• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Красная жара

Реклама на dsnews.ua
На протяжении всего года, который Украина прожила в экономическом кризисе, два ведущих политика страны — Виктор Янукович и Юлия Тимошенко— соревновали
На протяжении всего года, который Украина прожила в экономическом кризисе, два ведущих политика страны — Виктор Янукович и Юлия Тимошенко— соревновались, кто из них больший… коммунист. В своей заботе о бедных и обездоленных глава правительства и лидер оппозиции напрочь забыли о тех, кто содержит предприятия и платит зарплату "электорату". Предложить альтернативу левой идеологии, которая сегодня уничтожает украинскую экономику, оказалось просто некому.

"Что мы здесь делаем?" — Владимир Ландик недоуменно улыбается, глядя на своего старшего брата, Валентина, пока фракция Партии регионов, к которой принадлежат оба депутата, блокирует трибуну. Двум мультимиллионерам из Донбасса волей-неволей приходится участвовать в акции с требованием повысить минимальную зарплату и пенсии. В общении с "ВД" странность этого парадокса хозяин концерна "Норд" Валентин Ландик предпочел не комментировать. Но дал понять, что прекрасно осознает сомнительность требований увеличить бюджетные расходы в период кризиса. Понимает, но поделать ничего не может. А вот его младший брат, владеющий отдельным многоотраслевым холдингом в Луганске, оказался более изобретательным: "Владельцы предприятий думают не только о бизнесе, и прекрасно понимают, что простым людям нужны достойные зарплаты и пенсии". И этими словами лишь усилил всю иронию ситуации. Ведь повышать зарплаты и пенсии планируется, в лучшем случае, за счет увеличения налогового давления на промышленность. То есть, на предприятия тех же депутатов, чья фракция блокировала трибуну. Лидер регионалов Виктор Янукович тем временем заявил о намерении "поднять народ" на протест против правительства с теми же зарплатно-пенсионными требованиями. А это значит, что промышленникам-депутатам, прежде чем пережить волну налогового прессинга, придется еще и оплатить организацию митингов фактически в поддержку этого же прессинга. Впрочем, "левые мечты" регионалов могут быть реализованы и с помощью прямой денежной эмиссии.

Левее левого
На протяжении всего последнего года правительство Юлии Тимошенко демонстрирует виртуозное владение лишь одним инструментом борьбы с экономическим кризисом — распределение ничем не обеспеченных денег, сошедших с печатного станка. Оппозиция в лице Виктора Януковича, со своей стороны, все это время критикует Леди Ю фактически лишь за то, что денег напечатано мало. И требует "повысить социальные стандарты". Соревнование между двумя лидерами политических рейтингов за то, кто же из них окажется левее в своей экономической идеологии, длится уже не первый год. В том числе и в период 2006-2007 гг., когда премьером был Янукович, а главным оппозиционером — Тимошенко. Но лишь нынешний экономический кризис показал, насколько вредной для страны может быть эта гонка.

Бурный экономический рост нескольких докризисных лет давал Януковичу и Тимошенко возможность стремительно повышать расходы госбюджета на зарплаты и пенсии. Теперь рост экономики прекратился, а "сладкая парочка" украинской политики остановиться в своем популизме так и не смогла. Авторитетные экономисты все чаще говорят об угрозах, которые несет это соревнование. "Доходы бюджета падают, инфляция растет, а это значит, что дальнейшее повышение социальных стандартов возможно только параллельно с ростом экономики, — говорит президент Центра экономического развития Александр Пасхавер. — Популизм политиков в условиях кризиса может стать огромным риском для экономики".

Г-н Пасхавер традиционно осторожен в своих формулировках. Если говорить прямо, второй виток кризиса — намного более жесткий, чем первый — может быть спровоцирован именно перекосами в бюджетной политике правительства. Еще проще — это равно экономическому самоубийству страны.

Курящие в сторонке
Пока Янукович и Тимошенко определяют, кто из них левее, лидеры партий, которые являются левыми по идеологической базе, как говорится, "нервно курят в сторонке". Лидер Коммунистической партии Украины Петр Симоненко вчистую проиграл битву за контроль над симпатиями избирателей, которые имеют доходы ниже среднего. Ведь даже такую благодатную для рейтинга тему, как сгоревшие вклады Сбербанка СССР, нынче эксплуатирует не он, а премьер-министр Юлия Тимошенко. На минувшей неделе она заявила о намерении продолжить выплаты "юлиной тысячи" пострадавшим вкладчикам, но… через четыре месяца. То есть, приблизительно, ко второму туру президентских выборов. Напомним, что во время парламентской избирательной кампании 2006 года Тимошенко обещала полностью рассчитаться с собственниками советских сбер­книжек за два года. И это обещание (естественно, нереализованное) дало ей тогда львиную долю голосов. Петру Симоненко остается лишь завидовать работе политтехнологов БЮТ и подчеркивать, что она "ненастоящая" левая. "Основа политических взглядов Тимошенко — популизм, она всегда говорит то, что от нее хочет услышать аудитория, а не то, что она или ее политическая сила на самом деле считает правильным", — заявил он на днях в интервью "РИА Новости". Тут же отнеся этот тезис и к Виктору Януковичу.

Похоже, именно ставка на агрессивный политический маркетинг привела лидеров БЮТ и Партии регионов к нынешней брутальной левизне. Согласно весеннему социологическому опросу КМИС, 73% украинцев поддерживают социалистические преобразования в стране, и лишь 15% делают ставку на рыночные реформы. Так что ведущим политикам, для которых идеология — лишь инструмент улучшить продажи рейтинга, и деваться особо некуда, кроме как в левый лагерь. Коммунист Петр Симоненко планирует противопоставить этому новый политический проект, который объединит "настоящих" левых — КПУ, ПСПУ, СПУ и ряд других партий. Один из возможных участников этого проекта, лидер партии "Союз левых сил" Василий Волга, уверен, что избиратели смогут рассмотреть разницу между либеральными и левыми политсилами: "Когда политические партии либерального толка берут на вооружение лозунги левых движений, это называется одним словом: популизм. Но это приспособленчество исключительно внешнее и не носит сущностного характера. На самом деле все эти партии защищали, защищают и будут защищать интересы крупного капитала". Впрочем, последнее утверждение г-на Волги больше похоже на пожелание, чем на факт. Ни один крупный инвестиционный проект в Украине сегодня не может похвастаться стабильно хорошими отношениями с правительственными органами. В большинстве случаев, как раз наоборот, речь идет о грубом прессинге. И это, опять же, укладывается в левую экономическую идеологию, которая позволяет некоторое пренебрежение частной формой собственности в угоду государственной.

Реклама на dsnews.ua

"Левацкие" перекосы
Пожалуй, наиболее яркой иллюстрацией отношения нынешнего правительства к инвесторам является транспортная отрасль. Здесь премьер-министр дала прямое распоряжение расторгнуть все (!) договоры о совместной деятельности, которые государственные морские порты заключили с частными компаниями. В частности, в Ильичевске под этот "каток" попала "Национальная контейнерная компания", подконтрольная депутату Госдумы России Виталию Южилину, который вложил в местный терминал $92 млн. А в порту Южный правительство попробовало разорвать договор с компанией ТИС российского мультимиллионера Алексея Федорычева. Судебные разбирательства длились все лето, и сейчас упомянутые инвесторы, похоже, все же склонили чашу Фемиды в свою сторону. К тому же, после громкого заявления российского президента Медведева о притеснении российского бизнеса в Украине, премьер Тимошенко на днях сказала, что готова удовлетворить все жалобы россиян. В портах, где с российским бизнесом не сложилось (Николаев, Скадовск, Херсон и др.), частные компании продолжают нести убытки из-за прессинга со стороны правительства.

Не менее показательной, с точки зрения отношения к частным инвесторам, является и ситуация в угольной отрасли. Там правительство попросту заблокировало поставки угля на государственные ТЭС с частных и арендных шахт. Еще в мае против этого выступили ведущие профсоюзы отрасли, ПРУП Виктора Турманова и НПГУ Михаила Волынца. В ответ руководители государственных угольных компаний провели пресс-конференцию, на которой один из "генералов" Станислав Толчин (ГП "Макеевуголь") сказал прямо: "Минуглепром не обязан решать проблемы частных компаний, потому что он создан для помощи государственным предприятиям". Это дикое, с точки зрения экономики XXI века, заявление вполне типично для нынешнего правительства не только для угольной отрасли. Попытки переделить рынки в пользу госкомпаний постоянно предпринимаются в нефтегазовой, алкогольной, банковской и даже телекоммуникационной отраслях. "Левацкие" перекосы в политике Юлии Тимошенко — скорее правило, чем исключение.

Информированный оптимизм
Надолго ли эти перекосы? Рост расчетливого популизма у политиков в период избирательной кампании — нормальный процесс. Исходя из этого, многие наблюдатели ожидают, что после выборов левая идеология перестанет быть в Украине главенствующей и для правительства, и для оппозиции. "По своему составу и БЮТ, и Партия регионов — либеральные центристские политические силы, представляющие интересы крупного бизнеса. Да и создать коалицию, если такая возможность представится, они смогут именно на этой базе", — считает Владимир Фесенко, руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента". Кстати, на его взгляд, уже после президентских выборов 2010 года украинцы в своих симпатиях перестанут ориентироваться исключительно на личности политиков и снова, как в 1990-х, начнут обращать внимание на идеологию партий и их имиджевую базу.

И все же рискнем предположить, что при нынешнем составе политических фаворитов "социалистические" перекосы в экономическом госрегулировании в обозримом будущем сохранятся. Главный аргумент в пользу этого сценария — огромная вероятность внеочередных парламентских выборов в 2011-м, а возможно, и в 2010 году. Новому президенту будет необходимо мощное представительство в Верховной Раде, и он наверняка постарается получить его как можно скорее. А это значит, что выборы снова будут стимулировать власть к принятию популистских решений, а оппозицию — к популистской критике. Альтернативой этому сценарию является разве что создание коалиции между БЮТ и Партией регионов. Но какую экономическую идеологию в таком случае подскажут Виктору Януковичу и Юлии Тимошенко их "маркетологи", сегодня предсказать невозможно. Хотя если, например, Янукович предложит создать систему льгот для инвестирования в приоритетные отрасли промышленности (либеральная идеология), у Тимошенко будет очень велик соблазн занять рядом с ним политически более "рентабельную" левую нишу.
И наоборот, конечно.

Кто там шагает правой?
"Я не вижу команды, с которой мне было бы интересно пойти в политику", — говорит киевский мультимиллионер Александр Кардаков, президент группы компаний "Октава". И признается, что с удовольствием попробовал бы себя в роли политика, но подходящей для этого партии попросту нет. Несмотря на то, что, согласно уже упомянутому опросу КМИС, партию с исключительно рыночными ценностями готовы поддержать около 15% украинцев, эта ниша на сегодняшний день пуста. Если точнее, политические силы, которые пытались разработать альтернативные сценарии развития украинской экономики (например, УСПП), так и остались маргинальными. Их влиятельности недостаточно, чтобы хоть как-то воздействовать на правительство или парламент. Как следствие, левая идеология оказалась в экономической политике властей не просто доминирующей, а фактически монопольной.

Определенные возможности для создания именно такой политической силы долгое время были у президента Виктора Ющенко. Высокий имидж в деловых кругах и однозначная ориентация на прозападные ценности делала партию "Наша Украина" неплохой площадкой для формирования мощной авторитетной команды либералов. Но сначала (2005-2006 гг.) этот шанс Ющенко просто "прохлопал", а затем малоэффективное, неконструктивное, а зачастую и просто бесцельное критиканство в адрес правительства подорвало его рейтинг. Теперь Александр Кардаков и тысячи таких, как он, успешных бизнесменов просто машут рукой, когда разговор заходит о политике. Их креативность и опыт нынешним политическим лидерам оказались не нужны. Впрочем, если политическая ниша пуста, она наверняка будет заполнена к ближайшим парламентским выборам. Ведь 15% вполне достаточно для прохождения в парламент.

А пока в украинской политике бушует "красная жара". Необоснованная денежная эмиссия и рост социальных выплат — не исключено, что за эти опрометчивые решения нынешнюю власть будут критиковать… коммунисты. Ведь продолжение этой экономической политики неизбежно ведет к потере контроля над инфляцией, девальвации национальной валюты и, как следствие, обнищанию страны.

А защита интересов нищих — работа коммунистов. Если, конечно, и в этом их не переиграют высокооплачиваемые политтехнологи Виктора Януковича и Юлии Тимошенко.

Александр Голуб: "Партии, представляющие крупный капитал, украли наши идеи"
Один из лидеров Компартии Украины, спикер ее фракции в парламенте и главный редактор газеты "Коммунист" давно смирился с тем, что партии, созданные крупными бизнесменами, используют коммунистическую риторику. Но он уверен, что говорить о потере контроля КПУ над этой электоральной нишей рано.

Вас не смущает тот факт, что левые идеи сейчас практически не приносят пользы левым партиям, зато помогают наращивать рейтинг партиям, основу которых составляют представители бизнеса?
— Естественно, тот факт, что партии, представляющие крупный капитал, украли наши идеи, не может не вызывать у нас негативную реакцию. Но не будут же они обещать избирателям повышение цен на продукты питания и жилищно-коммунальные услуги, рост курса доллара! Поэтому они и эксплуатируют левые идеи. А избиратели на это "покупаются". Но, даже в том случае, если бы эти партии захотели реализовать обещанное, то не смогли бы этого сделать, поскольку не являются носителями левой идеологии, философии справедливого государства и общества. Использование левых идей правыми, центристскими и другими политическими силами обусловлено национальным менталитетом. Ведь по данным различных социологических исследований, до 60% жителей Украины выбирают такие ценности, как коллективизм и взаимоподдержка, для них характерна вера в сильное государство.

Что намерены делать левые силы, чтобы перехватить инициативу у "псевдолевых"?
— Объединяться. И этот процесс происходит на наших глазах. Мы находимся в одном шаге от подписания комплексного соглашения между левыми политическими партиями.

И его цель не просто поддержка единого кандидата на президентских выборах, но и формирование единых списков кандидатов в депутаты местных советов, единого списка на парламентских выборах. Как только это объединение состоится, ход президентской избирательной кампании, расстановка сил в ней существенно изменятся.

Вы всерьез думаете, что сможете обыграть более богатые партии?
— Конечно! У нас нет того финансового и медийного ресурса, которым обладают олигархические партии и кандидаты. Мы будем действовать точечно, через региональные телерадиокомпании, региональную прессу, с которой у нас уже есть договоренности. По возможности будем использовать ресурсы и центральных медиа. Но основой нашей кампании будет работа с избирателем напрямую, от двери к двери. И для этого у нас есть возможности. Наверное, даже больше, чем у других, поскольку сторонники левых идей не признают каких-то материальных мотиваций.

Анатолий Гальчинский: "Для повышения социальных стандартов нет никаких экономических предпосылок"
Профессор Анатолий Гальчинский — признанный гуру экономической аналитики в Украине, но, как ни странно, его идеи сегодня не востребованы ни властью, ни оппозицией. Причина проста: его предложения могут спасти экономику, но наверняка снизят рейтинг политика, который возьмется за их реализацию.

Может ли, на ваш взгляд, рост социальных выплат населению стимулировать украинскую экономику?
— Экономический кризис — не время, чтобы правительство и парламент повышали социальные стандарты. В такой период главным приоритетом должна стать стабилизация экономики. На мой взгляд, ошибочной является точка зрения о том, что рост доходов населения будет стимулировать экономику. Рост доходов допустим только вместе с ростом производительности труда. А во время кризиса производительность труда обычно снижается. Так что для разговора о повышении социальных стандартов нет никаких экономических предпосылок.

Но есть политические, не так ли?
— Нынешняя предвыборная кампания толкает политиков на опрометчивые решения с точки зрения экономической целесообразности. Но такие политики будут наказаны экономикой за эти просчеты. К сожалению, либерально-центристских партий, которые имели бы влияние на принятие решений на государственном уровне, в Украине просто нет.

В странах Запада государство начинает играть все большую роль в экономике. Украине стоит действовать по этому же сценарию?
— На мой взгляд, сегодня мы не должны делать ставку на опыт стран Запада, которые действительно увеличивают роль государства в экономике. Дело в том, что нынешняя глубина кризиса в Украине, в первую очередь, обусловлена не излишеством рынка, а, наоборот, фактическим отсутствием экономических реформ. То есть, ситуация с Западом у нас кардинально разная.

Какие главные шаги, на ваш взгляд, стоит сделать правительству в ближайшее время для борьбы с кризисом?
— Главная задача правительства в условиях кризиса — нормализовать уровень госпотребления в структуре ВВП. Сегодня через госбюджет перераспределяется около трети ВВП. Это очень много. Бюджетные расходы нужно уменьшать. Напомню, что во время кризиса 1997-98 гг. первое, что было сделано правительством, — снижение уровня государственных расходов. В структуре ВВП их доля сократилась с 32 до 26%. Тогда это стало основой в пакете решений, призванных оживить бизнес. Сегодня мы опять вернулись к 32-33%. И последние решения власти направлены на то, чтобы этот показатель продолжал расти.

    Реклама на dsnews.ua