ривнеазот" — на прошлой неделе Минпромполитики заявило, что не намерено включать "Ривнеазот" в список химпредприятий, которые получают газ по сниженной цене, не собирается этого делать и НАК.

Впрочем, власти уже неоднократно грозились отменить льготы для промышленников, обвиняя их в несоблюдении всех пунктов договоренностей, однако действия меморандума продлевались, несмотря на все "против".

Смена приоритетов
Со скептицизмом к действию меморандума относятся и украинские эксперты. "Неверно считать, что сталепроизводители сократили издержки: они просто стали получать часть прибыли, ранее оседавшей в других секторах экономики. О повышении эффективности речи нет",  — подводит итоги уроков кризиса Дмитрий Хорошун, старший аналитик инвестиционной группы "Сократ".

Как оказалось, недовольны выполнением меморандума и сами промышленники. Самые большие претензии у металлургов заключаются в вопросах возмещения НДС. По данным председателя ЦК профсоюза металлургов и горняков Украины Владимира Козаченко, государство на конец августа задолжало металлургам 2,9 млрд грн. "Для нас не столь важными являются остальные условия меморандума. Для каждого предприятия на первом месте, естественно, стоит вопрос со скорым возмещением НДС", — заявил "ВД" Александр Пилипенко, вице-президент консорциума "Индустриальная группа".

Обещания, которые давали промышленники государству, выполняются частично, хотя руководители некоторых предприятий признаются: если бы не меморандум, сокращений на предприятиях было бы гораздо больше. "Вы понимаете, у нас металлургия — это своего рода социально ответственная отрасль. В настоящее время предприятия работают на старом оборудовании. Естественно, в процессе модернизации востребованность в рабочей силе будет сокращаться",  — объясняет г-н Пилипенко.

Действие меморандума правительства с промышленниками истекает в декабре нынешнего года. И эксперты, и государство, и промышленники признаются, что правила игры с нового года придется менять. Ведь существующая система договоренностей оказалась выгодной всем и никому.

Модернизации нет
Одно из главных обещаний со стороны собственников предприятий — модернизация производственных мощностей, которая должна была снизить энергозатратность. В начале года промышленники заявляли об амбициозных планах по ремонту и установке нового оборудования — по приблизительным подсчетам, на эти цели суммарно они декларировали траты в размере $3 млрд в течение ближайших трех лет. Для того чтобы поддержать энергосберегающие программы, правительство в феврале текущего года даже приняло постановление об отмене пошлин на ввоз оборудования, повышающего энергоэффективность производства ( в июне было отменено решением Верховного Суда). Но под его видом в страну завезли всевозможную технику, сэкономив на уплате пошлин около 300 млн грн. ("ВД" писала об этом в мае с. г. — "Дикая энергия", "ВД" № 22, стр. 22). Впоследствии оказалось, что, собственно, требуемого оборудования и нет. Планы по внедрению даже установок пылеугольного вдувания украинские металлурги откладывают на следующий год, аргументируя это отсутствием кредитных ресурсов.
    Реклама на dsnews.ua