• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Инь-янская дружба

Реклама на dsnews.ua
Украина и Китай решили дружить. "ВД" выясняла, кто выиграет от таких "новых старых" отношений.

Украина и Китай решили дружить. "ВД" выясняла, кто выиграет от таких "новых старых" отношений.

Украинский олигарх и ценитель современного искусства Виктор Пинчук на своем саммите "Ялтинская Европейская Стратегия" в прошлом году представлял картину знаменитого китайского художника Ши Синнина. Полотно, созданное в 2002 году и купленное Пинчуком на аукционе Christie's за $376 тыс., являет собой парафраз фотографии Черчилля, Рузвельта и Сталина, сделанной во дворике Ливадийского дворца во время Ялтинской конференции в 1945 году. Как и фотография, картина выполнена в черно-белых тонах, а вот на стуле, между Черчиллем и Рузвельтом, вызвав тем самым недоумение лидеров трех сверхдержав, вполне комфортно умостился легендарный лидер коммунистического Китая — Мао Цзэдун… Как говорится, и снова здравствуйте.

Большие планы
Китай начал удивлять мир уже давно, но год уходящий стал для страны знаковым — Поднебесная показала, что намерена использовать кризис с максимальной для себя пользой, скупая подешевевшие активы и вкладывая миллиарды в перспективные рынки. В их число, похоже, попала и Украина — по крайней мере, официальный Пекин "угрожает" нашей стране многомиллионными инвестициями в абсолютно разные отрасли отечественной экономики.

Согласно данным Министерства коммерции КНР, общий объем китайских инвестиций в Украину в 1992-2009 годах был мизерным — всего $27,52 млн. Практически половина из этих средств пришлась на прошлый год — в 2008 году Китай раскошелился на сумму в $13,21 млн. Объемы же запланированных инвестиций, о которых договорились руководители правительств двух стран Юлия Тимошенко и Чжан Децзян, в результате октябрьской встречи уже исчисляются миллиардами долларов. По оценкам одного из ближайших соратников премьера в налаживании отношений с Китаем, главы комитета по иностранным делам ВР Олега Билоруса, "естественная" годовая норма товарооборота между Украиной и КНР в ближайшие несколько лет сможет составить не менее $50 млрд в год.

В одну только сферу строительства китайцы могут принести около $62 млрд. По словам министра регионального развития и строительства Василия Куйбиды, подконтрольное ему ведомство передало китайской стороне проектов на общую сумму 500 млрд грн. "Стоимость каждого проекта составляет свыше 100 млн грн. Это как проекты к Евро-2012, так и инфраструктурные проекты: путепроводы, мосты, есть даже несколько проектов строительства ГЭС, — сообщил "ВД" Куйбида о планах украинско-китайского сотрудничества. — Мы даже провели консультации с государственным банком развития Китая, а также институциями, которые занимаются оказанием финуслуг. Китайские инвесторы готовы приходить на рынок под гарантии государства, причем мы рассматриваем возможность их привлечения и в проекты по строительству доступного жилья в Украине".

Ловись, рыбка
Большая часть средств, выделяемых как китайским государством, так и частными инвесторами, идет именно на приобретение добывающих и перерабатывающих активов. Об этом красноречиво свидетельствует и тот факт, что с конца прошлого года китайские компании — как государственные, так и частные — скупают все более-менее "плохолежащие" активы в разных странах (см. тайм-лайн).

Протекционистские меры — одна из основных причин, по которой Украина может представлять для Китая интерес (см. тайм-лайн). Активность Китая набивает оскомину многим странам с развитой экономикой, где стараются защититься от экспансии с Востока как и в инвестиционном, так и в торговом и иммиграционном планах. Стран, возмущенных столь бурным ростом китайской экономики, в ближайшее время будет становиться все больше. По этой причине Китай будет нуждаться в новых рынках сбыта своей продукции или возможности выхода на перспективные рынки европейских стран через Украину и государства постсоветского пространства (подробнее  — см. блиц-интервью с Юрием Костенко, стр. 22). Закрывается от внешних рынков и сам Китай, и стратегия по приобретению сырьевых активов только лишний раз это подтверждает. К  примеру, украинские металлурги в ближайшем будущем могут потерять китайский рынок для сбыта своей продукции за счет увеличения количества китайских предприятий, которые смогут практически полностью удовлетворять внутренний спрос.

Реклама на dsnews.ua

Сырье — вторая главная причина интереса Поднебесной к Украине. Аналитики Barclays Capital, Royal Bank of Scotland (RBS) и HSBC Holdings недавно повысили прогнозы темпов роста ВВП Китая на следующий год до уровня 9,6% (до этого рост прогнозировался на уровне 8,5%). По прогнозам мировых агентств, для развития ­— при сохранении нынешних темпов роста — уже в ближайшее время Китаю может не хватить собственных запасов полезных ископаемых, углеводородов, радиоактивных металлов, а также продовольственных ресурсов. А именно это им может дать Украина. В частности, премьер Юлия Тимошенко пригласила китайские компании к сотрудничеству в совместных проектах по разработке полезных ископаемых на основе соглашений о распределении продукции. Логику правительства в этом случае понять достаточно сложно. Ведь еще в начале нынешнего года со стороны украинских политиков неоднократно звучали призывы о необходимости развития внутреннего рынка продукции и перехода на выпуск продукции высокого передела. С этой целью правительство даже разработало ряд отраслевых программ, в частности в сфере производства кремния, судостроения. В феврале правительственным постановлением был создан государственный холдинг "Титан Украины", одна из главных целей которого  — создание высокой добавленной стоимости (подробнее — см. "В поисках спасителей", "ВД" №16 с.г., стр. 22-26). Получается, правительство наступает на все те же грабли, из-за которых Украина ориентирована на эксплуатацию природных ресурсов и добычу сырья, в результате чего сильнее других стран пострадала от кризиса.

"Экономики России, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана — это все сырьевые экономики, о правительствах которых известный писатель Виктор Пелевин отзывается как о "временных администрациях нефтяной трубы", — иронизирует Михаил Сальников, аналитик ИГ "Сократ". — Единственным отличием украинской экономики является то, что наше ключевое сырье  — не нефть или газ, а руда и чернозем. Безусловно, сырьевые экономики должны существовать для обеспечения развития глобальной экономики, но, выражаясь биологическими терминами, подобные экономики находятся в нижних ячейках глобальной экономической пирамиды". Профессор Института геологических наук НАНУ Леонид Галецкий приводит простой и показательный пример: "Уровень потенциальных ресурсов того же титана в Украине составляет около 20% мировых залежей. Что самое удивительное, Россия, не имея титановых запасов, смогла стать одним из ведущих экспортеров этой продукции, за счет сырья из нашей страны".

Идет налево
"Мы не собираемся отдавать все выгодные проекты международным корпорациям, естественно, наши машиностроители будут привлекаться правительством к реализации проектов, — уверял "ВД" министр топлива и энергетики Юрий Продан. — Китайские инвесторы заинтересованы в добыче нефти и газа в Украине и готовы работать с НАК "Нафтогаз України", но это только начало работы, начало переговорного процесса, по-этому пока говорить о чем-либо и об экспансии рано". С привлечением международных корпораций к реализации проекта модернизации украинской ГТС у Министерства топлива и энергетики вышла не совсем приятная ситуация — акционер "Энергетического стандарта" Константин Григоришин недавно заявил, что в предварительном проекте программы в модернизации ГТС будут участвовать только японские корпорации. "Это выглядит очень странно: весь мир покупает украинское оборудование, а мы отказываемся", — выразил свое возмущение Григоришин в интервью газете "Коммерсант-Украина". В  правительстве уверены: сотрудничество с китайскими компаниями позволит увеличить объемы добычи газа, которые в последние несколько лет хоть и не снижаются, но желательный рост не демонстрируют. Так, по данным Министерства топлива и энергетики, ДП "Укргаздобыча" по результатам трех кварталов 2009 года увеличило объемы добычи газа на 309 млн куб. м, что всего на 2,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Однако больший интерес для китайских инвесторов скорее представляют работы на морском шельфе, что до сих пор является "недосягаемым" и для международных инвесторов,  — Украина до сих пор остается единственным государством Черноморского бассейна, которое не ведет добычу углеводородов в своей части глубоководного шельфа. В ходе октябрьских межправительственных соглашений между двумя странами, в частности, был подписан протокол о намерениях между государственной компанией "Чорноморнафтогаз" и Китайской национальной экспортно-импортной корпорацией точного машиностроения о строительстве самоподъемной плавучей буровой установки для разработки Причерно­морского шельфа. Источник "ВД" в правительственном комитете по вопросам экономической политики рассказывает, что в настоящее время рассматривается возможность участия китайских инвесторов в реализации "Общегосу­дарственной программы развития минерально-сырьевой базы Украины до 2030 г.". Проект программы в настоящее время находится в работе сразу у пяти профильных министерств и предусматривает увеличение до 2019 года ежегодного объема добычи газа в размере 65,6  млрд куб. м, а нефти  — 35,6 млн т (по итогам прошлого года, согласно данным Минтопэнерго, добыча газа составила 21,05  млрд куб. м, нефти  — 3 млн т).

И за победу
В поисках доказательств того, что Украине сотрудничать с Китаем выгоднее, чем Китаю с Украиной, "ВД" обратилась в пресс-службу Кабинета Министров с запросом, но по состоянию на вечер 10  ноября так и не получила ответа на свои вопросы. Большинство же министров и экономических экспертов о выгоде Украины от нового этапа сотрудничества с КНР отвечали пространно. "Что поделаешь, Китай сегодня везде", — разводя руками, ответил на наш вопрос один из министров. Из крупных проектов, которые уже анонсированы как украинской, так и китайской стороной — участие в достройке многострадального Криворожского ГОКа окисленных руд с участием китайских компаний (подробнее — см. "Украинские проекты "на выданье", стр. 24). Впрочем, перспективы китайцев в реализации этого проекта выглядят достаточно туманно: нерешенным остается вопрос относительно погашения задолженности перед странами, ранее принимавших участие в строительстве комбината (по состоянию на 1 января 2007 года задолженность перед Румынией составляет $353 млн, Словакией — $115,1  млн, Болгарией — $1,4 млн, Германией  — $47,34 млн). По этой причине президент Виктор Ющенко в июле 2008 года отложил рассмотрение вопроса о приватизации КГОКОРа. К тому же в списке претендентов на участие в достройке КГОКОРа — отечественные и российские олигархи, которые хоть и отложили планы по участию в инвестпроекте, но, скорее всего, будут "оборонять кордоны" КГОКОРа от китайцев всеми возможными способами.

Источник "ВД" в правительственном комитете по вопросам экономической политики также рассказывает, что интерес китайские инвесторы проявляли и к проектам в угледобывающей сфере. Но процесс этот пока усложняется решением Конституционного Суда, который признал неконституционным постановление Кабмина об отчуждении имущества государственных угледобывающих предприятий (перечень из 99 угледобывающих предприятий, чье имущество должны были продать на открытых аукционах в течение года, Кабмин утвердил весной с.г.).

Далекая перспектива от такого сотрудничества представляется более выгодной именно для Китая, который сможет нарастить необходимую сырьевую базу в Восточной Европе, тем самым увеличивая свое влияние на всех континентах, а также упростить себе выходы на рынки, ранее закрытые для него. Для Украины же выигрышем могут стать деньги "здесь и сейчас". А это — солидные кредитные ресурсы, позволяющие запустить сильно пострадавшие в результате кризиса отрасли, если договоренности об инвестициях начнут реализовываться. Тактический выигрыш мог бы превратиться в стратегический — например, если инвестиции были бы направлены на реформирование проблемных сфер украинской экономики. К сожалению, учитывая постоянную борьбу за власть, можно предположить, что "китайские" деньги будут потрачены впустую, и через несколько лет наше государство может опять оказаться у разбитого корыта.

Китайские инвестиции могут заставить украинскую экономику расти. О том, насколько взаимовыгодно это сотрудничество, с "ВД" беседовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в КНР и Монголии (по совместительству) Юрий Костенко.

В конце октября с.г. правительства Украины и Китая заявили о готовности реализовывать крупные инвестпроекты в разных отраслях экономики. Какие шаги уже сделаны по по воплощению этих планов жизнь?
— Пакет инвестпредложений украинского правительства передан китайской стороне, ею рассмотрен и уже находится в "работе". 9-го ноября мы с г-ном Гао Хученом — председателем китайской стороны Межправительствен­ной украинско-китайской Комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, заместителем министра коммерции КНР — встречались и начали обсуждение нюансов.

Каковы итоги вашей встречи?
— Мы подтвердили пять приоритетных направлений украинско-китайского сотрудничества, которые декларировались в ходе встреч руководства двух стран: развитие инфраструктурного строительства, разработка минеральных ресурсов, военно-техническое сотрудничество, космос, сельское хозяйство. Господин Гао Хучен также отметил, что китайская сторона и Минкоммерции КНР готовы содействовать реализации этих проектов, но предложения надо конкретизировать. С целью более детальной проработки инвестпредложений китайская сторона предложила заинтересованным украинским предприятиям консультации экспертов Минкоммерции КНР. Ведь именно структурные подразделения этого министерства будут курировать вопросы инвестсотрудничества с Украиной.

Какую пользу от такого сотрудничества получит каждая из сторон?
— Мировая практика свидетельствует, что страна, которая не боится открыто привлекать иностранные инвестиции и делает это прозрачно, несомненно, будет иметь значительные преимущества в построении своей экономики. Свидетельством тому является тот же Китай, который еще недавно находился в такой же ситуации, как и Украина, а сегодня уже стал одной из стран с наиболее быстро растущей экономикой. Выполняя принятый правительством курс на вывод собственных инвестсредств на внеш­ние финансовые рынки, Китай может обеспечить Украину этими кредитными ресурсами, о необходимости привлечения которых неоднократно говорило руководство нашего государства.

Китайская же сторона при этом получает новых партнеров, осуществляет дальнейшую интеграцию на новые европейские рынки.

С какими трудностями сталкиваются украинские бизнесмены, работающие с партнерами из КНР?
— Одна из самых частых ошибок украинских бизнес-структур — непонимание требований китайских инвестинститутов. Китайскому бизнесу не нужно рассказывать о привлекательности того или иного проекта на словах — он требует конкретных данных: четкого технико-экономического обоснования, расчетов окупаемости проекта согласно общепринятым мировым нормам и т. д.

Инвестдеятельность в КНР является достаточно устойчивой и четко ориентирована на общепринятую в цивилизованном мире практику. Я считаю, что украинские компании должны сами выступать инициаторами сотрудничества с китайским бизнесом. Посольство (читай государство — прим. "ВД") может содействовать им в этой деятельности в определенных законами Украины рамках, но не может осуществить за них эту работу.

Леся Семенихина: "Для китайского бизнеса Украина интересна как сырьевая площадка"

Коммерческий директор холдинга "УкрКитай Коммуникейшин" уже почти четыре года работает в сфере украинско-китайских торгово-экономических отношений. Леся Семинихина утверждает, что в последние несколько лет интерес украинского бизнеса к китайской продукции возрос. Китайские же компании пока только присматриваются к украинскому рынку.

Какие отрасли интересны китайским бизнесменам для инвестирования?
— Для китайского бизнеса Украина интересна, в первую очередь, как сырьевая площадка. Поэтому в лидерах товаров экспорта — металлургическая продукция. Покупают китайские компании и украинское дерево для производства мебели в Китае. К нам обращались за консультациями по организации бизнеса в сфере добычи полезных ископаемых. Китайцам очень интересна украинская камнепереработка. Они готовы вкладывать средства в разведку карьеров.

Какие препятствия вы видите на пути налаживания отношений между бизнесменами двух стран?
— Например, проблема привлечения средств. Ведь решение о том, инвестировать или нет в ту или иную страну, принимает Коммунистическая партия КНР. В последние несколько лет в отношениях между нашими странами был штиль, и поэтому в число перспективных рынков для китайских инвестиций Украина не попадала. Возможно, ситуация изменится сейчас, после того как на высоком уровне были достигнуты договоренности о намерениях инвестировать в развитие отдельных отраслей.

На фактор развития торгово-экономических отношений с Китаем весьма влияет политическая нестабильность в нашей стране. Думаю, диалог начнется только после президентских выборов, а бизнес активизируется уже с февраля следующего года.

Как изменилась структура импорта китайских товаров?
— Год назад Украина закупала у Китая оцинкованную сталь в больших объемах, но сейчас, в результате кризиса, эта продукция стала неинтересна и поставки практически прекратились. Зато неплохим спросом в настоящее время пользуется сталь с полимерным покрытием.

В целом можно сказать, что если раньше сделки были мелкими, то сейчас цена вопроса — миллионы долларов. Если 4-5 лет назад из Китая везли в основном дешевую обувь или текстиль, то в последние два-три года спросом пользуется высокотехнологическое оборудование, заводы, линии. К примеру, недавно мы сопровождали сделку по покупке башенных кранов компании ZOOMLION, которая является лидером этого рынка в Китае: там все инфраструктурные объекты строятся на оборудовании этой компании. По технологии и сборке краны — точная копия кранов немецкого концерна Liebherr, но стоят в три раза дешевле. При таком же качестве. И таких примеров можно привести очень много.

Что кроме этого покупает украинский бизнес в Китае?
— В последнее время к нам часто стали обращаться украинские бизнесмены, желающие найти партнера по покупке энергосберегающего оборудования. К нам обращаются с просьбами найти производителей солнечных батарей, ветрогенераторов. Было несколько сделок по продаже тепловых насосов китайского производства, стоимость которых в разы ниже, чем у остальных мировых производителей (стартовая цена может составить около $2 тыс.).

Часто ли украинские производители жалуются на низкокачественную продукцию китайцев?
— Низкое качество китайской продукции — это миф, который создают наши же покупатели. Все зависит от покупательской способности и спроса. В Европе, к примеру, она намного выше, у нас — ниже. Естественно, украинские компании стараются покупать в Китае более дешевую продукцию. Конечно же, эта продукция имеет болеет низкое качество.

Например, недавно одна украинская компания покупала нержавеющую сталь. Мы нашли для своего клиента метпроизводство, дело уже практически дошло до подписания контракта, но тут другой китайский производитель предложил украинской компании сталь по более низкой цене. Желающего сэкономить украинского покупателя предупредили, что через год эта сталь проржавеет. И что, вы думаете, он выбрал? Конечно же то, что дешевле.

    Реклама на dsnews.ua