• USD 39
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Бес подогрева

Реклама на dsnews.ua
"Живите по средствам!" — сказали мэрам городов в Киеве. И предложили самим решать, повышать или нет тарифы на тепло: в 2010-м центр на эти цели из гос

"Живите по средствам!" — сказали мэрам городов в Киеве. И предложили самим решать, повышать или нет тарифы на тепло: в 2010-м центр на эти цели из госбюджета не выделит ни копейки. Кого заставят платить по возросшим счетам "за себя и того парня" — выясняли журналисты "ВД".

Премьер Тимошенко — сильная женщина. Впервые в истории страны Кабмин предлагает в 2010 году перекрыть регионам доступ к мощному финансовому потоку — субвенциям для компенсации разницы в тарифах на тепло и себестоимостью на его производство.
В проекте госбюджета на эти цели не выделено ни копейки, тогда как в 2009-м — около 2 млрд грн. Но и их едва хватило на то, чтобы со скрипом начать отопительный сезон. В следующем году не будет и этого.

"2009 год — последний, когда государство погашает долги по компенсации разницы в тарифах, а дальше местные бюджеты должны рассчитывать на свои деньги — экономить, привлекать инвесторов, — пояснил "ВД" Анатолий Мярковский, заместитель министра финансов. — Мы не закладывали в проекте госбюджета на 2010 г. субвенции на компенсацию разницы в тарифах, потому что этот инструмент несправедливый. Сейчас получается, что города, которые привели тарифы в соответствие с фактической себестоимостью, компенсации из госбюджета не получают, а у кого тарифы низкие, — получают".

Кредитный пробел
Отказ от компенсации в разнице тарифов и себестоимости на тепло — самая радикальная новация в сфере ЖКХ за всю историю независимой Украины. Если эти планы станут реальностью, мэрам городов предстоит решить непростую задачку: либо существенно повысить тарифы для населения уже с января 2010-го, либо найти источники покрытия этой разницы. Предпо­ложительно, речь идет о сумме не меньше чем 3 млрд грн.

Ставший привычным выход путем кредитования закрыт. Партнерские отношения с коммерческими банками, охотно поддер­живающими муниципалитеты финансово, рухнули после предписания Кабмина о переводе всех счетов коммунальных предприятий в Ощадбанк в марте с. г. Но госбанк необходимыми кредитными ресурсами на данный момент не располагает, а частные финучреждения рисковать не хотят.

"Сегодня ни одно коммунальное предприятие не может взять кредит в банке, — утверждает Мирослав Питцык, вице-президент Ассоциации городов Украины и общин. — Ранее ПриватБанк озвучивал планы о выдаче кредита на 5 млн грн., но впоследствии от этой идеи отказался. Хотя для областного центра и эта сумма — мизерная. Она не поможет решить проблемы".

Не приходится рассчитывать и на помощь ЕБРР и Мирового банка. Процедура получения их относительно недорогой помощи довольно сложна и длительна. Кроме того, со снижением международного рейтинга Украины условия работы с нашими предприятиями ужесточились.

Реклама на dsnews.ua

"Власти столицы сейчас обсуждают возможность кредитного сотрудничества с Мировым банком и ЕБРР. Получить кредит у них стало сложнее — сейчас они требуют залога в двойном размере, — говорит Юрий Клочков, заместитель начальника главного управления топлива, энергетики и энергосбережения
КГГА. — Ранее (в 2000-2005 гг. — прим. "ВД") деньги муниципалитетам выделяли без залога".

Тарифное спасение
Не найдя средств, местным властям придется вплотную подойти к принятию непопулярных мер — повысить тарифы. Только вот кто окажется первым "в очереди"?
Хотя на данный момент только в семи городах Украины утвержденные тарифы на тепловую энергию для населения на 100% по­крывают фактическую себестоимость (подробнее — см. "Плата за тепло: насколько тарифы покрывают себестоимость"), однако им радикальный пересмотр грозит меньше всего.

"Повышение тарифов — это неправильный подход, потому что мы не можем все расходы переложить на население, — считает Георгий Леонтий, начальник областного управления ЖКХ Черновицкой области. — Нужно заменить льготы на жилищно-коммунальные услуги адресной помощью, чтобы все оплачивали полную стоимость услуг. При этом нужно законодательно ужесточить наказание для неплательщиков, возможно, вплоть до переселения в жилье меньшей площади".

Но поскольку в сфере ЖКХ сегодня работают политические, а не экономические законы, то более вероятным видится повторение киевского сценария. В столице тарифы на отопление для населения покрывают затраты всего на 48,9%. Попытка увеличить этот показатель до 80,9% с треском провалилась: после четырех месяцев противостояний киевский мэр вернулся к старым тарифам. Объясняется такой поворот договоренностями между КГГА и Кабмином, который обязал НАК "Нафтогаз України" давать столице газ без ограничений, независимо от уровня оплаты.

В итоге столичная казна за отопительный сезон 2009-2010 гг. недополучит, по оценкам мэра Леонида Черновецкого, 1,3-1,5 млрд грн. Источники покрытия этой разницы на данный момент неизвестны.

Не менее парадоксальный тарифный сценарий разыграли и в Севастополе. Там тарифы на тепло покрывали затраты на 29% и не менялись с июля 2006 г. На повышение тарифов депутаты горсовета согласия не давали. Чтобы не загонять ЖКХ в еще большие долги, мэр Сергей Куницын свои приказом как начальник ГО
г. Севастополя поднял их до уровня, который позволяет работать без убытков. Но ни инвестиционной составляющей, ни рентабельности в них нет. Возможно, поэтому городские власти выступают за передачу полномочий по установлению тарифов в столицу.

"Нужен государственный регулятор, который будет устанавливать тарифы на ЖКУ, — резюмирует Владимир Хибученко, начальник главного управления ЖКХ Севасто­польской госадминистрации. — Как только в тарифах появится инвестиционная составляющая и процент рентабельности, в Украину пойдет инвестиционный капитал, который минимизирует затраты, улучшит качество услуг, начнет получать прибыль".

На плечи бизнеса
Казалось бы, самое время мэрам учинить бунт, тем более что выборы на носу и ругаться с электоратом властям как бы и не с руки. Но грядущие перемены местные чиновники комментируют, тщательно подбирая слова, избегая резких заявлений: они все еще надеются, что в финальной версии бюджета-2010 им все-таки деньжат подбросят.

"Не может быть никакой реформы без серьезных капитальных вложений со стороны государства. Но казна пустая", — с сожалением констатирует Георгий Леонтий. А значит, велик соблазн переложить траты на более платежеспособного потребителя — бизнес.

"Городские власти будут искать в своих бюджетах максимальную возможность по­крыть разницу в тарифах и, насколько это возможно, выставить наименьшую цену для населения. Не за горами муниципальные выборы, и портить отношения с избирателями мало кто захочет, — считает Виталий Яковенко, председатель Ассоциации теплотехнических компаний Украины. — В связи с этим в головах некоторых чиновников может родиться план — переложить весь финансовый груз на бизнес. То есть взвинтить цены для коммерческого потребителя и за их счет компенсировать низкие тарифы для населения" (подробнее — см. блиц-интервью с Виталием Яковенко).

Наиболее смело лозунг "бизнес заплатит за население" в начале этого года попытался воплотить в жизнь столичный градоначальник Леонид Черновецкий. Он повысил тарифы для отдельных категорий коммерческих потребителей в 9,5 раза. В эту категорию он включил развлекательные заведения, казино и стрип-бары — вместе с Секретариатом президента. Страна посмеялась, а глава державы действие распоряжения КГГА отменил.

В других городах тарифные отрывы бизнеса и населения менее значительны. В Черкассах тарифы на отопление для коммерческих потребителей компенсируют фактическую себестоимость на 222%, в Ивано-Франковске — на 149%, в то время как для населения — на 100%. В Чернигове бизнес оплачивает 151% себестоимости, а тариф для населения — 67%. Но сильно "выехать" на бизнесменах коммунальщикам не позволит закон.

"Попытка местных властей ощутимо повысить тарифы для коммерческих потребителей возможна, — говорит Алексей Гончаренко, депутат Одесского горсовета. — Но то, что городские власти на это пойдут, не слишком вероятно, поскольку перекрестное субсидирование запрещено законодательством. Кроме того, средний процент рентабельности по предприятию (одного поставщика коммунальной услуги — прим. "ВД") в тарифе не может превышать 12%(для населения, для коммерческого сектора это ограничение установлено на уровне 50% — прим. "ВД")".

В поисках инвестора
Несложно предположить, что неплатежи за потребленные услуги предприятий ТКЭ будут расти, а те в свою очередь будут накапливать долги перед поставщиками энергоресурсов.

По состоянию на 21 октября с. г. долг предприятий ТКЭ Украины за потребленный газ превысил 3,3 млрд грн. Если тарифы не поднять, то, по оценкам специалистов, до конца отопительного сезона долг превысит 6 млрд грн. Это поставит многие предприятия отрасли на грань банкротства. В том, что покупатели убыточных ныне предприятий найдутся, сомнений ни у кого нет.

"На данный моменты мы отмечаем большой всплеск интереса к предприятиям теплоэнергетики, заметно активизировались желающие взять предприятия ТКЭ в концессию или аренду. Как правило, такие компании создаются вместе с влиятельными должностными лицами данного населенного пункта, — сообщил в интервью "ВД" Алексей Кучеренко, министр ЖКХ.— Предприятия ТКЭ интересны для инвесторов, потому что, несмотря на большие начальные вложения, это устойчивый гарантированный поток денег, даже в кризисное время".

По данным участников рынка, теплоэнергетикой сегодня также интересуются владельцы крупных промышленных предприятий, которые не прочь заработать на продаже избыточного тепла населению. А также производители оборудования для теплокоммунэнерго.

Виталий Яковенко: "Необходимо лишить тепловиков монополии"

Председатель Ассоциации теплотехнических компаний Украины считает, что отсутствие государственной поддержки для предприятий ТКЭ окажется серьезным испытанием, из которого многие выйдут уже с новым собственником.

В проекте госбюджета-2010 не заложены субвенции местным бюджетам на компенсацию разницы в тарифах. К каким последствиям это может привести?
— В зависимости от размера компании ТКЭ и количества ее абонентов, сумма дотаций варьируется в пределах 5-50 млн грн. в год. Если вся финансовая ответственность будет переложена на местные органы власти, то, соответственно, решать проблему теплоснабжения города, тарифов и оплаты они будут на свое усмотрение.

Каким образом органы местного самоуправления смогут эту проблему решить?
— Муниципалитеты поставлены перед выбором: либо находить в своих бюджетах средства на покрытие разницы между утвержденным "экономически обоснованным" тарифом и себестоимостью произведенной услуги, либо повышать тарифы потребителям. Большинство городских бюджетов и так с трудом сводит концы с концами, и для них найти дополнительные несколько миллионов будет практически невозможно. Поэтому повышение тарифов на теплоснабжение прокатится по всей стране и затронет всех без исключения. При этом на размер повышения сыграет еще один фактор — увеличение себестоимости тепла, ведь ТКЭ в будущем году будут закупать газ минимум на 20% дороже.

За счет каких источников местные власти смогут самостоятельно компенсировать эту разницу?
— Городские власти будут пытаться максимально изыскать средства в своих бюджетах для покрытия разницы тарифов, чтобы выставить наименьшую цену для населения. Не за горами местные выборы, и портить отношения с избирателем мало кто захочет. В связи с этим в головах некоторых чиновников может родиться план — переложить весь финансовый груз на бизнес. То есть взвинтить цены для коммерческого потребителя, и за их счет компенсировать низкие тарифы для населения. Так или иначе, все варианты приведут к росту долгов по коммунальным счетам, а это только усугубит плачевное финансовое положение предприятий ТКЭ и приведет к их скорому банкротству. В итоге обеспечивать теплом города будет некому. Это создаст благоприятную почву для скупки по дешевке предприятий или проведения их теневой приватизации. Схем для этого существует множество.

Почему примеры работы частного бизнеса в украинской ТКЭ единичны?
— Именно потому, что нет, как это принято говорить, прозрачных условий. В теплоэнергетике полностью сохранились "совковые" принципы работы, усугубленные коррумпированностью сферы. За редким исключением, случаи участия частного капитала в сфере носят скандальный характер. Поэтому нормальный бизнес предпочитает оставаться в стороне.

Что может стать стимулом для притока инвестиций в ЖКХ?
— Только реформа по европейскому принципу, основанная на потребностях рядового потребителя. И для этого всего лишь нужно лишить тепловиков монополии, снять все запреты на автономное отопление, постепенно лишать дотаций предприятия ТКЭ и вводить адресное субсидирование населения. Кроме того, надо внедрить жесткие и понятные правила формирования тарифов на услуги. Все эти шаги нужно совершать одновременно — только в этом случае от них будет польза. Если не будет хоть одного из названных элементов, ТКЭ рухнет. Конкуренция, понятные правила, равные законы для всех участников — это то, что было положено в основу реформ, которые еще в 1990-е прошли в странах Восточной Европы.

Владимир Гройсман: "Ни один местный бюджет не в состоянии компенсировать разницу между тарифами и себестоимостью производства тепла"
Мэр Винницы скептически оценивает выгоду для местной общины от прихода частного бизнеса в ТКЭ. А в качестве аргумента приводит собственный опыт: два года подряд отопительный сезон из-за частников оказывался на грани срыва. Отношения пришлось выяснять в суде.

В проекте госбюджета-2010 нет субвенций местным бюджетам на компенсацию разницы между стоимостью услуг и размеров тарифов. Что делать в этом случае регионам?
— В такой ситуации вариант один — вводить экономически обоснованный тариф, не требующий компенсации разницы в тарифах. При этом сам тариф должен определяться по формуле — в этом случае изменение любой его составляющей будет автоматически менять и размер тарифа.

За счет каких источников вы сможете покрыть разницу между существующими тарифами и себестоимостью производства тепла?
— Но мы не сможем саккумулировать эти средства, даже с учетом новаций в сфере местного самоуправления, предусмотренных проектом госбюджета на 2010 год (призванных высвободить часть средств городского бюджета — прим. "ВД").

И все же, если предположить, что субвенций из центра не будет, как поступите в этом случае?
— Вариантов нет: в таком случае нужно убрать причину возникновения разницы в тарифах, то есть ввести экономически обоснованный тариф. Но хочу подчеркнуть: если пересматривать тарифную политику и внедрять во всех городах экономически обоснованный тариф, то в первую очередь государству нужно подумать о том, какие это может иметь последствия для населения.

Сложившаяся ситуация может сделать местные власти более сговорчивыми в вопросе открытия доступа для частного бизнеса в сферу коммунальной энергетики?
— На примере Винницы могу сказать, что работа частного капитала в сфере ЖКХ не всегда оказывалась эффективной. У нас есть частные ЖЭКи и котельные, которые обслуживают частные структуры. Но, к сожалению, и они не всегда предоставляют услуги своевременно и качественно. Надо понимать, что частный капитал в ЖКХ придет только тогда, когда сможет там заработать деньги. Думаю, что в сложившейся ситуации сделать это достаточно сложно, в том числе и в условиях действующих тарифов.

В Виннице есть примеры длительной работы частных котельных. Насколько это доходный бизнес?
— Что касается частных котельных, то они работают с рентабельностью максимум 3-5% (это уже с учетом инвестиционной составляющей). У нас есть такой пример: котельная завода "Маяк", которая была построена при Советском Союзе, и на сегодняшний день является ведомственной. Это не столько бизнес для упомянутого предприятия, сколько дополнительная социальная нагрузка, оставшаяся со времен СССР. Но есть и другие примеры работы частных котельных, которые частными структурами доводились "до ручки", а жители становились заложниками их бесхозяйственности и безответственности.

Какой уровень тарифов, рентабельности может заинтересовать частный капитал к приходу в коммунальную энергетику?
— В сложившейся на данный момент ситуации получение прибыли в коммунальном секторе мне кажется очень сомнительным.

Плюсы и минусы прихода частного бизнеса в коммунальную теплоэнергетику?
— Риск состоит в том, что частный капитал, начиная работать в этом секторе, выжимает "последние соки" и уходит. Причем подобный опыт Винница уже получила с коммунальной котельной, которую порядка десяти лет — до октября 2009 г. — арендовала частная структура, обслуживающая семь тысяч абонентов, которым еще в июне прекратили подачу горячей воды, Задолжав около 3 млн грн. НАК "Нафтогаз України", она поставила на грань срыва отопительный сезон. Мы были вынуждены в судебном порядке разорвать с ней договор аренды и взять на себя долги за газ. Город передал котельную в эксплуатацию коммунальному предприятию "Винница­гортеплоэнерго", и жители уже с теплом. Плюс же в том, если инвестор, пришедший в эту сферу, вкладывает деньги в энергосбережение, уменьшение затратной стоимости услуг, увеличение КПД, при этом обеспечивает стабильную работу предприятия и несет за это ответственность. Лишь тогда это может быть успешным.

    Реклама на dsnews.ua