• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Цифровые комбайны

Реклама на dsnews.ua

Мода бывает не только на зеленый цвет, худых девушек и тупоносые туфли — существует мода на бизнес-идеи и технологии. Последние модные веяния в сфере потребительской электроники — появление медиа-серверов, портативные развлечения, телематика и цифровая конвергенция. Последняя заслуживает отдельного разговора.

За прошедшие полвека мир претерпел удивительную эволюцию: от громоздких, дорогих, разумных машин-тугодумов, питающихся одноразовыми перфокартами, продвинулся к мощным, компактным и доступным компьютерам, одновременно позволив пронизать себя сетью оптических кабелей и микроволн. В середине этого космоса, на пересечении компьютерных и коммуникационных технологий, находится интернет — одна из ипостасей всемирного разума. Знатоки утверждают, что интернет стал лишь первой ласточкой подобной интеграции, очень скоро мы будем жить в мире, где все технологии взаимно скрестятся. Аудиосигналы, видеосообщения и цифровые данные смогут поступать к нам из единого источника, по единому каналу связи: настанет эпоха цифровой конвергенции. Продукты-индивидуалисты, вроде компьютеров, телефонов и телевизоров, вовсе исчезнут, уступив место амбициозным комбинациям: "фотохолодильникам", "аудиотостерам", "телепылесосам" и так далее. Считается, что технически это вполне допустимо, поскольку и электронные сообщения, и телефонные звонки, и телесигналы состоят из одной материи — цифровых битов. Коммерчески — тем более: мало кто захочет покупать с десяток разных предметов, если можно приобрести один, компактнее и дешевле.

"Уж с ежом"
Телефоны прошли несколько витков эволюции: утратили изначальный имидж предмета для избранных, перестали быть простым средством связи и превратились в универсальные аксессуары, отражающие стиль жизни. Но вовсе не потому, что этого захотели потребители. Просто представители всевозможных индустрий так и норовят вступить в альянс с производителями средств связи. Ведь в отличие от лэптопов, MP3-плееров и кухонных комбайнов, люди носят с собой сотовые повсюду и везде. Вот почему они оснащены радиоприемниками, фонариками, функциями видеомонтажа и прочим. Рынок смартфонов развивается так, что скоро совсем не останется места для наладонных компьютеров. Sony, к примеру, недавно вынуждена была вовсе отказаться от линейки PDA.

Предусматриваются функции для интеллектуалов: издательство Random House недавно прикупило компанию Vocel, занимающуюся разработкой приложений для мобильных. Вряд ли имеет смысл загружать в сотовый программные произведения Достоевского. Но почему бы не внедрить в них программы обучения иностранным языкам и легкие литтексты? Подобная мода прокатилась по Германии, Южной Корее и Японии, где "сотовые романы" стали такими популярными, что по мотивам одного из них сняли фильм "Глубокая любовь". Японская компания DoCoMo намерена интегрировать в телефонные аппараты смарт-карты, срабатывающие как железнодорожные абонементы.

Фотокамеры, встроенные в сотовые, наращивают разрешение, и не далее как в этом году в Азии, по прогнозам, должен появиться шестимегапиксельный камерафон. А на следующем этапе, судя по итогам мировой конференции 3GSM в Каннах, телефоны научатся действовать, как факсы. Разрешения шеститысячной серии камер Nokia вполне достаточно, чтобы сфотографировать лист бумаги формата A4, далее — дело техники: вводите номер факса и, если у вас хорошие функции передачи данных, факс быстро и в отличном качестве достигает получателя. Четкости изображений камерафонов достаточно даже для того, чтобы врач, находящийся в женевской клинике, смог диагностировать состояние раны на ноге пациента, находящегося в Катманду. Всемирная организация здравоохранения называет подобные сеансы "телемедициной" (перформансы в духе Кашпировского здесь ни при чем).

В прошлом году мировые доходы от продаж камерофонов впервые превысили доходы от продаж цифровых фотокамер. Значит ли это, что камерафоны — отличная бизнес-затея? (В мире уже почти не выпускают телефонов, не снабженных камерами). Увы, стать универсальными приспособлениями телефоны пока не смогли. Они стоят дороже швейцарских ножей, и не за всякую лишнюю функцию потребитель согласится заплатить. Так что производители поныне пребывают в поиске симпатичного клиентам и прибыльного набора неголосовых приложений.

В мире есть, как минимум, один противник универсализации телефонов. Это изобретатель первого сотового телефона Мартин Купер. Он полагает, что отличный, бесперебойно работающий аппарат, не изобретен до сих пор именно потому, что, вместо оптимизации по основному назначению, мир помешался на гибридах, не способных выполнить ни одну функцию как следует. Высший технический разум решил проучить индустрию за такую неразборчивость, наслав на телефоны опасные компьютерные вирусы, которых в первых гробоподобных конструкциях в помине не было.

Реклама на dsnews.ua

От конвергенции к дивергенции
В одной из первых своих работ Умберто Эко с иронией отмечает, что все приспособления, используемые нами сегодня, восходят к объектам, производившимся еще в доисторический период. К представителям эпохи цифровой конвергенции это утверждение относится едва ли. Если оглянуться на историю развития техники, технологии редко конвергировали — скорее напротив. Компьютер не слился воедино с компьютерным принтером. Напротив, возникло множество разновидностей компьютеров (десктопы, лэптопы, ноутбуки) и разные типы принтеров (струйные, лазерные, фотопринтеры и т.п.). И вовсе не конвергенция, а дивергенция помогла создать в мире потребительской техники мощные супербренды.
Hewlett-Packard — это отличные компьютеры. Epson — великолепные матричные принтеры. Intel — знаменитые микропроцессоры. Microsoft Windows — самая распространенная операционная система. Palm — электронные органайзеры, которые, кстати, называют "пальмами". Logitech — выдающиеся мыши. Но если бы Logitech выпускал компьютерные мышки, интегрированные с аудиоспикерами и термометром, мы вряд ли могли бы назвать эту компанию "великим мышиным брендом".

Сейчас принято учиться у природы. Хорошо бы вспомнить, что газели, например, не испытывают ни малейшей потребности скрещиваться с редисом. Растет убеждение, что цифровая конвергенция — не более чем мыльный пузырь. Отдельным потребителям могут понравиться ее плоды, но производители, воспринявшие ее слишком серьезно, ее не переживут. Впрочем, и потребителям было бы гораздо приятнее, если бы вместо говорящей раковины им предложили устройства, способные, наконец, воспринять все без исключения аудиоформаты, видеостандарты и кодировки.

    Реклама на dsnews.ua