• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Борис Колесников: Донбасский хищник

Реклама на dsnews.ua
Бывший торговец фруктами может быть успешным кондитером, экономист по образованию — руководить креативным направлением кампании, а обвиненный в вымога

Бывший торговец фруктами может быть успешным кондитером, экономист по образованию — руководить креативным направлением избирательной кампании, а обвиненный в вымогательстве — попасть в топ-лист влиятельнейших украинских политиков, если это — Борис Колесников. В политике, как и в бизнесе, он действует по принципу "выждать и напасть".

Интерьер кабинета Бориса Колесникова в штабе Партии регионов ничего не скажет посетителям об увлечениях и эмоциях хозяина. Никаких фотографий, картин или статуэток. Скрытный политик предпочитает не демонстрировать свои чувства на публике. Но ему не всегда удается совладать с природной вспыльчивостью.

"Если вы и дальше будете задавать такие вопросы, на этом интервью можно считать законченным", — с этой фразы началась беседа г-на Колесникова с корреспондентом "ВД". "Такой вопрос" касался формального понижения его статуса в предвыборной эстафете. На последних парламентских выборах он руководил всей избирательной кампанией Партии регионов. Сейчас же, следуя формулировке Николая Азарова, нынешнего главы избирательной кампании Виктора Януковича, Колесников официально отвечает только за идеологическое и финансовое направления.

Внешне назначение Азарова выглядело как пощечина главному финансовому донору регионалов Ринату Ахметову и его давнему другу Борису Колесникову. Но это не означает, что последнему не удалось отвоевать статус неформального главы кампании. Источники в ПР описали "ВД" реальное распределение полномочий в штабе регионалов образно. "Азаров — это знамя избирательной гонки, а Колесников — его флагшток".

После интервью и сам Колесников дал понять, что Николай Азаров — лишь номинальный руководитель кампании, назначенный для озвучивания предвыборных тезисов, подготовленных нашим собеседником. Стремительно окунувшись в большую политику, экс-глава Донецкого облсовета больше не готов мириться с нахождением на второстепенных ролях. Отстаивать же свою влиятельность ему приходится в периодических стычках с соратниками по политсиле — то со "стародонецкими", то с так называемой группой Дмитрия Фирташа.

Раскол в верхушке Партии регионов обострился во время последних переговоров с БЮТ по созданию коалиции. У Николая Азарова и людей Фирташа идея союза с Юлией Тимошенко вызывала аллергическую реакцию, а группа Ахметова—Колесникова тактически поддержала объединение с "сердечниками". В подтверждение внутрифракционных противоречий после провала "ширки" в кулуары ВР просочился слух о том, что Ринат Ахметов подумывает создать самостоятельное общественное движение, лидером которого станет Борис Колесников. Впрочем, даже если у нашего героя имеются "сольные" амбиции, он продемонстрирует их только в случае провала Виктора Януковича на президентских выборах.

Где вы видите себя после выборов — в Секретариате президента, правительстве или Верховной Раде?
— Я себя вижу только в парламенте.

Реклама на dsnews.ua

Правда ли, что Ринат Ахметов рассматривает возможность создания самостоятельного общественного движения, которое возглавите вы?
— Нет, это не отвечает действительности.

Вы рассматриваете возможность занять место лидера Партии регионов, если Виктор Янукович проиграет президентс­кие выборы?
— Виктор Янукович, по результатам всех последних социсследований — и внутренним, и внешним, — как минимум на 14% опережает идущего на втором месте действующего премьер-министра. Даже суммарный рейтинг Юлии Тимошенко и Арсения Яценюка меньше рейтинга Виктора Януковича (по данным октябрьского соцопроса Центра Разумкова, рейтинг Виктора Януковича составляет 28,9%, Юлии Тимошенко — 20,3%, Арсения Яценюка — 8,2% — прим. "ВД"). Почему он должен проиграть?

За несколько месяцев рейтинги могут существенно измениться, да и можно ли застраховаться от римейка ситуации 2004 г. и так называемого третьего тура?
— Мы не готовимся к такой ситуации. Если еще раз назначат третий тур, это будет верхом глупости, тогда от Украины просто ничего не останется.

В случае победы вы поддержите кандидатуру Юлии Тимошенко на посту премьер-министра?
— Не думаю, что кандидатура действующего премьера на этой должности нас устроит. Мы критикуем Тимошенко, говорим, что она непрофессиональна (и, по моему мнению, это объективно). Как же мы можем пригласить ее премьером? Это нелогичный ход.

Но еще недавно именно Ахметов и вы были сторонниками объединения с БЮТ, не так ли?
— Когда речь шла о коалиции, было много сторонников такого объединения — почти вся фракция, помимо Ахметова и меня. Но дело не в этом. Дело в том, что в основе такого объединения была новая Конституция, возможность для местных советов получить полную свободу — как финансовую, так и политическую. Это было привлекательно. Когда у вас больше 300 голосов, вы получаете возможность быстро осуществлять реформы — это самое большое преимущество в большой коалиции.

В кулуарах депутаты от Партии регионов давно говорят о том, что Виктор Янукович отдалился от фракции. Лично вы чувствуете его отдаление?
— Нет, я не чувствую, что он отдалился от кого-то. И если кому-то так показалось, пусть приходит в штаб и занимается избирательной кампанией, чтобы сильно не отдаляться.

От фруктов к свиньям
Свой первый предпринимательский опыт наш герой приобрел еще в 1980-х, занимаясь торговлей фруктами. Вначале он оптом закупал товар у "Союзпло­д­импорта", а впоследствии вышел на крупнейших производителей Турции, Греции, Марокко и Египта напрямую. С тех пор бизнесмен увлекся поиском доходных идей: "Я всю жизнь проработал в бизнесе, в жесткой конкуренции, поэтому мне интересны идеи".

В 1992 г. ему по давальческим схемам досталась большая партия сахара, которой срочно пришлось искать применение. Тогда сахар удалось обменять на печенье, а его — выгодно продать. Так родилась идея создать кондитерскую компанию, сейчас составляющую основу бизнес-группы Бориса Колесникова.

Для начала они с партнерами арендовали несколько производственных линий в Донецке, уже через пять лет купили собственную фабрику, потом построили еще две и, наконец, в 2003-м приобрели предприятие в России.

Именно с зарубежным приобретением связан ребрендинг кондитерского бизнеса Колесникова, в результате которого из названия "Киев-Конти" исчезло наименование украинской столицы. Произошло это через три года после того, как к украинским активам присоединилась российская фабрика "Кондитер-Курск".

Сумятицу внесла пресс-служба группы, сообщив журналистам, что объяснит смену названия "после выборов". Как тут не заподозрить политическую подоплеку? Теперь владелец предприятия уверяет, что никакой политики в исчезновении слова "Киев" из названия группы нет: "Просто мы тогда перестали быть украинской компанией — в смысле территориальности. И если объединить названия нового актива и всей группы, получалось что-то совсем безразмерное. Поэтому оставили только слово "Конти".

Острой необходимости менять название на самом деле не было, но, видимо, предпринимательское чутье подсказало Колесникову, что так его товар будет лучше продаваться на рынке восточного соседа.

Одно из недавних бизнес-озарений нашего героя — выращивание свиней.

В 2006 г. он сделал ставку на животноводческий сектор и сейчас удовлетворенно следит за развитием этого направления. Агропромышленный комплекс бизнесмен искренне считает "будущим Украины". Разработку же тактических идей Колесников с легкостью делегирует менеджерам, которые управляют его активами с момента ухода в политику. В кризис им удалось оградить бизнес-группу от серьезных потрясений.

Кондитерский бизнес сильно пострадал от кризиса?
— Внутри страны он чувствует себя не очень хорошо. Связано это прежде всего с девальвацией курса национальной валюты. В некоторых видах шоколадных изделий до 80% импортных компонентов, которые ни при каких условиях ничем нельзя заменить. Это какао-продукты и орехи. Они не растут даже на подоконнике Верховной Рады, сколько законов ни принимай. Но мы неплохо выглядим на рынке Российской Федерации, где девальвация рубля значительно меньше падения гривни в Украине. Неплохо выглядим и в целом по СНГ. За счет увеличения продаж в России, странах Балтии, Средней Азии мы компенсируем потери в Украине.

В чем заключалась антикризисная стратегия по Украине?
— Некоторые изделия мы не выпускали с конца 1990-х, а теперь к ним вернулись. Используем меньше продуктов с импортными компонентами, производим больше изделий из муки и сахара, цены на которые не так подвержены валютным колебаниям.

Вы не ощутили необходимости вернуться к оперативному управлению, целиком полагаетесь на менеджеров?
— Мое мнение: надо не мешать людям работать. Кстати, оно абсолютно совпадает с мнением Рината Ахметова. На моих предприятиях работают профессиональные команды, их вполне достаточно для того, чтобы мне не приходилось вмешиваться в эти процессы.

Почему вам не интересны западные антикризисные менеджеры?
— Пока в них нет необходимости. Вообще, антикризисный менеджер — это еще не панацея. Кризис, кроме глобального, имеет также и локальный характер. В крупных корпорациях, особенно в автомобилестроительных, кризисы случались и без общемирового падения экономики. И кризис-менеджеры не всегда спасали эти компании. Так что это вопрос дискуссионный. Если структура правильно построена, то она не должна от кризиса сильно пострадать. Да, потеряли все из-за падения объемов продаж, теперь все меньше могут тратить на развитие. И у нас развитие несколько замедлилось. Из-за валютных колебаний мы откатились среди мировых кондитерских компаний с 27-го места на 31-е, Roshen (кондитерская корпорация, к которой имеет отношение министр иностранных дел Петр Порошенко — прим. "ВД") — с 18-го на 21-е. Но если мы за десять лет с нуля привели компанию на 27-е место в мире, — это чего-то стоит.

Популярен тезис о том, что на выходе из кризиса можно заработать. Намерены ли вы приобретать новые активы сейчас, когда все упало в цене?
— Мне кажется, это теория. Что сегодня можно приобрести в нашем секторе пищевой промышленности? То, что было построено в СССР, — это уже металлолом, ему уже как минимум 19 лет. Что-то новое интересно только в том случае, если у него есть доля рынка. А те, кто с долей рынка, ничего сейчас не продадут. Поэтому в нашем сегменте вряд ли будут поглощения. Слияния еще возможны, а поглощения — нет. Поглощать некого.

Преступление и оправдание
В 2005 г. политика, тогда еще регионального масштаба, арестовали по подозрению в вымогательстве акций донецкого торгового центра "Белый лебедь". Бывший замдиректора центра Борис Пенчук заявил, что под угрозой смерти, исходившей от Бориса Колесникова, он и члены его семьи вынуждены были продать свои акции за бесценок.

Но спустя четыре месяца после задержания в деле Пенчука—Колесникова произошел кардинальный перелом. Благодаря именитым адвокатам и поддержке влиятельных регионалов Колесников внезапно вышел из-под стражи, а Генпрокуратура закрыла уголовное дело "в связи с отсутствием состава преступления". Оказавшись на свободе, он пообещал упрятать за решетку всех, кто причастен к его задержанию.

В ответ Борис Пенчук выпустил книгу с интригующим названием "Донецкая мафия. Антология", где поднял вопрос о том, почему бизнес убитых в 1990-е гг. бизнесменов "каким-то крайне странным образом" перешел в руки Рината Ахметова и Бориса Колесникова. Главный компромат на последнего, озвученный в книге, — расстрел бизнес-партнера Колесникова, Сергея Романа, совладельца торговой фирмы "Юг", контролирующей Центральный рынок Донецка. Как утверждает Пенчук, после гибели бизнесмена предприятие возглавил Борис Колесников.

"Чтобы стать воспринятым обществом, вам нужен был первый, стартовый капитал. И еще — легализованный капитал. И вы его получили… Но после смерти С. Романа", — пишет Пенчук в книге, обращаясь к своему оппоненту. Но развить и эту тему дальше ему не удалось. Вскоре после публикации "Донецкой мафии" обвинитель Колесникова и сам попал под уголовное преследование. А в 2009 г. был приговорен к восьми годам лишения свободы с конфискацией имущества по двум статьям — вымогательство и заведомо ложное сообщение о совершении преступления.

Вы связываете ваше "сепаратистское" выступление в Северодонецке в 2005 году с последовавшими за ним обвинениями со стороны Бориса Пенчука?
— Это одна из причин, там был целый клубок историй для создания материалов мести. Но пока следствие по собранному против меня фальсификату не закончено, я не хотел бы публично отвечать на этот вопрос. Пока. Хотя, конечно, тогда было меньше политических целей, больше меркантильности, бытовой жадности руководителей оранжевой революции. "Оранжевые" потратили массу денег на компромат против меня в 2005 г., в т. ч. и на подкуп свидетелей.

В книге "Донецкая мафия" есть доля правды?
— Никакой. Я не читал всю книгу Пенчука, а только те главы, которые опубликованы в интернете. Там чистые домыслы. Знаете, как сидят два старых сотрудника органов, вышедшие еще из СССР, вроде Москаля, и пишут по слухам, "одна бабка сказала". Позвольте, если бы такие факты были, я бы здесь не сидел. Вы видели этого Пенчука? Если б у него отобрали хотя бы десять копеек, вой был бы на всю страну еще в 2002 г. А так он три года молчал, ждал оранжевой революции.

Борис Пенчук был осужден за дачу ложных показаний. Что, на ваш взгляд, может заставить человека давать неправдивые показания?
— В случае с Борисом Пенчуком все просто. Ему наобещали много чего: квартиру в Киеве (хотя и не дали), поступление сына в университет (устроили), массу материальных благ, известность, дали деньги на книгу и даже написали ее за него. Тщеславие победило. А так вообще сложно понять, что нужно сделать, чтобы заставить человека давать ложные показания. В каком-то моменте ошибиться или что-то забыть — это другой вопрос, но чтобы подписывать кем-то составленные показания, нужно быть полным идиотом. Что, в принципе, и закончилось плачевно. Очень обидно, что только для него, а не для заказчика.

Очередная избирательная кампания уже сопровождается новыми выбросами компромата. Как сейчас можно отделить правду от вымысла?
— Отличить невозможно. Поэтому нужно принять закон, аналогичный британскому, о покушении на репутацию. И ввести финансовые инструменты ответственности за покушение на репутацию. Только таким путем можно остановить выброс фальсифицированной информации, весь мир через это прошел. Ведь что было в 2005 году? Это был не слив компрометирующей информации, это была фальсификация данных.

Аматорские увлечения
Единственное, в чем Борис Колесников вне работы не боится называть себя любителем, — его спортивные увлечения. Их, правда, не так уж и много — футбол и горные лыжи. Вице-президент ФК "Шахтер" признается, что сам играет в футбол отвратительно. Но это не мешает ему оставаться заядлым болельщиком (любимый игрок — Диего Марадона). Находить время на посещение футбольных матчей, несмотря на предвыборный ажиотаж, наш герой еще успевает, а вот с более продолжительным отдыхом в последнее время не складывается.

График избирательной кампании позволит вырваться на зимние каникулы или семья поедет отдыхать без вас?
— У меня в этом году отдохнуть, скорее всего, не получится. Думаю, вырваться на отдых удастся не раньше лета. А что касается семьи, то я пока не знаю. У детей уже слишком разные интересы — старший сын учится на первом курсе, а дочке пять лет. Обычно зимой мы ездили вместе кататься на лыжах, но в этом году окончательно еще не решили. Возможно, дети и поедут.

Лыжи — это исключительно семейный отдых или компанию вам составляют коллеги по политике и бизнесу?
— Это семейный отдых, но туда, как правило, приезжает много друзей, мы встречаемся. Не сказал бы, что это большая тусовка, но знакомых на отдыхе много.

Среди них есть и представители других политических лагерей?
— Туда же не вся Верховная Рада прибывает. Но даже если там и встречаются политические оппоненты, отдыху это не мешает.

Какое самое яркое впечатление с лыжного отдыха?
— Два года назад в Сент-Морисе, катаясь на лыжах, я сломал ногу. Это запомнилось больше всего.

Так активно катались?
— Скорее, так плохо. Хотя на лыжи впервые встал лет семь назад.

В футбол играете лучше, чем катаетесь на лыжах?
— Ой, слабо. Сейчас уже не играю вообще, а на профессиональном уровне никогда и не играл.

Перспективы
В бизнесе Бориса Колесникова новых поворотов пока ждать не стоит. Наш герой вряд ли решится на новые приобретения в ближайшее время. Животноводческое направление потребовало серьезных вливаний (всего планируется инвестировать 3,5 млрд грн.), да и на фоне предвыборных расходов Колесников наверняка ограничит активность в бизнесе.

Кто бы ни вышел победителем из надвигающихся президентских выборов, Борис Колесников вряд ли покинет большую политику. В случае победы Виктора Януковича он, скорее всего, отдаст предпочтение депутатскому мандату, хотя рискнем предположить, что кадровые позиции в Секретариате президента также могут быть ему интересны. Если же Янукович проиграет президентские выборы, Борис Колесников, вполне вероятно, попытается усилить свои позиции в Партии регионов. Идея смены лидера "бело-голубых" витает в воздухе уже давно, и в случае поражения на президентских выборах регионалы приближаются к ней вплотную. Колесников же — один из ключевых претендентов на это место.

    Реклама на dsnews.ua