• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Болотные деньги

Реклама на dsnews.ua
За якобы убыточную добычу торфа в стране развернулась настоящая борьба
За якобы убыточную добычу торфа в стране развернулась настоящая борьба.

Правительство готовится к реформе торфяной отрасли, главная цель которой — увеличить потребление альтернативного топлива в стране. Впрочем, планы эти могут остаться на бумаге: руководители предприятий, входящих в состав госконцерна "Укрторф", уверены, что отрасль доводят до банкротства. И утверждают — основная борьба за торфяные богатства родины развернется уже в следующем году.

Быстрые перемены
В скором времени торфяная отрасль в лице госконцерна "Укрторф" сменит куратора: место Минуглепрома прочат Нацагентству по обеспечению эффективного использования энерго­ресурсов (НАЭР). Программа развития отрасли, по словам заместителя директора НАЭР Сергея Паршина, уже согласована со всеми профильными министерствами, в том числе и с Минугле­промом. Косвенно этот факт подтвердил "ВД" и министр угольной промышленности Виктор Полтавец. "Пускай забирают себе, возможно, у них получится управлять эффективнее,  — заявил он. — Распоряжение правительства уже готово и в ближайшее время будет рассмотрено на правительственном заседании".

Как стало известно "ВД", реорганизацию начнут с ГП "Киевторф", одного из семи государственных предприятий, входящих в состав госконцерна "Укрторф" (подробнее о структуре и работе "Укрторфа" — см. "Торфяное дело"). Минимум девять из 11-ти дочерних предприятий "Киевторфа" будут ликвидированы. "Министерство угольной промышленности не выступает против ликвидации следующих дочерних предприятий ГП "Киевторф", а именно: "Дымерторф", "Лохвицяторф", "Ирдиньторф", "Ирдиньагроторф", "Кедра­торф", "Обуховторф", "Оржицяторф", "Рожны­торф", — говорится в письме, подписанном первым заместителем министра угольной промышленности Сергеем Офицеровым (датировано 28 сентября с.г.) которое имеется в распоряжении редакции.

Когда же "ВД" обратилась за комментариями о мотивах грядущей реорганизации к главе Минуглепрома Виктору Полтавцу, то чиновник не скрывал удивления: о существовании упомянутого письма он узнал от журналистов "ВД". Тем не менее, уверенно заявил: "Некоторые предприятия отрасли — это в болоте полсарая, так что ликвидация вынужденная". Этот аргумент стал главным и для директора "Укрторфа" Виктора Юрченко (подробнее — см. интервью на стр. 30).

Но, по мнению "ВД", авторов идеи ликвидации дочерних предприятий стоит искать в самом ГП "Киевторф". Формально для этого имеются веские основания. "На ГП "Киевторф" на протяжении многих лет не работают несколько дочерних предприятий, а именно: ДП "Дымерторф" — 10 лет, ДП "Лохвицяторф"  — 12 лет, ДП "Ирдыньторф"  — 8 лет, ДП "Кодраторф" — свыше 5 лет, ДП "Обуховторф" — вообще не работало, ДП "Оржицяторф" — не работает, ДП "Рожныторф" — занимается строительством пруда по плану рекультивации. Перспектив возобновления производства нет",  — говорится в письме и.о. директора ГП "Киефторф" Алексея Кулиша на имя министра углепрома, которым располагает редакция (датировано 10 сентября с.г.).

Однако экс-руководитель ГП "Киевторф" Михаил Чупрына считает, что "объективные причины существуют для закрытия всего лишь трех предприятий — ДП "Дымерторф", ДП "Ирдыньагроторф" и ДП "Ирдыньторф", которые действительно не работают уже в течение пяти-восьми лет. Тогда как остальные предприятия "Киевторфа" располагают достаточными запасами для добычи и осуществляют ее".

Реклама на dsnews.ua

Любопытная деталь: в августе с.г., незадолго до появления упомянутой инициативы о ликвидации, девять дочерних предприятий ГП "Киевторф" проверяли специалисты из Департамента контрольно-ревизионной работы по борьбе с коррупцией Минуглепрома. В отличие от предыдущей проверки, проведенной буквально месяцем ранее, контролеры выявили ряд нарушений. Самые жесткие замечания ревизоров касались проведения тендеров на закупку оборудования за счет средств гобсюджета. Так, согласно данным проверки, в течение 2008 г. ГП "Киевторф" потратило на приобретение такого оборудования 5,3 млн грн. из госбюджета, при этом не имея права проводить торги на сумму более чем 700 тыс. грн. Общая сумма нецелевого использования госсредств составила около 2,5  млн грн. Кроме того, реализация торфа дочерними предприятиями не фиксировалась ни в одном документе, вследствие чего определить количество реализованного и добытого торфа невозможно.

"На проведение самой процедуры ликвидации предприятия выделяются огромные деньги из госбюджета. К тому же в этом случае будут, скорее всего, продаваться административные здания дочерних предприятий. А ведь это — гектары земли в Киевской области",  — объясняет мотивы ликвидации на правах анонимности один из руководителей предприятия, входящего в состав концерна.

Первый пошел
Ликвидация предприятий "Киевторфа" станет лишь первой ласточкой. По информации источников "ВД", такая же участь может постигнуть четыре из семи госпредприятий, входящих в состав госконцерна: "Житомирторф", "Подил­ляторф", "Черниговторф", "Сумыторф".

Первое в этом списке на ликвидацию — ГП "Житомиторф", которое с начала года выполнило план только на 23,8%. Житомирская область имеет весьма перспективные месторождения торфа в Украине, общий объем этого сырья оценивается экспертами в 10 млн т. Впрочем, в области работает только один из пяти торфобрикетных заводов — Озерянский. "В настоящее время работа на предприятии остановлена, и реализации продукции практически нет", — сообщили на заводе. По словам бывшего директора предприятия Александра Рогаля, главная цель ликвидации "Житомирторфа"  — получение контроля над предприятием со стороны заинтересованных лиц. "В середине прошлого года была попытка создания совместного предприятия. Доля инвестора в нем должна была составить около 99%, государственная — 1%, однако позже эти действия компании были опротестованы областной прокуратурой", — делится прошлогодними воспоминаниями бывший руководитель предприятия. Как удалось выяснить "ВД", инициатива создания структуры совместной деятельности принадлежала компании "Энергетический альянс", которую источники "ВД" в отрасли связывают с советником премьера по энергетическим вопросам Сергеем Пашинским. На что сам г-н Пашинский ответил достаточно лаконично: "Любая компания, которая собирается инвестировать в ТЭК Украины, может рассчитывать на мою под-держку, я однозначно буду поддерживать работу предприятия "Житомирторф". Советник премьер-министра указывает, что парламентский комитет по вопросам ТЭК по его личной инициативе предложил увеличить финансирование торфяной отрасли в проекте госбюджета на 2010 г. до 236 млн грн. "Мы в десять раз увеличим финансирование торфяной отрасли, потому что это действительно перспективно",  — заявил он "ВД". Как нам удалось выяснить, после неудавшейся попытки создания СП руководство "Укрторфа" инициировало смену директора предприятия, и "Житомирторф" возглавил один из сотрудников "Энергетического альянса", который спустя некоторое время также был уволен. Несмотря на заявления о том, что отгрузка торфа предприятием практически не ведется, интернет пестрит объявлениями "Энергетического альянса" о продаже торфа. "ВД" попробовала связаться с киевским офисом компании, и девушка на другом конце провода подтвердила: компания реализует продукцию с предприятия "Житомирторф".

В начале сентября во властных кабинетах заговорили о скором банкротстве еще одного ГП  — "Черниговторф", которое в прошлом считалось одним из самых перспективных в отрасли. "Сама контора "Черниговторфа" обеднела настолько, что с начала года смогла приобрести лишь две пачки бумаги для канцелярских нужд, причем исполняющий обязанности генерального директора за это время не получил ни копейки зарплаты", — пишут местные СМИ. По информации Черниговской ОГА, задолженность по заработной плате за текущий год на предприятии превышает 455 тыс. грн., долги по налогам и сборам в целевые фонды — 6 млн грн., а сумма непокрытых убытков за пять месяцев текущего года достигла 700 тыс. грн.

Впрочем, "Черниговторф" был одним из первых предприятий отрасли, вовлеченных в корпоративные скандалы. В 2002 г. заместитель директора ГП Сергей Проценко и председатель правления ОАО "Черниговоблтопливо" Федор Лозян были обвинены в доведении предприятия до банкротства. По заявлению правоохранительных органов, "Черниговоблтопливо" сфабриковало дело о долге "Черниговторфа" на сумму 90 тыс. грн. перед местным бюджетом. Вскоре после этих событий началась процедура санации, в ходе которой, согласно информации правоохранительных органов, было разворовано государственное имущество предприятия. В мае 2007 г. новый губернатор области Николай Лаврик предлагал передать "Черниговторф" в управление местной власти, однако окончательное решение так и не было принято.

Вызывает интерес
Интерес к украинскому торфу проявляют и зарубежные инвесторы. Компании из ОАЭ вели переговоры о покупке торфяной крошки, готовы были к сотрудничеству на любых условиях словацкие и финские компании. Предыдущие попытки создать на базе предприятий СП или привлечь инвестиции иност­ранных компаний закончились провалом. Потерпело неудачу совместное украинско-немецкое предприятие "Надія-94" (учрежденное немецким производителем питательных смесей для растений Eugen Stohp GmbH), которое даже планировало построить в Украине завод стоимостью ?3 млн.

Хоть приватизация торфяных предприятий и запрещена решением Верховной Рады, однако в текущем году попытки изменить правовое поле наблюдались. "Если бы закон был принят и нас исключили бы из списка, мы бы уже имели какого-то собственника", — рассказывает Иван Киричик, и.о. директора ГП "Волыньторф".

Решение об исключении "Волыньторфа" из списка объектов, не подлежащих приватизации, после вмешательства в процесс некоторых заинтересованных депутатов от Блока Литвина было отклонено парламентом, а против бывшего руководителя предприятия Леонида Ятчука в скором времени было возбуждено уголовное дело по подозрению в разворовывании средств, злоупотреблении служебным положением и должностным подлоге.

А ведь из семи госпредприятий, входящих в состав государственного концерна "Укрторф", только "Волыньторф" приносит прибыль. Это единственное предприятие в Украине, у которого благодаря поддержке со стороны властей области нет проблем с землеотводом под добычу сырья. "У нас есть выгодные экспортные контракты, то есть все добываемые объемы сразу идут на продажу. В  настоящее время мы производим поставки в Словакию, Венгрию, кроме того, естественно, бюджетным организациям", — рассказывает Иван Киричик. Он уверен: тема торфа еще не настолько актуальна, но несомненно станет интересной и скандальной через год-два.

Торфяное дело
Добыча и переработка торфа в стране — прерогатива госконцерна "Укрторф". Эта структура была создана в 2007 году, в бытность руководства Минуглепромом Сергеем Тулубом — на базе одноименного гособъединения, в состав которого входили семь госпредприятий, добывающих и брикетирующих торф, завод "Рем­машторф" и инспекция по контролю качества.
Крупными потребителями продукции "Укрторфа" являются металлургические комбинаты. В числе покупателей — "АрселорМиттал Кривой Рог" (закупает около 20 вагонов торфяной крошки ежемесячно) и Полтавский ГОК. Торфобрикеты заменяют металлургам такое необходимое в производстве сырье, как кокс, на нехватку которого металлургические комбинаты время от времени жалуются. Так, согласно данным ассоциации "Металлургпром" до конца 2009 года дефицит кокса на металлургических предприятиях Украины составит около 400 тыс. тонн.
Передача торфяных предприятий в управление Нацагентства по обеспечению эффективного использования энергоресурсов может оказаться неплохим подспорьем для корпорации ИСД, к которой близок нынешний руководитель агентства Сергей Ермилов. В настоящее время на предприятиях ИСД (Алчевском меткомбинате и ДМКД) проводится модернизация, цель которой — до минимума сократить использование природного газа в производстве.
Виктор Юрченко: "Все предприятия, которые не работают, будут ликвидированы"
Собеседники "ВД" на торфяных предприятиях называют гендиректора госконцерна "Укрторф" самостоятельным и способным эффективно решать кадровые вопросы на предприятиях в регионах, которые ежегодно перечисляют на содержание аппарата ведомства около 800 тыс. грн. Примечательно, что именно Юрченко решает вопросы, связанные с поставками торфяной крошки на меткомбинаты. В беседе с корреспондентом "ВД" он назвал ликвидацию дочерних предприятий вынужденной процедурой и предположил, что светлое будущее торфяной отрасли возможно только под государственным началом.

Чем вызвана ликвидация дочерних предприятий ГП "Киевторф"?
— Большинство из них уже в течение длительного времени не работают, не приносят государству никакой пользы. К примеру, предприятие "Дымерторф" уже в течение восьми лет вообще не работает, мы там только сторожам зарплату платим. С начала года оно не добыло ни одного килограмма торфа, зачем оно нужно? Другая ситуация на "Оржицяторфі": ведется следствие относительно незаконных действий бывшего руководителя предприятия. Там существует проблема с землеотводом. А если нет разрешения на использование земельного участка, то, естественно, добыча торфа не может вестись.

Что же касается предприятий, которые в настоящее время хоть и работают, но не показывают позитивных результатов, мы будем пытаться выяснить, почему такое происходит, и искать выход из положения.

В какие сроки будет проведена ликвидация?
— Это длительная процедура, которая может занять от месяца до года. Предвижу вопрос об имуществе. Не беспокойтесь, оно находится под контролем госконцерна ("Укрторфа" — прим. "ВД"). После ликвидации дочерних предприятий имущество будет передано на баланс ГП "Киевторф".

Допускаете ли вы возможность передачи некоторых дочерних предприятий "Киевторфа" в аренду трудовому коллективу?
— На госпредприятиях, которые не подлежат приватизации (все торфодобывающие предприятия включены в список объектов, не подлежащих приватизации — прим. "ВД"), это возможно, но только с разрешения Кабинета Министров Украины.

Убыточные дочерние предприятия есть и на балансе остальных ГП, которые входят в "Укрторф". Их тоже собираетесь ликвидировать?
— Все предприятия, которые не работают, будут ликвидированы. Есть у нас предприятия, которые приносят прибыль, но о них я умолчу. Поезжайте в Финляндию: вам даже никто не скажет цену на торф, не говоря уже о предприятиях, которые прибыльны или убыточны.

Нацагентство по обеспечению эффективного использования энергоресурсов (НАЭР) разрабатывает проект Программы производства и использования биотоплива на ближайшие пять лет. В том числе и торфяных пеллет, производство которых планируют увеличить до 2,5 млн тонн в год. Этот показатель реально обеспечить с учетом того, что несколько предприятий будут ликвидированы?
— Если Минуглепром сочтет нужным передать управление отраслью НАЭР, мы так и будем делать. Но я уже точно могу сказать, что добыть 5 млн тонн торфа для производства пеллет на существующих мощностях невозможно. Если речь идет о 2,5 млн тонн торфяных пеллет, то для их производства необходимо около 5 млн тонн торфа — обеспечить такую добычу без выделения новых земельных участков нереально. Хотя в свое время Украина добывала и перерабатывала 20 млн тонн торфа, 90% которого использовалось для нужд сельского хозяйства.

Парламентарии неоднократно пытались добиться снятия запрета на приватизацию предприятий торфяной отрасли. Оправдан ли, с вашей точки зрения, приход частных инвесторов в отрасль?
— Из моего личного опыта: были и предложения от иностранных компаний, и долгие беседы, а до дела не дошло ни разу. Во-первых, потому что качество украинского торфа гораздо ниже, чем, к примеру, белорусского. Во-вторых, я пока не видел серьезных бизнесменов, которые готовы были инвестировать в отрасль, требующую очень солидных капиталовложений. А в-третьих, посмотрите на Россию, до 1990-х эта страна добывала торфа больше, чем все страны мира вместе взятые. Сейчас торфяная отрасль там умерла. А почему? Потому что ее решили приватизировать.

    Реклама на dsnews.ua