• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Наконфискаченные

Реклама на dsnews.ua
Пока чиновники грызутся за рынок конфиската, торговцы собирают барыши.

Пока чиновники грызутся за рынок конфиската, торговцы собирают барыши.

Чиновники в очередной раз решили провести реформу системы реализации конфискованного имущества. На этот раз борьба за контроль над рынком развернулась между Государственной исполнительной службой и Минэкономики — их взгляды на будущее рынка реализации конфиската диаметрально противоположны. Единственное, что объединяет ведомства, так это желание подвинуть с насиженного места торгующие организации, которые в настоящее время и занимаются продажей конфискованного имущества.

Готовы исполнять
Министерство юстиции в лице госисполнителей было бы не прочь перебрать реализацию имущества на себя. О необходимости такого нововведения директор департамента Государственной исполнительной службы Геннадий Стадник заявил в августе. Главный аргумент — подпорченная репутация торгующих организаций (подробнее — см. интервью Геннадия Стадника, стр.  24-25). Пункт, дающий право госисполнителям заниматься реализацией конфиската, предусмотрен и в новой редакции Закона "О Государ­ственной исполнительной службе", который был принят в первом чтении еще весной нынешнего года и в настоящее время готовится профильным парламентским комитетом ко второму чтению.

Как только перспектива реформы рынка замаячила на законодательном горизонте, в борьбу за контроль над реализацией конфиската включилось и Минэкономики. Мини­стерство настаивает на создании единого центра, уполномоченного заниматься реали­зацией конфиската. Результатом усилий ведомства стал проект постановления Кабмина "Об утверждении Положения об учете, хранении, оценке и реализации конфискованного, бесхозного, залогового и некоторых других видов имущества" (подготовлен в августе с. г.). Согласно проекту Министерство экономики… должно стать специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль над реализационными процедурами.

К борьбе за контроль над рынком конфиската в разное время старались приобщиться Гостаможслужба, МВД и др. "Коммерческая составляющая вопроса — интерес со стороны любого государственного органа. Поэтому пока данными вопросами занимается не только Минюст через Государ­ственную исполнительную службу, но и Государственная налоговая администрация",  — считает Татьяна Слипачук, партнер юридической компании "Василь Кисіль і Партнери". Если в прошлом году за январь-октябрь на реализацию специализированным организациям было передано арестованного имущества на сумму около 800  млн, то в этом году — уже свыше 1 млрд грн. Выросли и объемы реализованного конфиската. По данным исполнительной службы, с начала 2009  г. торгующие организации продали имущества на 237 млн грн. В  прошлом году этот показатель был почти в два раза меньше — всего 126  млн.

Давно забытое старое
В пресс-службе Министерства экономики оказались немногословны. "Поскольку это только проект постановления, мы не можем предоставить вам информацию относительно его подготовки, пока он не будет принят", — заявили там. Не стал отвечать на вопросы, связанные с проектом постановления, и министр экономики Богдан Данилишин, дважды сославшись на занятость. Неофициально в министерстве говорят, что разработкой постановления занимался департамент развития экспорта и главная его цель — получение контроля над таможенным конфискатом. Однако в начале сентября глава департамента Николай Крыжановский был уволен, и кто сейчас будет заниматься работой над проектом  — пока неизвестно.

Впрочем, нежелание Минэкономики комментировать что-либо по этому вопросу понять достаточно просто — их планы возглавить процесс, по информации "ВД", подвергли резкой критике и члены Кабмина, и руководители ведомств, которые в настоящее время имеют отношение к вопросам, связанным с реализацией конфиската. Против планов Министерства экономики выступают и члены профильного парламентского комитета. "Любая узурпация и монополизация — это не категория рыночных отношений. Что значит — создать единый орган? Что тут может быть едино? Люди, оборудование, машины, штаты? Я не сторонник создания чего-то нового. Это неправильно", — заявляет Валерий Бондык, экс-замминистра юстиции, член Высшего совета юстиции. Его коллега по парламентскому комитету Валерий Писаренко уверен: в случае создания единый центр ждет такая же участь, как и предприятие "Укрспецюст", которое в начале августа Хозяйственный суд Киева признал банкротом.

Реклама на dsnews.ua

Можете не беспокоиться
Представители торгующих организаций, наслышанные о планах Минюста отдать реализацию госисполнителям, считают, что им не суждено сбыться. По крайней мере, в ближайшем будущем. "Надо учитывать, что для этой деятельности необходимо иметь соответствующую структуру, штат квалифицированных сотрудников, техни­ческие возможности для транспортировки и хранения конфискованного имущества. Во исполнение вышеуказанных требований необходим многолетний опыт работы, которым обладают торговые организации", — заявили "ВД" в отделе маркетинга ГАК "Национальная сеть аукционных центров".

Очевидно, что ни Минюст, ни Минэкономики нескоро смогут стать конкурентами "торговцам". Разве что смогут "продавить" решение о "единоличности" на законодательном уровне. Однако, судя по всему, их лобби гораздо слабее торгового (интересы "торговцев" поддерживают члены парламентского комитета по вопросам правосудия от БЮТ и Партии регионов, в частности Валерий Писаренко и Александр Супруненко).

Пока противники изменений "продвинули" свою точку зрения в парламенте, и закон в новой редакции если и будет принят, то пока не наделит государственных исполнителей единоличным правом заниматься реализацией конфиската. Их главный аргумент оригинальностью не отличается: госисполнители к единоличной торговле конфискатом не готовы.

По словам Валерия Писаренко, руководителя парламентского подкомитета по вопросам правовых оснований деятельности Государ­ственной исполнительной службы, в настоящее время идет активное обсуждение вопроса относительно предоставления государственным исполнителям возможности заниматься реализацией конфиската. "Это спорный момент и окончательное решение по нему не вынесено. Возможно,мы пока не будем полностью отказываться от услуг торгующих организаций, но предоставим возможность государственным исполнителям реализовывать конфискат и сделаем определенные выводы из действия нововведений", — делится планами г-н Писаренко.

Игра стоит свеч
В Государственной исполнительной службе надеются, что Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно улучшения процедуры принудительного исполнения решений" во втором чтении будет принят до конца текущего года. В пользу его принятия говорит и еще одно предложение, которое внес Минюст в процессе его доработки. В частности, исполнители предлагают решать только в суде споры о продаже арестованного имущества (один из сегментов рынка конфиската) между ними и должниками. Это означает, что торговые организации смогут получить дополнительный доход, а следовательно, будут заинтересованы в том, чтобы данный пункт в законопроекте был сохранен. Таким образом сыграв на руку исполнителям. Независимо от того, какое из двух министерств перетянет на себя "конфискатное одеяло", можно предположить, что торговое лобби внакладе не останется. Если же мяч перейдет на сторону Минэкономики, что создаст угрозу торговым организациям, они вряд ли смирятся с поражением.

"Государство должно держать под постоянным контролем процедуры реализации, а также остатки нереализованного конфискованного и арестованного имущества, а в случае выявления любых злоупотреблений или нарушений со стороны частных операторов вносить их в "черный" список, — считает Татьяна Слипачук. — Это будет способствовать большей эффективности и прозрачности проведения процедур по реализации конфискованного и арестованного имущества". Нынешняя процедура реализации конфискованного имущества через торги, которые организовывают частные компании, соответствует современной европейской практике, однако для реального функционирования ей не хватает главного — контроля. Пока государство не способно его предложить, а посему уже не первый год теряет миллиарды и сетует на коррупцию.

Сферы влияния
Основной задачей специализированного предприятия "Укрспецюст", созданного постановлением Кабинета Министров в 1999 г., было обеспечение сохранности изъятого государственными исполнителями имущества, его реализация на торгах и аукционах. Формально "Укрспецюст" подчинялся Минюсту, однако уже вскоре после его создания министерство утратило контроль над экономическими процессами предприятия. Собеседники "ВД" сравнивают "Укрспецюст" в свои лучшие времена с упрямой автономией, претендующей на независимость. "Все самые интересные объекты доставались именно им, а все остальные занимались какой-то мелочишкой", — рассказывает бывшая сотрудница аналитического отдела компании. В результате, по инициативе руководства Министерства юстиции, при помощи АМКУ и судов права "Укрспецюста" по реализации конфискованного имущества были ограничены. А на рынке появились новые частные фирмочки, созданные, по признанию его субъектов, не без участия бывших чиновников Минюста. Они и занимаются сейчас реализацией конфиската.

Терпению правительства пришел конец, когда в 2003 г. разгорелся скандал из-за продажи через "Укрспецюст" трех тепловых станций ОАО "Донбас­сэнерго" за 125  млн  грн. (в настоящее время ими управляет компания "ДТЭК" Рината Ахметова) и Белоцерковского шинного завода "Росава" (принадлежит Константину Жеваго) за 4 млн грн. Несколькими днями ранее этот же пакет (49%) на ПФТС предлагался на аукционе по стартовой цене 103,9 млн грн. В итоге Кабинет Министров по предложению Министерства юстиции принял решение о ликвидации предприятия, которая продолжается до сих пор.

В конце ноября Минюсту предстоит выбрать компании, которые в 2010 г. будут заниматься реализацией конфискованного, арестованного и залогового имущества. В настоящее время такую деятельность осуществляют пять компаний  — ГАК "Национальная сеть аукционных центров", "Украинская универсальная товарная биржа", ООО "Специализированное предприятие "Юстиция" (г. Васильков Киевской обл.), днепропетровское ЧП "Нива-В.Ш." и киевское ООО "ЮНОР". Все они подтвердили свои планы по участию в аукционе. В число соискателей, скорее всего, войдет и компания "Мультисервис", принадлежащая бывшему руководителю "Укрспецюста" Евгению Глоду. В прошлом году компания не прошла конкурсный отбор.

Геннадий Стадник: "Мы готовы разрешить торгующим организациям продавать арестованное имущество в комиссионных магазинах"

Директор департамента Государственной исполнительной службы и, по совместительству, замминистра юстиции Геннадий Стадник знает о проблемах "исполнителей" не понаслышке. Ведь еще несколько лет назад он сам работал госисполнителем в Печерском районе столицы. О том, какими должны быть сотрудники этой службы, и об их роли после реформы рынка конфиската он беседовал с корреспондентом "ВД".

В начале августа вы заявили о необхо­димости передачи функции по реализации арестованного имущества государственным исполнителям. Какие действия в этом направлении предприняты Министерством юстиции?
— Разработан и внесен на рассмотрение Верховной Рады законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно улучшения процедуры принудительного исполнения решений" (регистр. №2782, принят в первом чтении). В процессе его подготовки поднимался вопрос о передаче полномочий относительно реализации имущества в исполнительном производстве государственным исполнителям без привлечения посредников. Аргументы в пользу такого способа реализации имущества были серьезными: из-за задолженностей компаний — реализаторов арестованного имущества у Минюста с ними возникали постоянные проблемы, судебные иски. Кроме того, деятельность этих компаний сложно контролировать, имели место нарушения законодательства. У них очень сложно эту собственность купить, а объявления о торгах по арестованному имуществу размещаются в газетах, которые никто не читает. Естественно, страдает имидж министерства, потому что именно мы проводим конкурс по определению этих организаций и отвечаем за порядок в сфере реализации имущества в исполнительном производстве. Однако когда мы начали обсуждать этот законопроект с членами профильного парламентского комитета, то пришли к выводу, что пока торгующие организации (на рынке конфиската — прим. "ВД") должны быть.

Что же вас переубедило?
— Опасения быть обвиненными в злоупотреблениях. А таковые могут появиться хотя бы в силу недостаточно высокого уровня подготовки государственных исполнителей. Я имею в виду и профессиональную, и моральную готовность. Слишком рано сейчас отдавать им такие полномочия. Но некоторые предпосылки для этого в новом законопроекте мы все-таки заложили: в частности, обязав государственных исполнителей иметь высшее образование.

Но ваши опасения могли бы не оправдаться в силу наличия контроля над исполнителями…
— С нашей точки зрения, гораздо эффективнее на данном этапе — отладить финансовые взаимоотношения с торгующими организациями. В прошлом году мы ввели новый порядок расчетов, обязав покупателей имущества перечислять средства непосредственно на счета исполнительной службы, а не торгующих организаций, как было раньше. При этом торгующая организация на свой счет получает только гарантийный взнос покупателя в размере причитающихся ей комиссионных, которые остаются у нее в случае успешной реализации имущества. В результате на данный момент у нас нет задолженностей.

Мы также открыли доступ к сайту Министерства юстиции Украины, откуда можно получить необходимую информацию обо всем реализуемом имуществе.

Кроме того, мы готовы разрешить торгующим организациям продавать арестованное имущество (речь идет о вещах небольшой стоимости, затраты на организацию реализации которых посредством аукциона могут превысить стоимость таких вещей) в комиссионных магазинах или на иных торговых площадках — соответствующая норма содержится в законопроекте "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно улучшения процедуры принудительного исполнения решений". Считаем, что это позволит упростить и увеличить объемы реализации.

Как торговцы восприняли изменение схем работы с арестованным имуществом?
— Некоторые компании вообще отказались от участия в конкурсе (ежегодный конкурс, проводимый Минюстом по отбору специализированных организаций, которым поручается реализация арестованного государственными исполнителями имущества — прим. "ВД"), после того как узнали, что мы создаем публичную систему торгов на сайте. Возможно, ряд из них и не устраивает позиция министерства — сделать сферу реализации арестованного имущества прозрачной.

Вы посмотрите на то, что сейчас происходит между торгующими организациями — они стараются из-за наличия конкуренции ставить более низкий процент комиссионных, а это, в первую очередь, лучше для покупателя арестованного имущества.

Министерство экономики недавно заявило, что также не против заняться реализацией конфискованного имущества. Интересы ведомств совпадают, поскольку Министерство экономики, напротив, хочет создать монополиста на этом рынке?
— Есть в правительстве сторонники единоначалия в реализации конфискованного имущества. Поддержать его создание собирается Минэкономики — я об этом услышал буквально перед встречей с вами. Но я хочу подчеркнуть, что рыночные отношения — намного лучше. Если будет создан монополист, то высока вероятность того, что его постигнет судьба "Укрспецюста".

Что вы думаете по поводу банкротства и ликвидации "Укрспецюста"?
— Идея "Укрспецюста" была очень хорошей, но коррупционные механизмы ее уничтожили. В последние годы эта организация уже думала, кому особо ценные объекты продать, при этом объекты небольшой стоимости вообще не продавались. Государственная исполнительная служба превратилась чуть ли не в приложение к "Укрспецюсту". Фактически мы на них работали, а они нам диктовали условия сотрудничества, поскольку они были монополистами и осуществляли продажу всего имущества, арестованного государственными исполнителями.

Они всегда ставили максимальный процент на торгах. Могли поставить даже 20% и при этом получить право на проведение торгов. Компания получала суперприбыли, но куда шли эти деньги, никто не знает и, наверное, не узнает. С целью изменить эту ситуацию Министерство юстиции ввело на рынок реализации арестованного имущества другие организации, и сейчас, когда есть конкуренция между торгующими организациями, комиссионные могут составить всего 0,1%.

Когда, по вашим прогнозам, будет принят Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно улучшения процедуры принудительного исполнения решений" и какие главные нововведения в нем, помимо вышеупомянутых, вы могли бы выделить в первую очередь?
— Мы рассчитываем на принятие законопроекта в окончательном варианте до конца текущего года. Если это произойдет, то у исполнительной службы появится больше полномочий по взысканию денег с должников. Среди нововведений необходимо выделить упразднение института добровольного исполнения решений на стадии принудительного исполнения; ограничение прав должника относительно обжалования действий государственного исполнителя; предоставление государственным исполнителям доступа к электронным базам данных государственных органов, в которых имеется информация относительно должника, а также принадлежащего ему имущества (реестры ГАИ, ГНАУ); введение дополнительной ответственности должника за неисполнение судебного решения, в частности административного ареста.

ОБЪЕКТИВКА
КТО:
Cтадник Геннадий Васильевич, родился 1 сентября 1968 г. в г. Александрия Кировоградской области.
ОБРАЗОВАНИЕ:
В 1999 г. окончил Киевский университет имени Тараса Шевченко, специалист в области права.
КАРЬЕРА:
1999-2001 гг. — государственный исполнитель, заместитель начальника отдела Государственной исполнительной службы Печерского районного управления юстиции в г. Киеве.
2001-2004 гг. — заместитель начальника, начальник отдела Государственной исполнительной службы Голосеевского районного управления юстиции в г. Киеве.
2005-2007 гг. — начальник Государственной исполнительной службы Киевской области.
2007-2008 гг. — начальник Главного управления юстиции в Киевской области.
2008-2009 гг. — директор департамента Государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины.
2009 г. — по настоящее время — заместитель министра юстиции Украины, директор департамента Государственной исполнительной службы.
    Реклама на dsnews.ua