• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

ПОТОПленные берега

Реклама на dsnews.ua
Вслед за снегом в Украину идет большая вода. На борьбу с которой, как выяснила "ВД", уже потратили не один миллиард гривен.
Вслед за снегом в Украину идет большая вода. На борьбу с которой, как выяснила "ВД", уже потратили не один миллиард гривен.

Летом 2008 г. водные потоки одной из речек на Львовщине едва не снесли большой склад строительных материалов и техники. Ничего примечательного, если бы капитальное сооружение не разместилось… прямехонько под одним из мостов. Предприниматели сочли его буквально хорошей крышей для своего складского бизнеса. "Там же пять лет воды не было…" — недоумевали владельцы уже после разгула стихии.

И таких нарушений по всей Украине — хоть отбавляй. Правда, "всплывают" они, как правило, вместе с весенними паводками и ливнями. Из-за обильных снегопадов нынешняя весна преподнесет немало таких сюрпризов.

Деньги на воду
Ежегодные убытки Украины из-за паводков и наводнений оцениваются в среднем в 2,4  млрд грн. и имеют устойчивую тенденцию к росту. В 1998-2001 гг. потери только одного Закарпатья составили 1,1 млрд грн. Уже в 2008-м, когда на шесть областей обрушились затяжные ливни, суммы убытков выросли до 5,7 млрд грн.

Чтобы минимизировать эти потери, после каждой такой катастрофы государство инициирует запуск целевой программы, деньги на которые в бюджете прописываются отдельной строкой. Подобным образом поступают и власти в регионах, используя местный бюджет. Но сколько всего таких программ реализуется в Украине и сколько денег в общей сложности уже потрачено на борьбу со стихией в стране, достоверно не знает никто.

Подобных проектов несколько десятков, и большинство из них не согласуются друг с другом. Что, естественно, приводит к неэффективной трате средств. При этом центр исправно финансирует лишь единичные госпрограммы. Как правило, они реализуются в регионах, уже прилично пострадавших от наводнений.

Так, после обильных паводков на Закарпатье в 1998 году в течение последующих двух лет было построено свыше 10 км защитных дамб и укреплено 39 км берега, благодаря чему, убеждены в Закарпатской ОГА, удалось смягчить удар весеннего паводка 2001 г. и сократить убытки втрое  — до 285 млн грн. А с 2006 г. в области действует самая масштабная в стране противопаводковая программа — по защите бассейна реки Тиса. За четыре года на ее реализацию из госказны выделено около 600 млн грн.

Реклама на dsnews.ua

Но начиная с 2008-го денег из госбюджета даже проблемное в паводковом плане Закарпатье стало получать все меньше (подробнее — см. мнение Олега Гаваши на стр. 22). В отношении остальных, реже подтапливаемых регионов, чиновники и в лучшие времена проявляли скупость. Так, к примеру, приняв в 2004 г. "Программу комплексного развития Украинского Придунавья на 2004-2010 гг.", за 2005-2009  гг. Кабмин на ее реализацию изыскал только 10,6% от намеченного.

Ситуация начала было меняться сразу после наводнения, обрушившегося на Западную Украину летом 2008-го, — тогда начала действовать новая госпрограмма по противопаводковой защите в бассейнах рек Днестр, Прут и Серет, рассчитанная на 17  лет. В 2009-м из запланированных 121  млн грн. на ее реализацию из госказны было выделено 106,5 млн грн. Но уже на 2010-й финансирование программы планировали сократить в 12 раз — до мизерных 16 млн грн.

В целом же у каждого региона должен быть свой план по противодействию наводнениям. Однако с выполнением этой задачи дело обстоит из рук вон плохо: в трети областей местные программы по борьбе с подтоплениями на конец 2009 г. утверждены не были, а большинство действующих не совершенны, утверждают в Счетной палате.

В итоге площадь подтапливаемой территории стабильно растет — пропорционально увеличению количеству программ по предотвращению этого явления. Только за последнюю пятилетку она увеличилась на 35,4 тыс. кв. км, достигнув 27% страны. Проще говоря, уже практически треть земельных ресурсов страны регулярно уходит под воду.

Кто ответит за тех, кого подтопили?
Средства на борьбу с наводнениями не только распыляются по разным программам, но и еще имеют кучу малу распорядителей ("ВД" писала об этом в статье "Катастрофы в копилке", №19-20, 2009 г.). Основной объем работ приходится на Госкомитет водного хозяйства Украины (Госводхоз), который отвечает за проектирование и строительство противопаводковых объектов. Проектированием и строительством мостов, путей и инженерных сооружений занимается Минтранссвязи, противоэрозийные мероприятия — парафия Минагрополитики. Минприроды отвечает за строительство и реконструкцию гидропостов, систем наблюдения и прогнозирования, Госкомзем занимается вопросами землеустройства, а Госкомлесхоз — созданием лесонасаждений и водоохранных полос.
Есть еще местные власти, которые отвечают за состояние рек и прилегающих территорий.

В итоге проконтролировать качество работ и отследить целевое использование средств практически нереально. Что ярко продемонстрировали события 2008-го. Из  почти 4 млрд грн., выделенных из госбюджета на борьбу с наводнениями в шести областях, 1,2 млрд были потрачены не по целевому назначению. Генпрокуратура возбудила в 2008-2009 гг. свыше 235 уголовных дел, и хотя треть из них таки дошла до суда, государству удалось взыскать с бюрократов-коррупционеров всего… 31,5  млн  грн.

Логично предположить, что, сузив круг "борцов" с наводнениями, можно уменьшить и количество злоупотреблений. Но вопрос этот за всю историю независимой Украины публично поднимали только единожды.

В 2008-м, когда на ликвидацию последствий наводнений на Западной Украине предполагалось выделить рекордные 5 млрд грн., несколько министерств и ведомств — Минфин, Минэкономики, МЧС, Минприроды и Госкомводхоз — заявили о целесообразности замкнуть все потоки на одной структуре. Увы, упускать контроль над столь ценным ресурсом никто не захотел, и после длительных дебатов деньги все же развели по разным распорядителям.

Впоследствии, чтобы проконтролировать расходование средств, растекшихся по нескольким министерствам, в ВР была создана Временная специальная комиссия, которая обнаружила финансовые нарушения… по каждому из ведомств. Суммы нарушений исчислялись десятками миллионов гривен  — сущие копейки на фоне почти 5  млрд грн. Но отчет комиссии принят нардепами не был. Его признали… слишком политизированным. Однако новую, якобы более независимую, комиссию создавать не стали.

"ВР не приняла отчета временной следственной комиссии, которая изучала использование госсредств во время ликвидации последствий наводнения-2008, потому что ее выводы были признаны политизированными", — утверждает глава МЧС Владимир Шандра.

Дорогая скупость
В то время как правительства развитых стран финансируют меры по предотвращению наводнений, оставляя на откуп страховым компаниям выплату компенсаций пострадавшим, украинские чиновники действуют с точностью до наоборот. При этом аргумент специалистов, утверждающих, что каждая гривня, вложенная в противопаводковые мероприятия, позволяет избежать убытков минимум на 7 грн., бюрократов и политиков убеждает слабо.

Но даже местный опыт говорит в пользу такого подхода. Так, потери Закарпатья из-за наводнений за период с 1998-го по 2008-й снизились почти в пять раз — ущерб от стихии в июле 2008-го составил менее 163 млн грн. И это при том, что по силе этот паводок не уступал предыдущим. И если в 2001-м поселок Большой Бычкив был одним из наиболее пострадавших от стихии, то в 2008-м, когда вода поднялась на 19 см выше исторического максимума, населенный пункт этого почти не ощутил.

Но коль скоро 2009 год страна пережила без водных катаклизмов, бюрократы сочли, что нет резона тратиться на финансирование работ, эффект от которых будет ощутим в далеком будущем. И сократили финансирование. На носу были президентские выборы, да и госказна трещала по швам.

В итоге финансовые потоки из центра в регионы существенно обмелели, а раскошелиться на защитные работы в первом полугодии 2009-го смогли лишь Черновицкая и Львовская области. Траты, впрочем, вышли чисто символическими  — 6,6 млн грн. и 0,3 млн грн. соответственно. Притом что потребности Черновицкой области составляли 386,3 млн грн., а Львовской — 236,4  млн  грн.

Такая скупость чиновников в результате обходится налогоплательщикам намного дороже. Ведь подчас государство вынуждено выделять средства на одни и те же цели по нескольку раз. Так, примеру, в госбюджете-2009 и проекте госбюджета-2010 правительство не предусмотрело финансирования программы "Ликвидация последствий подтопления территорий в городах и поселках Украины". Как следствие, недостроенными и не введенными в эксплуатацию остаются 81 объект гидрозащиты, на которые уже потрачено 75,1 млн грн. Если средства не выделят в этом году, то в следующем суммы финансирования придется увеличить  — с течением времени недострои банально разрушаются.

Дорогая земля
Чтобы эффективно предотвращать наводнения, придется укреплять берега рек. И вот здесь начинаются самые большие сложности, из-за которых, особенно в крупных городах, в большинстве случаев все мероприятия сходят на нет.

Поймы рек активно застраиваются. Причем в местах, где вероятность разлива рек достаточно высока. Так, по информации экологов, ширина заводи в районе Киева и Конча-Заспы составляет 7,5 км. На участке между Козиным и Гнидиным гидронамывные участки сузили Днепр до 750 м, то есть пространство для прохождения паводковых вод сужено в десять раз.

"Этот участок расположен непосредственно в зоне южной границы Киева, и в случае резкого подъема уровня воды в Днепре она не сможет быстро проходить через суженный гидронамывом участок заводи, — прогнозирует Алексей Василюк, зампредседателя Национального экологического центра Украины. — В пределах Киева вода может подняться до 8 м — минимума, нужного для того, чтобы паводок "перелился" через намывные участки. Кроме того, в заводи расположена Бортническая станция аэрации, и ее затопление приведет к попаданию стоков канализации в Днепр, который остается источником водоснабжения для многих больших городов, размещенных ниже по течению от Киева".

Примечательно, что когда поднимается вопрос застройки берегов, то все ведомства в один голос заявляют, что они, дескать, разрешения не давали, дома построены незаконно, но, мол, для их сноса полномочий у них нет.

Аналогичная проблема была и в России. Но тогдашний президент Владимир Путин этот вопрос решил радикально и быстро: дома, незаконно построенные на берегах, просто снесли, невзирая на все возгласы недовольных, без оглядки на их статус (среди снесенных домов был и принадлежащий певице Алле Пугачевой). В Украине такой сценарий, увы, маловероятен. Впрочем, есть другой, не менее эффективный способ отбить желание строить на опасных территориях — достаточно государству отказаться от компенсации ущерба, причиненного водной стихией владельцам незаконных строений.

Олег Гаваши, председатель Закарпатской ОГА
Альтернативы строительству водозащитных сооружений нет, и это подтвердили по­следние паводки. Но госфинансирование уменьшается с каждым годом. Только в 2006 г. программа "Тиса" была обеспечена почти в полном объеме. В 2008 г. на ее выполнение выделили 76%, в 2009-м — лишь 66%. В  прошлом году определенная часть работ по защите населенных пунктов от паводков должна была финансироваться из Стабфонда. Однако работы на многих объектах даже не были начаты из-за отсутствия средств.
Тем не менее за эти годы (2006-2009 гг. — прим. "ВД") в области было построено почти 106 км дамб и 43 км берегоукреплений. От  воды защищены 87 населенных пунктов.
Остается нерешенным вопрос финансирования ликвидации последствий июльского паводка 2008 г. в Закарпатской области. Решение о выделении средств на восстановление разрушенных объектов коммунального значения правительство приняло, но до сих пор не поступило 77 млн грн. на возобновление мостов, мостиков, подпорных стен, дорог местного значения в Раховском и Тячевском районах.
    Реклама на dsnews.ua